Linkuri accesibilitate

Юстиция

Собеседование в комиссии «pre-vetting»
Собеседование в комиссии «pre-vetting»

Юристы Татьяна Чаглик и Ион Гузун, которые претендуют на посты в Высшем совете магистратуры (ВСМ), получили одобрение комиссии «pre-vetting». Комиссия огласила решения 14 марта.  

Вскоре полные решения опубликуют на сайте комиссии, а также о решении уведомят парламент.

Всего на участие в конкурсе записались 12 человек. Впоследствии двое отказались от участия в конкурсе, двое не подали вовремя декларации о доходах. Кроме того, один претендент на пост в ВСМ отказался от публичного собеседования.

Кандидатуры юристов утверждает парламент, а судей – выбирают на общем собрании судей.

Что известно о кандидатах?

Татьяна Чаглик работала в Агентстве администрирования судебных инстанций с 2008 по 2013 год. Также, с 2012 по 2016 год она была членом Совета медиации. С 2020 по 2022 год она была экспертом по юстиции в Институте публичных политик и европейских реформ (IPRE).

Собеседование Татьяны Чаглик состоялось 1 марта и продлилось пять минут. Председатель комиссии Герман фон Хебель сообщил, что у комиссии нет к ней вопросов, так как все было ясно из ее письменных ответов.

Ион Гузун начал работать адвокатом в 2013 году. С 2016 года он был юридическим советником миссии ОБСЕ в Молдове, а в 2017 году стал вице-председателем Amnesty International Moldova. Также он работал юридическим советником в Центре юридических ресурсов (CRJM).

В 2021 год Гузун стал председателем комиссии по вопросам помилования при президенте. Также он является директором секретариата Независимого консультативного комитета борьбы с коррупцией, который в 2021 году создали по указу президента Майи Санду. В этот же комитет входит и член комиссии pre-vetting Надежда Хриптиевски.

На собеседовании 2 марта выяснилось, что два члена комиссии «pre-vetting» взяли самоотвод. Надежда Хриптиевски является одной из соосновательниц CRJM (на время работы в комиссии она приостановила полномочия в CRJM), а Татьяна Рэдукану входила в совет управления CRJM.

Контекст

  • «Pre-vetting» – это специальная проверка кандидатов в Высший совет магистратуры (ВСМ). По закону, ВСМ состоит из 12 человек: шестерых судей и шестерых представителей гражданского общества.
  • Из 23 судей, которые прошли «pre-vetting», одобрение комиссии получили пятеро. Остальные пытаются оспорить решения комиссии в Высшей судебной палате (ВСП). Иски двух кандидатов ВСП уже отклонила.
  • Те, кто получил одобрение комиссии, смогут выставить свои кандидатуры на общем собрании судей. Оно запланировано на 17 марта. Для того, чтобы обеспечить кворум необходимо, чтобы на собрание пришли не менее половины представителей судейского корпуса. В то же время власти готовят поправки, которые позволят проводить общие собрания судей, если cоберется 1/3 cудей.
  • ВСМ – орган самоуправления судей, который назначает и увольняет судей, выбирает председателей судебных инстанций, а также формирует бюджет судебной системы.
В 2022 году обвинение по делу о незаконном финансировании партии «Шор» предъявили 46 людям. Еще против 11 выдвинули обвинения в 2023 году
В 2022 году обвинение по делу о незаконном финансировании партии «Шор» предъявили 46 людям. Еще против 11 выдвинули обвинения в 2023 году

Более 50 человек проходят обвиняемыми по делу о незаконном финансировании партии «Шор». Об этом Europa Liberă cообщили в Антикоррупционной прокуратуре.

В 2022 году обвинение по делу о незаконном финансировании партии «Шор» предъявили 46 людям. Еще против 11 выдвинули обвинения в 2023 году. В прокуратуре рассказали, что большинство обвиняемых проходят по делу, как соучастники в сознательном принятии финансирования от организованной преступной группы.

Их соучастие проявлялось в том числе «в виде советов, указаний, предоставления информации». Есть и те, кого обвиняют в «предоставлении средств и инструментов для обхождения препятствий» при получении незаконного финансирования.

Последние арестованные деле появились 11 марта 2023 года. В прокуратуре рассказали, что во время обысков 9 марта задержали троих человек. Одного из задержанных отпустили на следующий день, а двоих поместили под арест на 20 суток.

Пересчитали прокуроры и общую сумму денег, изъятых во время обысков 9 марта. Сначала правоохранители сообщили, что изъяли более 2,5 млн леев и 50 тыс. евро (около 3 492 385 леев) у «курьеров», которые должны были передать деньги председателями и вице-председателям территориальных организаций партии. Затем выяснилось, что прокуроры изъяли 4.560.719 леев. Таким образом, за 9 девять месяцев расследования, прокуроры изъяли не менее 9 млн леев у активистов и членов партии «Шор».

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, изъятые деньги могут фигурировать в деле, как вещественные доказательства. Обычно, их окончательную судьбу решают после того, как по делу вынесут окончательное решение. Их могут конфисковать.

«Вояж» вице-председателя партии

Рассказали в прокуратуре и подробности о предъявлении обвинений вице-председателю партии «Шор» Виталии Балинскому. В результате утечки данных, Балинский и еще несколько подозреваемых покинули Молдову 16 июля 2022 года. В прокуратуре подчеркнули, что до сих пор не выяснили, кто стоит за утечкой данных.

В сентябре ему заочно предъявили обвинения, а 14 ноября его заочно арестовали. Предполагалось, что после задержания его отправят на 30 суток в изолятор при тюрьме 13. В феврале 2023 года суд первой инстанции заменил арест на судебный контроль. Также суд обязал его явиться в прокуратуру. 7 марта Балинский пришел в прокуратуру и попросил дополнительное время, чтобы ознакомиться с материалами дела.

Контекст

  • Антикоррупционная прокуратура завела дело о незаконном финансировании партии «Шор» в июле 2022 года. Вице-председателя партии Марину Таубер задержали и предъявили обвинения. Она провела под арестом почти 2 месяца: с 23 июля по 14 сентября. Затем ее перевели под домашний арест и судебный контроль.
  • 8 ноября 2022 года тогдашний министр юстиции Сергей Литвиненко обратился в Конституционный суд (КС) и объявить партию неконституционной.
  • В декабре Венецианская комиссия сообщила, что роспуск политической партии – крайняя мера, к которой можно прибегнуть если все ограничительные меры не дали результата. По мнению экспертов, госорганы должны доказать, что «политика и/или деятельность партии представляют серьезную или неизбежную угрозу демократии, безопасности или правам человека».

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG