Ссылки для упрощенного доступа

Власть против НКО

Представители ассоциации "Голос" в суде
Представители ассоциации "Голос" в суде
В России продолжаются проверки некоммерческих организаций. 15 июля в нижегородский офис "Комитета против пыток" пришли полицейские, они потребовали финансовые документы и данные о сотрудниках организации за три года. Массовые проверки НКО начались в России после принятия закона, который обязывает организации, получающие финансирование из-за рубежа, регистрироваться в качестве иностранных агентов. Несколько некоммерческих организаций отказались относить к себе положения этого закона и оспаривают законность прокурорских проверок в суде. Среди них ассоциация защиты прав избирателей "Голос", деятельность которой приостановило Министерство юстиции. "Голос" принял решение оспорить и это постановление.

Юристы ассоциации в защиту прав избирателей "Голос" подали в суд жалобу, в которой указали, что считают решение о приостановлении деятельности организации незаконным и просят суд отменить его. 26 июня Министерство юстиции на полгода приостановило деятельность "Голоса", поскольку ассоциация отказалась зарегистрироваться в качестве иностранного агента. "Юристы посчитали важным обжаловать незаконные, на их взгляд, действия Министерства юстиции, – говорит заместитель директора организации Григорий Мельконьянц. – Во-первых, это необходимо, чтобы продемонстрировать несогласие с этим решением. Во-вторых, наша позиция должна быть закреплена юридически, чтобы потом в ЕСПЧ, в Конституционном суде не возникало вопросов о том, что НКО согласились с такими действиями государственных органов".

По мнению Григория Мельконьянца, суд приступит к рассмотрению этой жалобы не раньше августа. Сама ассоциация "Голос" сейчас ликвидируется и фактически не работает, говорит Мельконьянц, однако это не мешает юристам обжаловать в суде незаконные, по их мнению, действия Минюста. Руководство "Голоса" неоднократно говорило о том, что может зарегистрировать новую некоммерческую организацию, которая откажется от зарубежного финансирования. 8 июля было учреждено общественное движение "В защиту прав избирателей Голос", которое, по словам Григория Мельконьянца, уже готовится к наблюдению за выборами 8 сентября.

15 июля представители "Голоса" подали заявку на получение государственного гранта в Институт проблем гражданского общества, который занимается вопросами финансирования НКО. "Голос" рассчитывает получить около 14 миллионов рублей на проект, направленный на повышение общественного доверия к выборам. По словам Григория Мельконьянца, помимо общественного наблюдения за выборами необходимо изменять отношение граждан и представителей власти к этому институту:

– Чтобы повысить доверие и снять социальное напряжение, которое зачастую возникает в России в период проведения предвыборных кампаний, необходимо наладить диалоговые площадки между организаторами выборов и их участниками. В нашей заявке основной упор делается не столько на Единый день голосования, сколько на досрочные, региональные выборы, которые проходят в России практически каждое воскресенье. К сожалению, они остаются без должного внимания: никто их особо не освещает и никто за ними не наблюдает. В заявке делается акцент на создании в регионах диалоговых площадок, где за одним столом будут сидеть представители власти, организаторы выборов и общественные контролеры, чтобы договориться о том, как будут наблюдать за выборами. Наш опыт проведения таких площадок показал, что это очень эффективный инструмент.

Результаты конкурса на получение государственных грантов станут известны в конце августа, финансирование предполагается с ноября, уточняет Григорий Мельконьянц. Глава Института проблем гражданского общества, член Общественной палаты Мария Слободская ранее заверяла, что в организацию не поступало "никаких распоряжений учитывать – агент или не агент" при распределении грантов.

По мнению московского политолога Николая Петрова, у "Голоса" практически нет шансов получить государственные деньги и продолжить свою деятельность в качестве независимого наблюдателя.

– "Голос" и независимое наблюдение за выборами – главная цель кампании Кремля против НКО. Я не думаю, что какими-то ухищрениями, перерегистрируя организацию или как-то меняя форматы взаимодействия с властью, можно будет чего-то добиться. С такого рода организациями, как "Голос", Кремль смирится только, если она станет зависимой от власти: не просто получит грант, а будет слушаться эту власть. Но покуда такие организации сохраняют свою самостоятельность, они враги, они не нужны. Смысл кампании против НКО – ударить по тем организациям, которые, с точки зрения Кремля, способствовали политическому кризису декабря 2011 года. И "Голос" одна из них. "Голос" правильно делает, пробуя разные пути, но мне кажется, что "Голос" и любое независимое наблюдение за выборами сейчас будет исключено.

В марте 2013 года в сотнях НКО по всей России начались массовые проверки. В результате прокуратура усмотрела политические черты в работе правозащитных, социологических и исследовательских организаций. Ассоциация в защиту прав избирателей "Голос" стала первой российской НКО, признанной иностранным агентом. В апреле организация была оштрафована на 300 тысяч рублей, а ее руководитель Лилия Шибанова – еще на 100 тысяч.
Волонтеры ассоциации "Голос" за работой на региональных выборах, 2012 год
Волонтеры ассоциации "Голос" за работой на региональных выборах, 2012 год
Замоскворецкий суд Москвы сегодня отклонил жалобы двух некоммерческих организаций – Ассоциации защиты прав избирателей "Голос" и Комитета "Гражданское содействие" – на действия прокуратуры во вроемя проверки этих НКО.

В конце марта сотрудники прокуратуры, Минюста и налоговой службы начали проверки многих НКО. В Москве прокуроры побывали в офисах российского представительства Amnesty International, движения "За права человека", центра "Мемориал", фонда "Общественный вердикт" и Московской Хельсинкской группы. Проверяющие также пришли в московские офисы Transparency International и Human Rights Watch.

Григорий Мельконьянц
Григорий Мельконьянц
Заместитель руководителя ассоциации "Голос" Григорий Мельконьянц в интервью Радио Свобода сказал, что решение Замоскворецкого суда было ожидаемым, хотя и нарушающим, по его мнению, нормы закона. Но для того, чтобы обращаться в международные суды, необходимо пройти все инстанции в России.

"Решение с точки зрения опыта судов ожидаемое, но с точки зрения права, конечно, мы надеялись на то, что представители "Голоса" выиграют. Потому что "Голос" должен был оспаривать представление прокуратуры в отношении региональной организации. Все равно для того, чтобы дальше судиться и в Конституционном суде, и в Европейском суде по правам человека, необходимо было обжаловать все эти действия. Поэтому мы обжаловали действия прокуратуры, обжаловали ее представление, в котором было указано, что региональная организация "Голоса" планирует в будущем проводить определенные мероприятия – они основывались на нашем плане. Ничего проведено не было, но все равно суд сказал своим решением, что даже намерение проводить наши мероприятия тоже представляет собой нарушение, что противоречит здравой логике. Следующий этап? Мы намерены как минимум обратиться в Европейский суд по правам человека, затем в Конституционный суд с тем, чтобы оспаривать все эти нормы закона в принципе".

Светлана Ганнушкина
Светлана Ганнушкина
Решение суда по жалобе комитета "Гражданское содействие" было аналогичным тому, что вынесено в отношении ассоциации "Голос". И для руководителя "Гражданского содействия" Светланы Ганнушкиной, как и для ее коллег, оно не стало неожиданным:

"Ровно такие же два решения были приняты по жалобам правозащитного центра "Мемориал" и международного "Мемориала". Ничего другого не ожидали. Я, правда, первый раз была на суде и первый раз видела судью, которая улыбалась, которая, очевидно, все совершенно понимала. Но сначала она приняла решение по поводу "Голоса", признав необходимость для него записываться в реестр иностранных агентов, а потом уже по нашей организации. Будем обжаловать, но боюсь, что это безнадежно. Хотя тут сейчас начали чудеса совершаться некоторые. Во-первых, по поводу некоторых наших коллег были приняты решения, что они не являются иностранными агентами. Совершенно невозможно понять, где тут логика. Потому что, на мой взгляд, организация, меньше всего занимающаяся какой бы то ни было политикой, – это все-таки "Голос". Это организация, которая добивается того, чтобы выборы были честными, справедливыми и свободными. Чего уж тут... Либо вы считаете, что это нужно, либо считаете, что нет. Так что это почти саморазоблачительное судебное решение".

Всего в суд обратились восемь организаций, все они настаивали на незаконности проведения у них проверок, а также требования о регистрации в качестве иностранного агента. Помимо "Голоса" и Гражданского содействия" это НКО "Общественный вердикт", "За права человека", "Мемориал", Transparency International Russia, "Горячая линия" и "В защиту прав заключенных". Правозащитники полны решимости оспорить решения российских судов в Страсбурге. Светлана Ганнушкина отмечает:

"На самом деле мы уже обратились в Европейский суд. Наша организация принадлежит к тем одиннадцати, которые, как только вступил в силу закон об "иностранных агентах", обратились в Европейский суд с просьбой признать нас потенциальными жертвами этого закона, в связи с нарушением этим законом статей 10, 11 и, если не ошибаюсь, 18 Европейской конвенции. А теперь уже по крайней мере две организации стали не потенциальными, а реальными жертвами этого закона – это "Голос" и правозащитный центр "Мемориал".

Арсений Рогинский
Арсений Рогинский
Напомним, массовая проверка НКО прокуратурой, Минюстом и налоговой службой идет уже несколько месяцев. Как заявила Генпрокуратура, проверки некоммерческих организаций носят плановый характер и связаны с вступившим в силу законом, который обязывает НКО, получающие западные гранты, зарегистрироваться в качестве иностранных агентов. В среду генпрокурор Юрий Чайка заявил, что "Мемориал" и "Голос" использовали пробелы в российском законодательстве, чтобы уклониться от приобретения статуса иностранных агентов, и создали разветвленную структуру подразделений, представляющих 64 самостоятельных юридических лица. В ответ глава "Мемориала" Арсений Рогинский сказал, что "ни одна из организаций "Мемориала" иностранным агентом не является и в этом качестве регистрироваться не будет".

Ведущие российские правозащитные организации бойкотируют закон об НКО и подчеркивают, что не являются иностранными агентами.

Загрузить еще

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG