Linkuri accesibilitate

Юстиция

Почти все граждане Молдовы, воюющие в Украине, являются наемниками. Но по закону некоторые из них — преступники, а некоторые — нет. В этом материале мы ответим на несколько вопросов: почему воевать на стороне Украины — законно, а против нее — нет? В каких случаях воевать за Россию законно?

С начала войны в Украине, развязанной Россией 24 февраля, молдавские СМИ писали о десятках молдавских граждан, участвующих в военных действиях на украинском фронте. Точное число наемников установить нельзя, так как некоторые из них, в случае разоблачения, рискуют попасть в тюрьму за наемничество.

Молдаване, воюющие на украинском фронте, делятся на несколько отдельных групп:

  • Граждане Молдовы, завербованные в сепаратистские военные организации в оккупированных областях Украины, а также в иностранные и российские частные военные организации;
  • Граждане Молдовы в международном легионе, защищающие Украину;
  • Граждане Молдовы, завербованные в армию Российской Федерации.

Как законодательство Молдовы определяет наемников?

Граждане Молдовы, завербованные для участия в вооруженном конфликте «для получения личной выгоды или вознаграждения», являются наемниками, пояснили Radio Europa Liberă в Прокуратуре по борьбе с организованной преступностью и важным делам (PCCOCS), ссылаясь на законодательство Молдовы, в частности, на статью 130 Уголовного кодекса.

Уголовный кодекс — Статья 130. Наемники

Под наемником понимается лицо, которое специально завербовано в стране или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте. Лицо, которое принимает непосредственное участие в военных действиях в целях получения личной выгоды или материального вознаграждения, обещанного стороной конфликта или от имени таковой. Наемником считается лицо, которое не является ни гражданином стороны конфликта, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной конфликта, не входит в личный состав вооруженных сил стороны конфликта и не было послано государством - не являющимся стороной конфликта - для выполнения официальных обязанностей.

Почему молдаване, воюющие на стороне Украины, не являются преступниками?

Молдаване, служащие в международном легионе, который воюет на стороне Украины, не нарушают территориальную целостность украинского государства или конституционный строй, утверждают в прокуратуре, где расследуют подобные преступления. Таким образом, их не могут привлечь к уголовной ответственности за наемничество.

«Те, кто завербован в украинскую армию или в структуры, созданные украинским правительством, и целью которых является защита украинской территории и конституционного строя Украины, не могут быть квалифицированы как наемники. Они не нарушают Уголовный кодекс Республики Молдова», — говорит Ион Маноле, директор Promo-LEX.

По его словам, те, кто завербован в украинские структуры, находятся под защитой как украинского, так и международного права.

С другой стороны, Маноле добавил: «те, кто завербован в незаконные, частные, иностранные структуры, пришедшие на территорию Украины, и воюют против украинского народа или украинского государства, находятся в незаконных структурах и берут на себя все риски».

Что грозит молдаванам, завербованным в частные пророссийские и сепаратистские военные компании?

Граждане Молдовы, воюющие в сепаратистских военных организациях в оккупированных областях Украины и частных военных организациях (например, в российской частной военизированной организации «Вагнер»), подпадают под 141 статью Уголовного кодекса.

Уголовный кодекс – статья 141. Наемничество

Участие наемника в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях, направленных на свержение или подрыв конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Ион Маноле: Именно тут следует провести параллели, при чем так, чтобы понятно было всем.
На граждан Республики Молдова, которые зачислены в конституционные структуры и участвуют в обороне территории, где эти структуры находятся (в данном случае Украины), статья 141 не распространяется.

Europa Liberă: Значит, они не относятся наемникам?

Ион Маноле: Все они являются наемниками, согласно статье 130 УК РМ.

Europa Liberă: Но они не подпадают под статью 141?

Ион Маноле: Именно так. Их действия не наказуемы.

Подлежат наказанию, согласно молдавскому законодательству, наемники, которые участвуют «в военных или иных насильственных действиях, направленных на свержение или подрыв конституционного строя или нарушение территориальной целостности государства».

Но есть и исключения.

Все ли молдаване, воюющие на стороне России, преступники?

Вооруженные силы РФ, вторгшиеся в Украину 24 февраля, воюют вместе с частными военными организациями и сепаратистскими формированиями оккупированных областей восточной и южной Украины.

Согласно статье 130 Уголовного кодекса, наемники «не являются членами вооруженных сил одной из сторон конфликта».

Таким образом, если гражданин Молдовы становится военнослужащим российской армии, его не смогут судить по молдавским законам. По закону он не является наемником, защищен международными конвенциями и считается комбатантом, пояснили Europa Liberă эксперты Promo-LEX.

При каких условиях граждане Молдовы могут быть призваны в российскую армию?

В конце сентября 2022 года Europa Liberă писала о молдаванах, которых затронула мобилизации в России, объявленная Владимиром Путиным.

«Это граждане Молдовы, которые также имеют российское гражданство, находятся в России и постоянно проживают на территории Российской Федерации», — говорится в ответе Министерства обороны Молдовы для Europa Liberă.

В то же время те, кто имеет российский паспорт, но проживает за границей, не могут быть подвергнуты мобилизации в России. В эту категорию также входят молдаване с российскими паспортами, проживающие в Приднестровском регионе.

Молдаване, имеющие российское гражданство, но покинувшие страну на короткий срок и проживающие в России, также подлежат мобилизации, если они соответствуют всем остальным критериям российского законодательства, в том числе, если состоят на учете в российских военных комиссариатах.

Более жесткие наказания для молдаван, воюющих в российской армии?

После объявления частичной мобилизации в России президент Молдовы Майя Санду заявила, что молдаване, которые вступят в ряды российской армии и примут участие в войне против Украины, могут быть лишены молдавского гражданства. Она также заявила, что власти могут ужесточить наказание для тех, кто имеет только молдавское гражданство, но решил воевать в Украине на стороне России.

Инициативы Санду остались пока на уровне заявлений.

Сколько молдаван было осуждено за наемничество?

С 2014 года по настоящее время прокуратура расследовала 21 уголовное дело по факту наемничества. Семнадцать дел дошли до суда, где, по словам прокуроров, все обвиняемые были осуждены. Europa Liberă запросила данные у Министерства внутренних дел, которое управляет регистром уголовной и криминологической информации Молдовы, но ведомство подтвердило только один случай осуждения за наемничество в период с 2014 года по настоящее время.

В прокуратуре (PCCOCS) заявили, что не знают сколько всего молдавских граждан было осуждено в Молдове с начала боевых действий в Украине.

Приговорены к заключению, но на свободе

Статья 141 Уголовного кодекса, по которой судят наемников, предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 15 лет, в зависимости от тяжести совершенных преступлений.

Большинство наемников приговаривают к 3, 4 или 5 годам лишения свободы, согласно приговорам, опубликованным на национальном судебном портале.

Но не все они оказываются за решеткой. Некоторые из них получили условные сроки. Это означает, что, если осужденный не совершит больше никаких преступлений в течение установленного судом срока, он не будет отбывать оставшийся срок в тюрьме.

При условно-досрочном освобождении наемников судьи чаще всего ссылаются на статью 90 Уголовного кодекса, которая гласит: «Если суд, учитывая обстоятельства дела и личность преступника, придет к выводу о нецелесообразности отбывания преступником назначенного наказания, может принять решение об условном приостановлении исполнения наказания, назначенного преступнику».

Помимо тюремных сроков, были случаи, когда суд выносил решение о помещении наемников в психиатрические лечебницы.

Среди предполагаемых разговоров министра юстиции, опубликованных на сайте Moldova-Leaks, был чат CSP, в котором обсуждали конкурс на должность главы Антикоррупционной прокуратуры, в котором победила Вероника Драгалин.
Среди предполагаемых разговоров министра юстиции, опубликованных на сайте Moldova-Leaks, был чат CSP, в котором обсуждали конкурс на должность главы Антикоррупционной прокуратуры, в котором победила Вероника Драгалин.

«Слив» предполагаемых переписок чиновников стал поводом для нескольких проверок. Прокуроры расследовали как утечку данных, так и предполагаемое влияние чиновников на различные учреждения.

Расследование вела Прокуратура по борьбе с оргпреступностью (PCCOCS), но вернула его в Генпрокуратуру после того, как первым поступило обращение, в котором говорится о «предполагаемых действиях некоторых прокуроров из PCCOCS».

Расследование

Как сообщил Europa Liberă пресс-секретарь PCCOCS Эмил Гайтур, в ноябре 2023 года Генпрокуратура обратилась в PCCOCS из-за публикации предполагаемых переписок, которые чиновники вели в Telegram. Уголовное дело завели по факту «незаконного перехвата компьютерных данных». К расследованию подключили Управление расследования компьютерных преступлений из Нацинспектората расследований.

В то же время прокуроры начали проверку информации «о предполагаемом влиянии некоторых чиновников на работу многих учреждений». Как уточнил Эмил Гайтур речь идет именно о предполагаемом влиянии на принятие решений чиновниками, чьи переписки опубликовали на Moldova-Leaks.

Сайт Moldova-Leaks запустили 9 ноября 2022 года. В описании сообщили, что опубликуют «самую большую утечку личных переписок». После 25 ноября утечек больше не было.

За три недели на нем опубликовали данные из переписок министра юстиции Серджиу Литвиненко, министра внутренних дел Анны Ревенко, министра экономики Думитру Алайбы, советника президента по безопасности Дорина Речана, и.о. генпрокурора Иона Мунтяну и экс-депутата Вадима Пистринчука. Все чиновники заявили, что их переписки «отредактировали».

В одной из переписок Литвиненко якобы шла речь о том, как помочь Веронике Драгалин победить в конкурсе на пост главы Антикоррупционной прокуратуры. Эту переписку он прдположительно вел с представителями гражданского общества в Высшем совете прокуроров. Исходя из утекших данных, Литвиненко даже предложил отказаться от принятого регламента в день собеседований, но никто не поддержали эту идею. Глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин воздержалась от комментариев.

Как дело передали в Генпрокуратуру

Во время расследования прокуроры получили обращение, в котором речь шла не только о переписках, но и о «предполагаемых действиях некоторых прокуроров из PCCOCS».

Получив это обращение в PCCOCS, прокуроры решили передать дело Генеральной прокуратуре «во избежание любых предположений [...] об обстоятельствах, которые могли поставить под сомнение беспристрастность прокуроров PCCOCS». О каком именно обращении идет речь Гайтур не уточнил, отметив, что это «часть уголовного процесса и детали еще нельзя обнародовать».

В Генпрокуратуре Europa Liberă сообщили, что рассмотрят заявление о самоотводе PCCOCS.

При чем тут Стояногло

Ранее отстраненный от должности генпрокурора Александра Стояногло сообщил, что подал жалобу в прокуратуру в связи с данными опубликованными на Moldova-Leaks.

На пресс-конференции 8 декабря Стояногло сообщил, что потребовал привлечь к ответственности министра юстиции Серджиу Литвиненко. По его словам, прокурор Дорин Компан «убедил (...) мужа своей сестры Виктора Фуртунэ завести уголовное дело» против него.

«Назначение Виктора Фуртунэ расследовать дело генпрокурора не было случайным. Это — злоупотребление со стороны министра Литвиненко и членов Высшего совета прокуроров, которые ему подчиняются», — сказал Стояногло.

Он также считает, что Фуртунэ назначили замглавы PCCOCS в благодарность за то, что он вел это уголовное дело.

Адвокат Стояногло Василий Гафтон подтвердил Europa Liberă, что PCCOCS уведомила его подзащитного о том, что жалобу передали в Генпрокуратуру. По словам адвоката, такое решение приняли потому, что в жалобе речь идет, в том числе, и о Викторе Фуртунэ.

«Мы подали жалобу по 339 статье Уголовного кодекса — узурпация власти и 306 статье — привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного лица», — сообщил Гафтон.

Проверка и.о. генпрокурора Иона Мунтяну

Информация с сайта Moldova-Leaks cтала поводом и для уголовного процесса против и.о. генпрокурора Иона Мунтяну. Проверкой занимается прокурор PCCOCS Виталий Кишкэ.

Уголовный процесс начали по жалобе гражданского активиста Павла Григорчука. Он обратился в Высший совет прокуроров и потребовал, чтобы Мунтяну привлекли к ответственности за то, что он, будучи прокурором, якобы занимался предпринимательской деятельностью.

Из материалов, опубликованных на Moldova-Leaks, следует, что в 2015 году Мунтяну якобы купил квартиру в Брашове, которую записал на свекровь, и интересовался покупкой туристического комплекса. Также он говорил с одним из собеседников о заводе по производству соков и о поставках шерсти и бинтов из Узбекистана в Румынию.

Как рассказал Europa Liberă Григорчук, уголовный процесс завели по факту предположительного незаконного обогащения и указания ложных данных в декларациях о доходах. 22 декабря прокурор Кишкэ сообщил Григорчуку, что вызывает его 29 декабря давать показания.

Мунтяну также обратился в Совет и попросил проверить опубликованную информацию. И жалобу Григорчука, и жалобу Мунтяну поручили проверить Кишкэ.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG