Linkuri accesibilitate

Юстиция

Sorry! No content for 30 decembrie. See content from before

miercuri 28 decembrie 2022

Среди предполагаемых разговоров министра юстиции, опубликованных на сайте Moldova-Leaks, был чат CSP, в котором обсуждали конкурс на должность главы Антикоррупционной прокуратуры, в котором победила Вероника Драгалин.
Среди предполагаемых разговоров министра юстиции, опубликованных на сайте Moldova-Leaks, был чат CSP, в котором обсуждали конкурс на должность главы Антикоррупционной прокуратуры, в котором победила Вероника Драгалин.

«Слив» предполагаемых переписок чиновников стал поводом для нескольких проверок. Прокуроры расследовали как утечку данных, так и предполагаемое влияние чиновников на различные учреждения.

Расследование вела Прокуратура по борьбе с оргпреступностью (PCCOCS), но вернула его в Генпрокуратуру после того, как первым поступило обращение, в котором говорится о «предполагаемых действиях некоторых прокуроров из PCCOCS».

Расследование

Как сообщил Europa Liberă пресс-секретарь PCCOCS Эмил Гайтур, в ноябре 2023 года Генпрокуратура обратилась в PCCOCS из-за публикации предполагаемых переписок, которые чиновники вели в Telegram. Уголовное дело завели по факту «незаконного перехвата компьютерных данных». К расследованию подключили Управление расследования компьютерных преступлений из Нацинспектората расследований.

В то же время прокуроры начали проверку информации «о предполагаемом влиянии некоторых чиновников на работу многих учреждений». Как уточнил Эмил Гайтур речь идет именно о предполагаемом влиянии на принятие решений чиновниками, чьи переписки опубликовали на Moldova-Leaks.

Сайт Moldova-Leaks запустили 9 ноября 2022 года. В описании сообщили, что опубликуют «самую большую утечку личных переписок». После 25 ноября утечек больше не было.

За три недели на нем опубликовали данные из переписок министра юстиции Серджиу Литвиненко, министра внутренних дел Анны Ревенко, министра экономики Думитру Алайбы, советника президента по безопасности Дорина Речана, и.о. генпрокурора Иона Мунтяну и экс-депутата Вадима Пистринчука. Все чиновники заявили, что их переписки «отредактировали».

В одной из переписок Литвиненко якобы шла речь о том, как помочь Веронике Драгалин победить в конкурсе на пост главы Антикоррупционной прокуратуры. Эту переписку он прдположительно вел с представителями гражданского общества в Высшем совете прокуроров. Исходя из утекших данных, Литвиненко даже предложил отказаться от принятого регламента в день собеседований, но никто не поддержали эту идею. Глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин воздержалась от комментариев.

Как дело передали в Генпрокуратуру

Во время расследования прокуроры получили обращение, в котором речь шла не только о переписках, но и о «предполагаемых действиях некоторых прокуроров из PCCOCS».

Получив это обращение в PCCOCS, прокуроры решили передать дело Генеральной прокуратуре «во избежание любых предположений [...] об обстоятельствах, которые могли поставить под сомнение беспристрастность прокуроров PCCOCS». О каком именно обращении идет речь Гайтур не уточнил, отметив, что это «часть уголовного процесса и детали еще нельзя обнародовать».

В Генпрокуратуре Europa Liberă сообщили, что рассмотрят заявление о самоотводе PCCOCS.

При чем тут Стояногло

Ранее отстраненный от должности генпрокурора Александра Стояногло сообщил, что подал жалобу в прокуратуру в связи с данными опубликованными на Moldova-Leaks.

На пресс-конференции 8 декабря Стояногло сообщил, что потребовал привлечь к ответственности министра юстиции Серджиу Литвиненко. По его словам, прокурор Дорин Компан «убедил (...) мужа своей сестры Виктора Фуртунэ завести уголовное дело» против него.

«Назначение Виктора Фуртунэ расследовать дело генпрокурора не было случайным. Это — злоупотребление со стороны министра Литвиненко и членов Высшего совета прокуроров, которые ему подчиняются», — сказал Стояногло.

Он также считает, что Фуртунэ назначили замглавы PCCOCS в благодарность за то, что он вел это уголовное дело.

Адвокат Стояногло Василий Гафтон подтвердил Europa Liberă, что PCCOCS уведомила его подзащитного о том, что жалобу передали в Генпрокуратуру. По словам адвоката, такое решение приняли потому, что в жалобе речь идет, в том числе, и о Викторе Фуртунэ.

«Мы подали жалобу по 339 статье Уголовного кодекса — узурпация власти и 306 статье — привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного лица», — сообщил Гафтон.

Проверка и.о. генпрокурора Иона Мунтяну

Информация с сайта Moldova-Leaks cтала поводом и для уголовного процесса против и.о. генпрокурора Иона Мунтяну. Проверкой занимается прокурор PCCOCS Виталий Кишкэ.

Уголовный процесс начали по жалобе гражданского активиста Павла Григорчука. Он обратился в Высший совет прокуроров и потребовал, чтобы Мунтяну привлекли к ответственности за то, что он, будучи прокурором, якобы занимался предпринимательской деятельностью.

Из материалов, опубликованных на Moldova-Leaks, следует, что в 2015 году Мунтяну якобы купил квартиру в Брашове, которую записал на свекровь, и интересовался покупкой туристического комплекса. Также он говорил с одним из собеседников о заводе по производству соков и о поставках шерсти и бинтов из Узбекистана в Румынию.

Как рассказал Europa Liberă Григорчук, уголовный процесс завели по факту предположительного незаконного обогащения и указания ложных данных в декларациях о доходах. 22 декабря прокурор Кишкэ сообщил Григорчуку, что вызывает его 29 декабря давать показания.

Мунтяну также обратился в Совет и попросил проверить опубликованную информацию. И жалобу Григорчука, и жалобу Мунтяну поручили проверить Кишкэ.

Europa Liberă рассказывает, какие вопросы возникли у комиссии к судьям: Анжеле Бостан, Серджиу Осояну и Владиславу Холбану. 
Europa Liberă рассказывает, какие вопросы возникли у комиссии к судьям: Анжеле Бостан, Серджиу Осояну и Владиславу Холбану. 

Комиссия «pre-vetting» приостановила до нового года собеседования с кандидатами на пост членов Высшего совета магистратуры (ВСМ). 18 судей, прошедших собеседования в 2022 году, ожидают решения.

В третьей части спецпроекта «Битва за ВСМ» Europa Liberă рассказывает, какие вопросы возникли у комиссии к судьям: Серджиу Осояну, Владиславу Холбану и Анжеле Бостан.

Cудья Серджиу Осояну: Компенсация в 1 млн леев и дом в Страшенах

Серджиу Осояну стал судьей в 2008 году. Он начал работать в суде Страшен, а в 2016 году его назначили председателем этой судебной инстанции. В 2021 году он стал временно исполнять обязанности председателя суда Страшен.

Согласно последней декларации о доходах, в 2021 году он получил зарплату 385 тыс. леев (32 тыс. леев в месяц) и 7 тыс. евро — в дар от отца. Семья судьи владеет тремя земельными участками. Также один из членов его семьи владеет половиной жилого дома площадью 114 кв. м. В декларации он указал, что рыночная стоимость такого дома — 400 тыс. леев. Сам судья владеет квартирой площадью 75,6 кв м, купленной по инвестиционному контракту в 2014 году. Рыночная стоимость квартиры — 520 тыс. леев. Есть у судьи и «другая недвижимость» площадью 160 кв. м, которую он купил в 2021 году за 800 тыс. леев. Рыночная стоимость этой недвижимости — 1,2 млн леев. Судья объяснил эту разницу тем, что вложился в строительство «недвижимости», а рыночная цена увеличилась из-за того, что выросла стоимость стройматериалов. Один из членов семьи судьи владеет автомобилем Hyundai Santa-Fe (2018 год выпуска) стоимостью 570 тыс. леев.

В комиссии выяснили, что, будучи прокурором в 2008 году, Осояну должен был получить квартиру от государства. Жилье ему не предоставили, поэтому он обратился в суд. Затем он подписал с мэрией мировое соглашение и получил вместо квартиры компенсацию -1 млн леев. У комиссии возникли вопросы, потому что не было судебного решения, в котором указано, что вместо квартиры он получит деньги. Судья отметил, что государство «было обязано» выполнить перед ним обязательство. Поэтому он считает законным изменение способа выполнения судебного решения. По его словам, в таком же положении оказались еще около 100 человек.

Также комиссия выяснила, что в 2014 году уже будучи судьей Осояну добился, чтобы ему предоставили квартиру по преференциальной цене — 552 тыс. леев. На покупку квартиры он взял 270 тыс. леев в долг у дяди, но не представил комиссии никакого договора о займе. Судья объяснил это тем, что его дядя был на заработках в России, а деньги хранил у племенника. Осояну рассказал, что пообещал дяде вернуть деньги, если продаст квартиру.

В 2014 году судья обратился в районный совет Страшен, чтобы ему «как молодой семье» предоставили земельный участок для постройки дома. Осояну рассказал, что продал этот участок и купил новый — в другом селе. Там он и построил дом. В комиссии уточнили, сообщил ли судья совету Страшен, что уже получил квартиру по преференциальной цене и компенсацию от мэрии в 1 млн леев. Судья ответил, что этот вопрос неоднократно освещали СМИ, поэтому, он не уведомил об этом совет.

Немало вопросов у комиссии возникло и в связи с наличными, которые накопили судья и его сожительница. Осояну настаивал, что не имеет отношения к накоплениям сожительницы и ее родственников, которые работают за рубежом. «Я не имею отношения к наличным сожительницы и ее семьи, она не имеет отношения к моим. Это две разные вещи. У меня ощущение, что это психологический тест. Я четко показал, какие у меня деньги, а какие у них», — подчеркнул он.

Также комиссия попросила объяснить, как его отец смог подарить ему 7 тыс. евро, если его официальный доход за последний год составил 77 тыс. леев. Судья рассказал, что его отец производит фрукты и овощи, по 3–4 тонны продукции в год. В комиссии рассказали, что один раунд вопросов, по требованию кандидата, проведут на закрытом заседании.

Судья Владислав Холбан: Вопросы с покупкой дома и бизнесом жены

Владислав Холбан стал судьей в 2014 году. Согласно последней декларации о доходах, в 2021 году он заработал 263 тыс. леев (21 тыс. леев в месяц). Еще 9,7 тыс. леев он получил за работу в Нацинституте юстиции. Его жена заработала 230 тыс. леев по патенту предпринимателя. Семья судьи владеет домом площадью 112 кв. м, который купили в 2018 году за 1,2 млн леев и квартирой площадью 50 кв. м, которую купили в 2009 году за 411,4 тыс. леев. Судья владеет автомобилем Renault Megane (2009 год выпуска), который купил за 65 тыс. леев в 2016 году.

В первую очередь, у комиссии возникли вопросы в связи с покупкой дома в 2018 году. Комиссия отметила, что судья купил его за 1,2 млн леев (240 тыс. заплатил, а 960 взял в кредит), хотя рыночная стоимость дома была 1,8 млн леев. Судью попросили объяснить, как вышло, что ему продали дом по сниженной цене. Холбан ответил, что дом, который он купил, не могли продать около 10 лет.

Также у комиссии возникли вопросы в связи с доходами супруги судьи. По подсчетам комиссии, с 2016 по 2021 год она заработала почти 880 тыс. леев. Холбан пояснил, что его жена получила патент на изготовление изделий народного творчества. Он отметил, что она не выдает чеки. По его словам, у его жена заключила несколько договоров с компаниями, которые подтверждают, что она изготовила изделия на 115 тыс. леев. Но контракты с компаниями – это не вся ее деятельность.

В комиссии отметили, что в 2021 году его жена открыла кафе. Один из членов комиссии представил фото кафе и спросил то ли это заведение. Судья подтвердил. По данным комиссии, кафе сделало закупки на 589 тыс. леев. Судья отметил, что у зарегистрированной на имя его жены фирмы есть счет, куда его супруга кладет деньги от продаж. Он пояснил, что деньги — общая сумма, которую кафе еженедельно тратило на закупки. «Да и на фото, которое вы показали, видно, что все внутри делала моя жена вручную. Даже столы, если посмотреть внимательно, сделаны из древесины из деревни, которой больше 30 лет», — рассказал Холбан.

Комиссия выяснила, что в 2016 году родители и брат судьи купили в одном и том же здании три квартиры по цене, которая была ниже рыночной. Холбан сообщил, что знает о деталях этих сделок только со слов родственников. Он отметил, что для покупки квартиры его отец продал трактор и несколько земельных участков. Судья рассказал, что квартиры были в плохом состоянии и к ним не были подключены все коммуникации.

«Надеюсь, что мне удалось вам показать, что вся моя деятельность и все мое имущество, было получено в строгом соответствии с законом», — сказал судья в конце собеседования.

Судья Анжела Бостан: Вопросы с квартирой матери и общим собранием судей

Анжела Бостан стала судьей в 2006 году. С 2015 года она работает в Апелляционной палате Кишинева. Согласно последней декларации о доходах, в 2021 году она заработала 302,8 тыс. леев (25,2 тыс. леев в месяц). Еще 80,4 тыс. леев она получила за работу в Нацинституте юстиции. В 2020 году она получила право на проживание в частном доме площадью 187 кв. м в Хынчештах и квартире площадью 74 кв. м. в Кишиневе. Также она владеет «имуществом» площадью 32,4 кв. м. Она владеет автомобилем Lexus NX (год выпуска 2014), который купила в 2020 году за 250 тыс. леев. В декларации о доходах она отметила, что рыночная стоимость автомобиля — 300 тыс. леев. Разницу в цене она объяснила тем, что у автомобиля были «небольшие внешние дефекты» и неполная комплектация.

У комиссии возникли вопросы в связи с тем, что судья только в 2020 году внесла в декларации, что у нее есть право на проживание в доме и квартире. Также в комиссии спросили, на какие средства ее мать купила квартиру. Анжела Бостан рассказала, что раньше не указывала это имущество, так как не жила там. Она пояснила, что у ее матери проблемы со здоровьем, поэтому она переехала к ней, чтобы помогать ей. Также она рассказала, что ее мать решила переехать в Кишинев в 2017 году после того, как у нее начались проблемы со здоровьем. В 2018 году она купила квартиру в Кишиневе за 973,5 тыс. леев. Мать судьи дала письменные объяснения комиссии и рассказала, что получила деньги на квартиру из нескольких источников: личные сбережения, продажа квартиры в Кагуле, финансовая помощь сына и сестры. Анжела Бостан рассказала, что ее брат около 17 лет работал в Италии, а ее тетя — в России.

Также у комиссии возникли вопросы в связи с тем, что она не задекларировала все свои банковские счета. Анжела Бостан рассказала, что не декларировала только те счета, на которых не было средств. Она подчеркнула, что «большинство чиновников» также как она, посчитали, что нет необходимости декларировать счета, на которых нет средств.

Еще часть собеседования посвятили общему собранию судей, которое прошло в 2019 году. Тогда около 50 судей потребовали, чтобы Высший совет магистратуры (ВСМ) созвал общее собрание судей. ВСМ отказался, а судьи оспорили это решение в Апелляционной палате. Судейская коллегия под председательством Анжелы Бостан обязала ВСМ созвать собрание. На собрании судьи проголосовали за отзыв мандатов членов ВСМ, но ВСМ не подчинился решению, назвав решение незаконным. Члены комиссии поинтересовались, почему Бостан открыла общее собрание судей, а также высказалась о положении дел в судебной системе. Бостан отметила, что у нее было право высказать свое мнение на собрании органа самоуправления судей. Она рассказала, что хотя по закону, собрание открывают члены ВСМ, в сентябре 2019 года ей пришлось открыть собрание, так как никто из ВСМ не пришел.

Говоря о самом решении Бостан отметила, что не может его комментировать, так как «оно было коллегиальным», а его законность подтвердила Высшая судебная палата. Судья возмутилась, что ее попросили объяснить свою речь на собрании судей: «Не обижайтесь, но, когда вы просите меня прокомментировать мое мнение, у меня может создаться ощущение, что у этих вопросов дискриминационная цель». Она подчеркнула, что другие участники того общего собрания прошли собеседование «pre-vetting», но комиссия не задавала вопросов, так как они не высказывали там свое мнение. Бостан рассказала, что после собрания подверглась «преследованию в профессиональном плане».

Завершая собеседование, она подчеркнула, что «сознательно решила пройти на проверку», чтобы стать членом ВСМ. «Надеюсь, что смогу способствовать поиску решений, которые позволят улучшить положение дел, чтобы построить правовое государство и обеспечить независимость судебной системы», — подчеркнула она.


***
В 2022 году комиссия провела собеседования с 21 кандидатом. Только трое из них получили ответы от комиссии, остальные еще ждут решения. В комиссии сообщили, что собеседования с остальными кандидатами возобновят в следующем году. Помимо судей, комиссия должна проверить 12 представителей гражданского общества, которые претендуют на посты в ВСМ.

После того, как комиссия огласит решения по всем кандидатам в ВСМ, она перейдет к проверке кандидатов в Высший совет прокуроров. Europa Liberă продолжит следить, за тем, как идет предварительный отбор в органы самоуправления судей и прокуроров.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG