Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

30 января 1933 года престарелый президент Веймарской Республики Пауль фон Гинденбург назначил лидера Национал-социалистической рабочей партии Германии Адольфа Гитлера канцлером. С этого дня ведется отсчет недолгой, но страшной эпохи Третьего Рейха. «Человек с усиками Чарли Чаплина, бедствовавший в юности, никому не известный солдат Первой Мировой войны, всеми покинутый в Мюнхене в суровые послевоенные дни, чудаковатый главарь «пивного путча», оратор, мастерски владеющий аудиторией, австриец, а не немец по происхождению, которому исполнилось лишь сорок три года, был только что приведен к присяге в должности рейхсканцлера Германии», - пишет американский журналист Уильям Ширер, в 1920-1940х годах работавший в европейских странах, включая Германию (Взлет и падение Третьего рейха, Москва, 2016 г., СС. 11-12).

Надо отдать Гитлеру должное: он достиг многих поставленных целей благодаря тому, что в его маниакальном стремлении к установлению диктатуры (он ненавидел демократию) прослеживалась не только железная воля, но и глубоко укоренившиеся еще с молодых лет взгляды, которые с годами только укреплялись. Например, он презирал социал-демократию как идеологию, ненавидел не только евреев, но и славянские народы, особенно чехов, и всю сознательную жизнь стремился к объединению немцев и австрийцев.

В этом смысле Гитлеру, а вернее, его «персональной» идеологии, несказанно повезло: он родился в городке Браунау-ам-Инн, что прямо на границе Австрии с Германией. Гитлер всегда считал высшей несправедливостью, что по разные стороны границы живут народы, говорящие на одном языке. Поэтому для него объединение двух стран было основополагающей целью. Разумеется, не единственной.

К слову, социал-демократов он презирал именно за то, что они выступали против идей пангерманизма и за дружбу со славянскими народами. «И всё же он был достаточно умен и погасил в себе чувство ненависти, которое испытывал к партии рабочего класса, чтобы внимательно изучить причины ее популярности. Он пришел к выводу, что таких мотивов несколько, и спустя годы… использовал их при создании национал-социалистической партии Германии», - продолжает Уильям Ширер (Взлет и падение Третьего рейха, с.32).

Получается, Гитлер был не только идеологом и партийным строителем, но и, выражаясь современным языком, успешным политтехнологом, коль скоро ему удалось создать огромную эффективную машину НСДАП. Следует также отметить, что Гитлер понял главную причину успеха социал-демократов и неудач пангерманских националистов, которым он долгие годы симпатизировал: первые сумели, а вторые не смогли повести за собой широкие народные массы, понять психологию простого народа.

Венский период жизни Гитлера (до Первой Мировой войны) можно охарактеризовать одним словом: становление. Он не участвовал в общественно-политической жизни Австрии, но использовал любую мало-мальски людную площадку, вплоть до улицы, чтобы оттачивать ораторское мастерство. Молодой Гитлер восхищался умением бургомистра Вены Карла Люгера «держать аудиторию», но ругал его за то, что декларировавший себя антисемитом Люгер в реальности евреев не ущемлял. Уже тогда, как мы понимаем, будущий фюрер «просвещался» в еврейской теме.

Друг Гитлера Август Кубичек впоследствии вспоминал, что будущий властитель Третьего Рейха приехал из Линца в Вену убежденным антисемитом. А в двухмиллионной австрийской столице евреи тогда составляли 10% населения. Вспомним, что великие австрийские деятели культуры и науки: Стефан Цвейг, Зигмунд Фрейд, Густав Малер – были евреями. Великий Франц Кафка, живший в Праге, которая тогда относилась к Австро-Венгрии, тоже был евреем. Словом, представить себе общественную и культурную жизнь родной для Гитлера Австрии без евреев было довольно сложно – «прекрасный» фон для начинающего фюрера…

Как писал Гитлер в «Майн Кампф», обилие евреев и «мягкотелая» политика Габсбургов по отношению к народам Австро-Венгрии побудили его покинуть Вену, «олицетворение расового осквернения». По некоторым сведениям, это произошло весной 1913 года. Гитлер переехал в Мюнхен, и когда началась Первая Мировая война, он пошел добровольцем в немецкую армию и бал храбрым солдатом, получив Железные кресты второй и первой степени и звание ефрейтора.

Поражение кайзеровской Германии стало для него тяжелейшим ударом, который, очевидно, только ужесточил его и укрепил радикальные взгляды. Только теперь «ассортимент» его фобий обогатился большевиками, которые-де хотят вместе с евреями погубить великую немецкую нацию. По словам Гитлера, именно в дни германской катастрофы ноября 1918 года он принял решение заняться политикой. С одной стороны, это казалось безумием: кому был нужен неизвестный одинокий ефрейтор без денег, работы, друзей и семьи?

С другой стороны, на руку Гитлеру играло то обстоятельство, что после окончания войны в Баварии произошел социалистический переворот, быстро подавленный пришедшими из Берлина войсками и местными правыми активистами. В результате Мюнхен стал пристанищем для военных реваншистов, националистов, антисемитов и других радикальных элементов – отличная «питательная среда» для будущего гитлеризма.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Официальный представитель Европейского Союза на переговорах по выходу Великобритании Мишель Барнье заявил, что Брюссель может согласиться на перенос крайнего срока при соблюдении ряда условий, в том числе при наличии «устойчивого большинства» в Лондоне.

«Если Британия попросит о продлении, его должны будут утвердить лидеры ЕС. Они согласятся только при наличии ответов на три вопроса: первый и второй – почему и насколько? И третий – будет ли это проблемой для проведения выборов ЕС в мае? У меня пока нет точного ответа на третий вопрос с правовой точки зрения. Важно, чтобы в связи с этим не нарушались демократические процессы в ЕС», - заявил Барнье газете Luxembourg Times (цитата по РИА Новости).

При этом 24 января специальная координационная группа Европарламента по «Брекситу» обсудила состояние переговоров по этой проблеме, после чего «призвала Великобританию в ближайшие дни прояснить свою позицию». Европейские депутаты призвали кабинет Терезы Мэй работать со всеми политическими партиями, чтобы «преодолеть этот тупик». «Группа ожидает, что британская сторона как можно скорее вернется с позитивным и жизнеспособным предложением по дальнейшим действиям», - отмечается в заявлении, на которое ссылается газета «Коммерсант».

На фоне нестабильности и продолжающихся разногласий растет число подданных Британии, которые не желают выхода из Евросоюза. Социологические исследования показывают: число сторонников сохранения членства в ЕС на 12% превышает число тех, кто выступает за выход из Евросоюза, пишет «Ъ». На референдуме 2016 года за Брексит проголосовали 51,9% британцев, против – 48,1%.

С другой стороны, активизировались силы, заявляющие о решимости завершить развод с Брюсселем. Помимо ярых сторонников Брексита в Палате общин, о намерении вновь вступить в борьбу сообщил бывший председатель Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) Найджел Фарадж, один из главных лоббистов референдума 2016 года. По его словам, сторонники выхода не намерены бездействовать, когда их вожделенная цель под угрозой. «Опасаюсь, что Палата общин попытается подорвать Брексит», - сказал ранее Фарадж.

«Дебаты в парламенте демонстрируют не только сложность выхода из Евросоюза, но и кризис идентичности самого Соединенного Королевства, - сказал «Коммерсанту» российский политолог Сергей Уткин. – Они [британские парламентарии] хотели бы беспрепятственной торговли с ЕС при полном отсутствии барьеров и одновременно полной независимости от Евросоюза, свободы заключать двусторонние торговые соглашения с другими странами, менять свои стандарты, тарифы и правила экономической деятельности». «Депутаты ошибочно полагают, что Великобритания – столь ценный партнер для ЕС, что в конечном счете Брюссель позволит ей всё, не требуя ничего взамен ради сохранения партнерства», - добавил эксперт в заключение.

Интересно, что примерно такой же неприятный для Британии вывод делает Московский центр Карнеги в своем аналитическом материале. «Для ЕС важно преподнести урок остальным членам Союза, что выход из него – чрезвычайно трудное дело. Но лидеры ЕС вряд ли ожидали, что британцы сделают всю грязную работу за них», - говорится в тексте. Пожалуй, тут и добавить нечего.

Между тем, к Терезе Мэй обратились британские профсоюзы, прося найти возможность отложить выход из Евросоюза. 24 января госпожа премьер-министр встретилась с лидерами тред-юнионов, надеясь убедить их поддержать правительственный проект Брексита. Однако они попросили отсрочить дату выхода, поскольку парламент может не успеть до 29 марта решить все связанные с этим вопросы, а выход без сделки обернется катастрофой для экономики и страны в целом.

После встречи профсоюзные лидеры сказали, что Тереза Мэй не смогла предоставить необходимые гарантии сохранения рабочих мест и прав после выхода. «Обеспокоенность членов профсоюзов и их работодателей растет с каждым днем. Часы тикают, но премьер отказывается представить свой план по исключению возможности выхода из ЕС без сделки. Мы не можем это принять… Я просил ее (Мэй) о продлении действия Ст. 50 [Лиссабонского договора], но, к сожалению, премьер не согласилась», - говорится в заявлении одного из лидеров профсоюзов (цитата по РИА Новости).

А пока в парламенте и вокруг него продолжают идти баталии, свое мнение неожиданно для многих высказала сама королева Елизавета Вторая. В британской парламентской монархии царствующей особе запрещено выступать с политическими заявлениями, однако ситуация, видимо, настолько увязла в неопределенности, что вмешаться пришлось Букингемскому дворцу. Правда, в заявлении Брексит никак не упомянут, но все и так поняли.

Агентство «Рейтер», в частности, отмечает, что королева призвала Британию найти общий язык и «охватить ситуацию в целом». Издание констатирует, что, «по мере того как часы тикают», Соединенное Королевство продолжает пребывать в глубочайшем политическом кризисе за последние полвека, с момента вступления в ЕС в 1973 году. «Прекратите ссору из-за Брексита – королева предупреждает политиков» - с таким заголовком вышла газета The Times, в то время как БиБиСи не сомневается в том, что это было послание монарха политикам.

«Поскольку мы ищем новые ответы в современную эпоху, я для себя предпочитаю проверенные и опробованные рецепты. Например, говорить друг о друге в положительном ключе и уважать чужие мнения; объединяться для поиска общего знаменателя и никогда не терять восприятия картины в целом», - сказала королева Елизавета в ходе выступления 25 января в Институте по делам женщин в Норфолке, ни разу не упомянув Брексит. Вот теперь британский политикум ломает голову: понятно, что надо найти выход из тупиковой ситуации, но какой?

Естественно, тема получит продолжение, причем в ближайшие дни…

Часть 1

Часть 2

Читайте также:

Миссис Оптимизм и грустная Европа. Часть 1 Часть 2

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG