Прогресс по резонансным уголовным делам — одно из требований, которое Молдова должна выполнить на пути евроинтеграции. Europa Liberă рассказывает, на каком этапе находятся наиболее резонансные дела, которые завели за последние два года.
Дело о незаконном финансировании ПСРМ
26 мая 2022 года в доме экс-президента Игоря Додона прошел обыск. В тот же день его задержали. Вечером и.о. главы Антикоррупционной прокуратуры Елена Казакова сообщила, что прокурату завела дело на основании видеозаписи, на которой экс-лидер Демпартии Владимир Плахотнюк передал черный пакет Игорю Додону. Дело завели по нескольким статьям, включая предательство родины, незаконное обогащение и незаконное финансирование политической партии.
Осенью эпизод «о кульке» передали в суд. Так как дело касается преступления, которое Додон совершил будучи президентом, его рассматривает Высшая судебная палата.
Прокуроры продолжают расследовать остальные эпизоды, включая дело о финансировании ПСРМ. В 2022 году прокуратура предъявила обвинения нескольким депутатам, которые входят в руководство ПСРМ. Последним список обвиняемых депутатов дополнил Влад Батрынча, которому предъявили обвинения за несколько дней до наступления 2023 года.
Дело депутатов-перебежчиков
Дело «депутатов-перебежчиков» стало одним из самых громких событий начала 2022 года. 3 февраля 2022 года прокуроры устроили обыск у 13 бывших депутатов (ПКРМ). Речь идет о депутатах, которые в 2015 году покинули ПКРМ, а через некоторое время они вступили в Демпартию. Пятерых из 13 депутатов, у которых прошли обыски, задержали в тот же день. Затем их арестовали на несколько месяцев, а потом меру пресечения сменили на более мягкую.
10 января 2023 года Антикоррупционная прокуратура сообщила Europa Liberă, что расследование по этому делу еще идет. В отношении экс-депутатов Владимира Витюка и Виолетты Иванов ведут параллельное финансовое расследование. Им занимается Агентство возмещения добытого преступным путем имущества (ARBI).
Дело о незаконном финансировании партии «Шор»
Дело о незаконном финансировании партии «Шор» послужило поводом и для внутренних проверок в Антикоррупционной прокуратуре и Наццентре борьбы с коррупцией. Оказалось, что члены партии «Шор» знали заранее о том, что правоохранители собираются нагрянуть к ним с обысками. В частности, лидер полит-формирования Илан Шор и депутат Марина Таубер публично заявили о готовящихся обысках за неделю до того, как тогдашний и.о. генпрокурора Думитру Робу пришел в парламент и потребовал лишить Таубер иммунитета.
Уголовное дело против Марины Таубер стало одним из аргументов, которые минюст привел в запросе о ликвидации партии «Шор». Этот запрос в 2023 году должен рассмотреть конституционный суд. 20 декабря 2022 года прокуратура провела серию обысков по делу о незаконном финансировании партии «Шор». В результате обысков изъяли 4 млн леев наличными, которые по словам прокуроров, предназначались для оплаты участников антиправительственных протестов.
Таубер также проходит обвиняемой по одному из дел о краже миллиарда. По этому делу ее лишили иммунитета в мае 2022 года. Но тогда прокуроры решили ее не арестовывать, а поместили ее под подписку о невыезде.
Возвращение Андронаки
Немало вопросов вызвало возвращение Владимира Андронаки в Молдову. 2 ноября 2022 года прокуратура сообщила, что находящегося в розыске Андронаки задержали при въезде в Молдову. Позднее выяснилось, что Андронаки признали персоной нон-грата на Украине. По словам главы Антикоррупционной прокуратуры Вероники Драгалин, одной из причин такого решения стало то, что «Андронаки — партнер экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка, которого США внесли в санкционный список за систематическую коррупцию в Молдове». Адвокаты Андронаки утверждают, что их подзащитного похитили из Украины и передали молдавским властям.
На момент задержания Андронаки проходил обвиняемым по делам о краже миллиарда и делу Metalferos. 14 ноября 2022 Прокуратура по борьбе с оргпреступностью предъявила ему обвинение в руководстве попыткой лишить Молдову здания консульства в Одессе.
10 января 2023 года Антикоррупционная прокуратура сообщила, что Апелляционная палата отклонила ходатайство адвокатов об освобождении Андронаки. Таким образом, он останется под арестом до 1 февраля 2023 года.
Дело о причинении ущерба ЖДМ
На следующий день после задержания Андронаки в Молдову экстрадировали экс-глав Железной дороги Молдовы Юрия Топалэ. Запрос об экстрадиции Топалэ власти Бельгии одобрили 19 октября 2022 года.
Новое уголовное дело в 2022 году завели и против экс-главы Службы информации и безопасности Василия Ботнаря. Прокуроры утверждают, что, с 2014 по 2019 год Ботнарь покупал движимое и недвижимое имущество, которое записывал на родственников, чтобы скрыть незаконные доходы. На имущество обвиняемого стоимостью 24,5 млн леев и автомобили, стоимостью более 4 млн леев, наложили арест.
Против генпрокурора Александра Стояногло завели 5 уголовных дел 5 октября 2021 года. В тот же день, его отстранили от должности и задержали. Несколько месяцев он провел под домашним арестом, а 9 декабря 2021 года Апелляционная палата освободила его под судебный контроль.
В 2022 году против Стояногло завели новое уголовное дело. На этот раз по обвинению в незаконном обогащении.
Также в 2022 году стало известно, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) проверяет жалобу Стояногло на действия молдавских властей. У ЕСПЧ возникли вопросы в связи с основанием задержания Стояногло и отстранения его от должности. В сентябре 2022 года минюст уведомил ЕСПЧ, что, по его мнению, права Стояногло не нарушали.
Еще одно дело о подкупе депутатов в 2022 году завели против экс-депутата от Демпартии Евгения Никифорчука. По данным прокуратуры, в 2016 году он обещал депутату от ПКРМ 350 тыс. евро (более 7,7 млн леев) за выход из фракции и голосование за законопроекты Демпартии.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, арест назначают на срок не больше 30 дней. Всего обвиняемого можно держать под арестом не более 12 месяцев. В срок содержания подозреваемого, обвиняемого, подсудимого под стражей засчитывается время нахождения человека и под обычным арестом, и под домашним. При рассмотрении ходатайства о продлении срока предварительного ареста судья должен решить, достаточно ли для устранения рисков, определивших применение предварительного ареста, применения иных мер пресечения, не связанных с лишением свободы, и существуют ли достаточные и необходимые основания для продления ареста.