Linkuri accesibilitate

Юстиция

В Молдове вводят новые судебные пошлины, которые, в том числе, предусматривают плату за вызов свидетелей в суд или просьбу перенести заседание
В Молдове вводят новые судебные пошлины, которые, в том числе, предусматривают плату за вызов свидетелей в суд или просьбу перенести заседание

Депутат от Партии социалистов (ПСРМ) Адриан Лебединский потребовал установить мораторий на новый закон «О госпошлине», который парламент принял в первом чтении 29 декабря 2022 года. Ранее пересмотреть закон потребовали Союз адвокатов и Народный адвокат. 

«Недопустимо, чтобы с процессуальных прав взымалась госпошлина»

На брифинге 11 января Лебединский рассказал, что проект необходимо концептуально пересмотреть. По его словам, введение новых судебных пошлин и увеличение действующих навредит самым бедным гражданам Молдовы и нарушит их право на доступ к правосудию. Он раскритиковал введение пошлины в 400 леев на заявление об отводе судьи, пошлины в 100 леев на вызов экспертов и свидетелей, а также пошлин на заявления о переносе судебных заседаний по административным и гражданским делам.

Лебединский рассказал, что согласно пояснительной записке проекта, ожидается, что благодаря новым пошлинам бюджет ежегодно будет пополняться на 52,2 млн леев. Он отметил, что это может привести к тому, что люди будут реже обращаться в суд, или прибегнут к «самосуду».

«Недопустимо, чтобы с процессуальных прав взымалась госпошлина», — подчеркнул депутат.

Он считает, что нужно зарегистрировать новый проект, который будет учитывать доходы населения. «Мы не отрицаем необходимость изменения закона о госпошлине. Только это надо обсудить со специалистами», — сказал он. У него возникли вопросы в связи с тем, что в проекте не предусмотрели, возможность освободить от выплаты судебных пошлин пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. «Государство пытается обогатиться на бедных людях», — сказал Лебединский.

«Вызывает беспокойство»

4 января Народный адвокат Чеслав Панько также обратился к депутатам с просьбой пересмотреть законопроект, принятый в первом чтении. Он подчеркнул, что проект «вызывает беспокойство с точки зрения соблюдения прав человека».

В письме к спикеру парламента Игорю Гросу, Панько отметил, что то, как принимали проект в парламенте, говорит об «отсутствии прозрачности и предсказуемости». Также Панько считает, что проект ухудшит положение социально-уязвимых слоев населения, «у которых и так недостаточно доступа к механизмам, чтобы восстановить нарушенные права». «Считаем, что пошлины должны быть доступны и соответствовать пропорционально финансовой ситуации каждого человека», — заявил Панько.

Также Панько отметил, что ему не ясно, зачем депутаты ввели специальную пошлину в 200 леев за обращение в суд. Он призвал депутатов организовать публичные слушания по поводу изменения закона «О госпошлине».

А 3 января установить мораторий на проект потребовал Союз адвокатов Молдовы.

«Порочную практику переноса судебных заседаний необходимо прекратить»

На многочисленную критику проекта ответила, на своей странице в Facebook, депутат Партии «Действие и солидарность» Олеся Стамате, которая является одним из соавторов проекта. Она заверила, что проект не предусматривает плату госпошлины в случаях, если судебное заседание предлагают перенести из-за болезни адвоката или его подзащитного.

Однако, Стамате подчеркнула, что «порочную практику переноса судебных заседаний необходимо прекратить». Депутат согласилась с тем, что для «тех, у кого есть большие деньги, даже самая большая пошлина (3,2 тыс. леев за перенос заседания в третий раз) не станет препятствием».

Стамате рассказала, что введение пошлины в 200 леев, направлено на то, чтобы предотвратить злоупотребление обращениями в суд. «Мы хорошо знаем, что у судов, как и у многих публичных учреждений, есть „постоянные клиенты“, которые подают заявления, чтобы просто подать заявление, которое в большинстве случаев, признают неприемлемым», — отметила Стамате.

Также депутат сообщила, что проект разрабатывали в течение пяти месяцев. Она утверждает, что в рабочую группу, которая готовила проект, включили адвокатов, судей, прокуроров, нотариус, судебных приставов. Стамате пообещала организовать публичные слушания по проекту в конце января. «Если будет необходимо что-нибудь изменить, мы изменим», — сказала она.

На пост главы Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью и особым делам (PCCOCS) претендуют трое человек: адвокат Андрей Мацко, прокурор Серджиу Руссу и экс-прокурор Евгений Рурак.  

Как будут выбирать главу PCCOCS

Высший совет прокуроров сообщил 11 января, что на участие в конкурсе на пост главы PCCOCS записались трое человек: Мацко, Рурак и Руссу. Теперь Высший совет прокуроров должен создать спецкомиссию, которая проведет обор участников. По закону, в комиссию входят 5 человек: представитель президента, представитель минюста и 3 представителя Высшего совета прокуроров.

Комиссия проверит их досье и решит, кого допустит до собеседования. После этого кандидатов ждет собеседование в Высшем совете прокуроров, который решит, кто займет должность главы PCCOCS. Окончательно утвердить назначение должен будет генпрокурор или исполняющий обязанности генпрокурора.

Что известно о кандидатах

Андрей Мацко начал работать прокурором в 2006 году. В 2010 году он выиграл конкурс на пост замглавы одного из отделов прокуратуры Кишинева. В 2016 году он уволился по собственному желанию и получил лицензию адвоката. Также он участвовал в конкурсе на пост судьи в 2016 и 2021 году, но оба раза не прошел.

Cерджиу Руссу начал работать в прокуратуре Дубоссар в 2009 году. В 2015 году он возглавил эту прокуратуру. В 2017 году он выиграл конкурс на пост главы отдела борьбы с торговлей людьми в Генпрокуратуре. На эту должность его назначили на 5 лет. 16 декабря 2022 года Руссу повторно победил в конкурсе на пост главы этого отдела. При этом, с октября 2021 года Руссу временно возглавляет PCCOCS.

Евгений Рурак начал работать прокурором в 2011 году в Военной прокуратуре. С 2012 по 2015 год работал в частном секторе, а в 2015 стал работать в прокуратуре Дрокии. С июля 2016 года по январь 2020 года Рурак работал в Антикоррупционной прокуратуре. Он вел расследование резонансных дел, таких как дело, дело экс-депутата Кирилла Лучинского, дело экс-главы Высшей судебной палаты Иона Друцэ и Metalferos. Рурак также вел дело судьи Домники Маноле, которую обвиняли в вынесение неправосудного решения. Летом 2019 года Рурак отказался от обвинений.

В мае 2021 года стало известно, что Рурак начал работать в Службе информации и безопасности (СИБ). Он возглавил управление защиты конституционного режима, затем он перешел на работу в Наццентр борьбы с коррупцией (НЦБК), где временно возглавил главное управление уголовного преследования.

Почему должность вакантна

Последним полноправным главой PCCOCS был Ион Каракуян. Он выиграл конкурс на эту должность 4 cентября 2020 года. При этом, с декабря 2019 года он выполнял обязанности руководителя PCCOCS. На эту должность его назначил генпрокурор Александр Стояногло. Через неделю после того, как в октябре 2021 года на Стояногло завели уголовное дело, Каракуян уволился из прокуратуры «по личным причинам». В последствии Антикоррупционная прокуратура сообщила, что завела на Каракуяна дело о незаконном обогащении.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG