Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Когда я читаю новости последних недель по теме Брексита, всё чаще прихожу к пониманию, что лучше оставить этот сюжет до того момента, пока он окончательно (не) станет реальностью. Право, мне всё труднее сохранять серьезное выражение лица, когда я читаю об очередном судьбоносном повороте этой поднадоевшей истории. Однако я не могу отказать себе в удовольствии уделить еще немного внимания Брекситу, тем более что до финальной точки, если не произойдет радикальных изменений, осталось всего два месяца с небольшим.

Начну с того, что с декабря премьер-министр Великобритании Тереза Мэй дважды избежала отставки. Как нетрудно догадаться, причиной всему – борьба вокруг правительственного проекта сделки по выходу страны из Европейского Союза. 12 декабря 2018 года консервативное большинство в Палате общин (200 против 117) решило оставить Терезу Мэй на посту лидера партии, что означало и ее сохранение в должности премьер-министра.

В январе последовал второй, более мощный удар, который едва не свалил вторую железную леди с ног, но она всё равно выстояла. 15-го числа в Палате общин прошло голосование по проекту правительства о «сделке» с Евросоюзом. Как предсказывали многие оппоненты и даже сторонники Даунинг-стрит 10, вариант Терезы Мэй был отвергнут подавляющим большинством, в том числе членами Консервативной партии: 432 голоса «против» и всего 202 голоса «за» - это слишком сильно даже для умеющей держать удар госпожи Мэй.

Тем не менее, за явным негативом последовал позитив: уже на следующий день в Палате общин прошло голосование по инициативе оппозиционной Лейбористской партии о вотуме недоверия правительству. И тут Терезе Мэй снова повезло: 325 голосов «за» и 306 «против». Конечно, госпожу премьер-министра можно поздравить со второй победой над оппонентами, но ведь основная проблема никуда не делась. Брексит, по сути, никак не оформлен, а время тает…

Тереза Мэй уже пообещала, что выполнит волю британского народа и выведет страну из Европейского Союза. «Мы продолжим работать над выполнением торжественного обещания, которое сделали народу, - воплотить в жизнь результаты референдума и покинуть ЕС», - цитирует «Газета» главу британского кабинета. Интересно, что премьер официально не отозвала из Палаты общин отвергнутый 15 января проект сделки с ЕС. При этом председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер призвал правительство Великобритании «прояснить свои намерения» и подчеркнул, что время для принятия решений почти истекло.

На политическую живучесть Терезы Мэй обратил внимание американский телеканал CNN, который объясняет это тем, что альтернативы ее плану всё равно нет. «…Реальность такова, что любой новый лидер и его сторонники должны были бы подойти и предоставить план, который может сделать это через парламент. И уже давно понятно, что нет никакой достойной альтернативы Мэй или ее плану по Brexit», - пишет «Газета», ссылаясь на материал телеканала.

Примерно так же выражается американская газета The Wall Street Journal в материале «Тереза Мэй и ее курс выживания». Авторы справедливо отмечают, что госпожа премьер-министр стала единственной фигурой, которая взяла на себя ответственность за ситуацию вокруг Брексита. «Даже сейчас «жесткий» Брексит мог бы преуспеть, если бы некоторые тори проявили желание руководить общественным мнением, как Маргарет Тэтчер, а не следовать за ним. Но никто не был готов сделать это, даже самые ярые сторонники выхода. Поэтому всё по умолчанию свалилось на миссис Мэй, которая теперь увидит, что еще она может получить от ЕС», - отмечает издание.

Британская газета The Guardian тоже пытается понять секрет политической выживаемости Терезы Мэй и, беседуя с ее коллегами, отмечает «легендарную стойкость и глубоко укоренившуюся решимость не расколоть Консервативную партию». «Тереза Мэй не может выиграть. Тереза Мэй не может проиграть», - пишет американский портал Slate. «Также представляется возможным, что срок [Брексита] может быть продлен, и британские политики будут продолжать обсуждать тонкости того, как поддержать Ирландию, пока Солнце не поглотит Землю. Тереза Мэй, вероятно, все еще будет премьер-министром, когда это произойдет», - иронизирует издание.

А пока политики и эксперты продолжают рассуждать, какой вариант в итоге сработает. Если Брексит пойдет по «мягкому» сценарию, Великобритания останется в Таможенном союзе и (или) едином рынке. Это означает, что страна принимает принцип свободного передвижения граждан в обмен на доступ к европейскому рынку, напоминает «Газета». Жесткий сценарий означает, что Лондон покидает все экономические структуры ЕС и получает возможность заключить с ним соглашение о свободной торговле, как например, с Канадой.

Третий вариант – это «no deal Brexit», то есть автоматический выход Великобритании 29 марта безо всякой сделки. Это означает, что Лондон отменяет свои импортные тарифы и действует по правилам ВТО. Этот вариант самый приемлемый для Лондона, т.к. ему придется пересмотреть все действующие правила торговли и экономической коммуникации с ЕС.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Эксперты сомневаются в том, что евроскептикам всех мастей удастся создать монолитную коалицию в будущем Европарламенте. В то же время нельзя исключать возможности назначения одного или более представителей этих сил на должности еврокомиссаров. «Комиссия, в которой несколько человек будут все время давить на тормоза, ослабит Евросоюз. И это будет подарком евроскептикам: ведь один из их главных тезисов состоит в том, что Брюссель некомпетентен [...], а Евросоюз в этой ситуации может стать таким, каким его рисуют критики: бюрократическим, неуклюжим и оторванным от реальности», - пишет Русская служба БиБиСи со ссылкой на немецкий журнал Spiegel.

Между тем, тандем Италия-Польша сразу после визита Сальвини в Варшаву получил публичную поддержку со стороны Венгрии. «Ось «Польша-Италия» или Варшава-Рим – одно из величайших достижений, с которых только мог начаться этот год», - пишет западная пресса со ссылкой на премьера Венгрии Виктора Орбана. «Наша цель в том, чтобы оппоненты иммиграции стали большинством в институтах Европейского союза», - сказал он, назвав Маттео Сальвини героем за то, что тот «остановил поток мигрантов в Италию».

В этом же контексте Виктор Орбан безапелляционно заявил, что будет бороться с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, которого называет главным лоббистом иммиграции. Венгерский премьер считает, что в Европе будет две цивилизации: одна, «которая строит свое будущее на смешанном исламском и христианском наследии», и вторая в Центральной Европе, которая будет исключительно христианской, пишет киевская газета «Новое время». «В этом [в борьбе с Макроном] нет ничего личного, но дело будущего наших стран. Если в Европе произойдет то, что он [Макрон] хочет в отношении миграции, это будет плохо для Венгрии, поэтому я должен с ним бороться», - заявил он (цитата по РБК-Украина).

Интересно, что ранее министр по европейским делам Франции Натали Луазо раскритиковала внешнеполитический курс Будапешта, за что венгерский министр Петер Сийярто назвал это «вызовом на дуэль». «Историческая битва должна вестись против Венгрии, потому что Венгрия находится на неправильном пути, и европейские радикалы должны быть остановлены», - сказала тогда госпожа Луазо. Господин Сийярто расценил это как «открытую демонстрацию презрения к Венгрии».

В контексте этой перепалки будет нелишним напомнить, что Будапешт не скрывает своей цели: создание антииммигрантского большинства во всех институтах Евросоюза. И начало этому будет положено во время ближайших выборов в Европарламент. В то же время министр иностранных дел Германии Хайко Маас ранее призвал страны Европейского Союза учесть тревоги восточноевропейских стран из-за угроз со стороны Российской Федерации. Поэтому Евросоюзу нужна новая политика, которая учла бы интересы восточноевропейских стран, пишет РБК-Украина.

Между тем, в отношениях с Германией у Венгрии тоже не всё просто. Венгры считают, что Берлин постоянно давит на них. «Немецкая политика не уважает решение венгров не стать иммигрантской нацией, - говорил ранее Виктор Орбан. – Особенно я чувствую от немецких СМИ, иногда очень грубо, что они оказывают давление на нас, чтобы мы прошли их путь (принятие иммигрантов), а мы этого не желаем. Я не вижу здесь никакого компромисса».

От слов к делу – украинское издание Online.ua напоминает, что новые венгерские законы позволяют правоохранителям стрелять по мигрантам резиновыми пулями и предусматривают тюремные сроки для людей, которые помогают им. Кроме того, еще в июле 2018 года Венгрия вышла из международного соглашения по миграции. По мнению министра Сийярто, эта сделка «поощряет нежелательные и потенциально опасные для всего мира перемещения людей», сообщает киевское издание «Корреспондент». Разработка документа началась после того, как число переселяющихся по всему миру людей выросло до 250 млн. человек, или до 3% населения Земли.

Однако тема Венгрии и Орбана буквально на днях получила совсем уж отталкивающее продолжение. Российское издание «Медуза» со ссылкой на американский сайт Buzzfeed сообщает о том, что два американских политтехнолога еврейского происхождения помогли Виктору Орбану прийти к власти, придумав внешнего врага – Джорджа Сороса, который, как известно, тоже еврей.

«Опираясь на лозунги о том, что родившийся в Венгрии Сорос хочет ввергнуть страну в хаос, подчинить ее Западу и наводнить беженцами, Орбан выигрывает одни выборы за другими и до сих пор остается у власти. Своими лозунгами политтехнологи спровоцировали крупнейшую за последние несколько десятилетий антисемитскую кампанию в Европе», - пишет «Медуза» в аннотации. Подробности читайте по ссылке – поверьте, это занятное чтиво!

А я в заключение замечу, что тема далеко не исчерпана. И вопрос не только и не столько в выборах в Европейский парламент. В конце концов, это не единственный институт на континенте, который обладает властными рычагами. Всё гораздо обширнее, глубже и сложнее. И, в конце концов, всё не так просто в Германии и Франции, хотя они пытаются придать своей функции «мотора ЕС» еще больше содержания – об этом отдельный разговор. Консервативная волна дошла до далекой Бразилии, и об этом тоже будет отдельный материал. В общем, убеждаюсь в сотый раз за последние годы: мир больше не будет прежним…

Часть 1

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG