Ссылки для упрощенного доступа

Власть против НКО

Защита Байкала - это политическая деятельность?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:36 0:00
Скачать медиафайл

В Иркутске общественная организация «Байкальская Экологическая Волна» пытается доказать прокуратуре, что не является иностранным агентом.

Прокуратура убеждена, что экологи занимаются политической деятельностью, а значит должны зарегистрироваться как иностранные агенты. Рассказывает сопредседатель ИРОО «Байкальская Экологическая Волна» Марина Рихванова:

«Мы с этим не согласны. Мы не имеем никаких договоров, ни с какими иностранными организациями, чтобы их интересы отстаивать в России. Кроме того, мы не занимаемся политической деятельностью, как это определено в некоторых положениях законодательства. Это не четко определено. И теперь, чтобы нам доказать, что мы не иностранные агенты, мы решили обратиться в суд с заявлением, чтобы было отменено это решение городской прокуратуры».

Экологов поддержал Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин. Он делегировал на судебное заседание сотрудника своего аппарата. Первое заседание Кировского районного суда по иску экологов к прокурорам продлилось не более двадцати минут. Городская прокуратура была не готова к этому заседанию, они не принесли документы, чтобы обосновать свою позицию. Говорит Марина Рихванова:

«С нашей точки зрения это доказывает, что в прокуратуре нет однозначного мнения по этому поводу: все-таки иностранные мы агенты или нет. И они сейчас в некотором замешательстве находятся. В связи с поправками в законы, прокуратуры в разных регионах толкуют по-разному понятия «политическая деятельность», «иностранный агент». И ущемляют интересы некоммерческих организаций своими предписаниями, предостережениями. И сейчас в связи с этой неопределенностью, были предложения и от генерального прокурора для уточнения этих формулировок. И Конституционный суд будет рассматривать жалобу Уполномоченного по правам человека в России как раз тоже в связи с этим. И видимо наша городская прокуратура находится в состоянии «подождать», какие там будут приняты решения на федеральном уровне».

Марина Рихванова говорит, что городская и областная прокуратура по-разному обнаруживают их политическую деятельность. Городская прокуратура усмотрела «политдеятельность» в том, что в Уставе экологов есть пункты, по которым они могут проводить митинги и акции. Говорит Марина Рихванова:

«Хотя по закону должна быть оценена именно деятельность, не взирая на Устав. А Областная прокуратура не отменила это решение городской прокуратуры, а посчитала, что мы занимаемся политической деятельностью, потому что я отправила в январе письмо председателю правительства РФ с резолюцией митинга январского. А январский митинг я организовывала как частое лицо. А как организация мы часто отправляем письма, жалобы и какую-то информацию от местных жителей в разные инстанции, чтобы получить ответ. Так и в данном случае «Байкальская Экологическая Волна», как организация отправила резолюцию экологического митинга в правительство, чтобы получить ответ по этой резолюции по-существу. Ну знаете, если письма в правительство нельзя писать. Или можно писать, но при этом подписывать обязательно «иностранный агент», а чей – непонятно. То это называется ущемлением прав некоммерческих организаций в том, что они могут участвовать в защите окружающей среды».

В суде экологи объяснили, что их организация не занимается тем, чтобы изменить государственную политику, а наоборот, тем, чтобы государственная политика в области экологического развития, в области защиты окружающей среды, работала, чтобы законы выполнялись. Следующее заседание Кировского районного суда назначено на 16 октября.
Лилия Шибанова
Лилия Шибанова
Представитель Движения в защиту прав избирателей "Голос" Григорий Мельконьянц опроверг в интервью Радио Свобода появившиеся сообщения об отъезде из России руководителя "Голоса" Лилии Шибановой и рассказал, как будет организовано независимое наблюдение на московских и региональных выборах 8 сентября.

– Подтверждаете ли вы информацию о том, что Лилия Шибанова покинула Россию? Зачем и надолго ли?

– Вообще Лилия Шибанова Россию не покидала – в том смысле, что она не собирается никуда переезжать и эмигрировать. И та статья, которая сегодня вышла, – это, по-моему, предвыборный шаг, направленный на то, чтобы нас попытаться каким-то образом дискредитировать. Действительно, "Голос" занимается международным наблюдением, уже 13 лет наши координаторы, наши наблюдатели, если есть такая возможность, ездят в разные страны, участвуют в международных наблюдениях, повышают свой опыт, навыки, смотрят, как проходят выборы в соседних странах. И этот единый день голосования – не исключение, потому что выборы накладываются, параллельно проходят выборы в Норвегии, поэтому часть наших координаторов, в частности Лилия Шибанова, участвуют в норвежской миссии.

Поэтому часть команды у нас работает на региональные выборы, наши, российские, а Лилия Васильевна с другой частью нашей команды едет в Норвегию. Она туда поехала чуть раньше, чтобы эту миссию подготовить и организовать, чтобы встретить людей и так далее. Поэтому ни о какой эмиграции или отъезде за рубеж речь не идет. Более того, такие миссии будут проходить еще всю осень в различных странах. И может быть, многим хочется, чтобы "Голос" куда-то уехал, улетел на другую планету, но такого не случится. Как только все эти миссии закончатся, Лилия Васильевна будет продолжать работу в России. Никаких планов у нее, насколько мне известно, уезжать куда-то в дальние страны нет.

Григорий Мельконьянц
Григорий Мельконьянц
– То есть информация о том, что Лилия Васильевна находится в Литве, не соответствует действительности? Она в Норвегии?

– Сейчас она в Норвегии, но там разные совещания проходят в разных странах по подготовке миссии, в том числе и в Литве какие-то мероприятия проходят. Так что не исключаю, что завтра будут проходить выборы в Грузии и так далее, и она поедет в Грузию... Но ее перемещения не нужно расценивать как попытку куда-то эмигрировать.

– То есть в Россию, как только эти выборные кампании закончатся, она вернется?

– Вернется, конечно, да.

– Как будет организована работа наблюдателей "Голоса" и волонтеров на московских и региональных выборах 8 сентября? Глава штаба Алексея Навального, кандидата в мэры Москвы, Леонид Волков написал в своем блоге, что прогнозирует фальсификацию выборов ровно в том объеме, чтобы не допустить очевидного, по его мнению, второго тура.

– Я считаю, что выборы в Москве действительно будут интересные, достаточно беспрецедентные, и результат действительно неочевиден. Мы надеемся увидеть действительно интересную кампанию, в том числе и день голосования. Потому что есть разные сигналы о том, что что-то готовится, есть противоречивые сигналы, что, наоборот, есть команда проводить более или менее честные и спокойные выборы. Так что посмотрим. Мы во всеоружии, мы готовы, мы надеемся, что наш альянс будет присутствовать на всех избирательных участках, может быть, даже не в один "слой" наблюдателей, а в несколько таких "слоев". В составы комиссий введены честные люди. Так что будем надеяться, что если даже будут попытки каких-то нарушений, мы будем их фиксировать, предотвращать и обнародовать.

– Как московские избиратели смогут сообщать в "Голос" о нарушениях?

– В Москве будет открыт большой колл-центр, куда будут стекаться звонки на три федеральные горячие линии, не только московские, но и по другим регионам страны. Информация будет размещаться и на карте нарушений, это "Карта нарушений.орг", там будет самая последняя сводка по каким-то серьезным нарушениям. Плюс к этому горячая линия колл-центра будет давать юридические консультации. В Москве будет достаточно большое количество мобильных групп. После закрытия избирательных участков будет работать сервис "смс.тик.орг", там можно будет намного быстрее вышестоящих избирательных комиссий получить результаты. Эсэмэски наблюдатели будут отправлять, как только получат копии протоколов. Таким образом, мы будем бороться с переписыванием протоколов, так называемым ночным фальсификатом.

Волонтеры "Голоса" в колл-центре на выборах в Ярославле, апрель 2012 года
Волонтеры "Голоса" в колл-центре на выборах в Ярославле, апрель 2012 года
Будет работать информационный центр, где мы для журналистов будем предлагать аналитические справки, сводки о том, какие нарушения превалируют, какая ситуация – не только в Москве, но и в других регионах. То есть будем стараться внимательно мониторить весь день голосования и процедуру подсчета голосов. Плюс к этому команды видеонаблюдателей в разных регионах будут наблюдать за московскими выборами через интернет, такая возможность есть, потому что по две камеры будут установлены на избирательных участках. Так что у нас в регионах у "Голоса" очень сильные программы, например, в Екатеринбурге мы охватываем все избирательные участки города, так что достаточно много будет информации, если будут какие-то нарушения. Если нарушений не будет, мы будем рады говорить о том, что ничего серьезного не зафиксировали.

– Что вам известно о ситуации с открепительными удостоверениями? Говорили сначала, что их не хватает, что их не напечатали, а на днях пошли сообщения в фейсбуке о том, что, наоборот, где-то их массово выдают. У вас есть какая-то информация по этому поводу?

– Проблема с открепительными удостоверениями есть, и она заключается в том, что их очень мало, и их немножко придерживают в избирательных комиссиях, отказывая гражданам в их получении. Вот у нас вчера состоялся первый суд, когда гражданину отказали в получении открепительного удостоверения. Гражданин этот суд проиграл по ряду причин, но факт есть факт, открепительного у него нет. Так что такая проблема существует еще и потому, что Московская городская избирательная комиссия, ее председатель разослал письмо – не включать в списки избирателей за три дня, как это разрешено по закону, вообще кого-либо. И получается так, что достаточно большое количество людей просто не смогут проголосовать, потому что они не смогут заранее войти в список избирателей. Так что проблема существует, ее масштаб нам еще предстоит оценить, какое число избирателей просто физически не смогут проголосовать 8 сентября, но количество открепительных – 10 тысяч штук – это очень мало. По нашим данным, их должно быть около 40 тысяч.

– Многие люди стали искать себя в списках избирателей через специальный сервис на сайте Мосгоризбиркома и не нашли. Это какая-то техническая ошибка или такая проблема тоже есть, массовая, – невключение людей в списки избирателей? И есть еще, я знаю, дополнительный список, который формируется прямо в день выборов на участке. Может быть, туда людей могут оперативно внести, если их нет в этих списках?

– Проблема сокращения списков существует, их вычищали для того, чтобы повышать явку, у нас есть такой сигнал. Чем меньше избирателей находится в списке, тем больше будет явка. Но для нас очевидно, что это может пройти и по живым людям, которые, например, раньше не голосовали, на выборы не ходили. Что касается людей, у которых есть штамп в паспорте, подтверждающий, что они проживают на территории этого избирательного участка, и по каким-то причинам их не оказалось в списке, то они могут подойти к секретарю или к председателю избирательной комиссии и попросить на основании того, что в паспорте есть штамп, включить их в список избирателей, так называемый дополнительный. Избиратель должен написать соответствующее заявление, и комиссия обязана его туда включить.

Но при этом письмо, которое рассылал Горбунов, председатель МГИКа, очень странное. Потому что есть такие общие сведения, что вообще не будет дополнительных списков, и вот это очень серьезно напрягает. Потому что может получиться так, что избирателям просто откажут в голосовании на том основании, что их нет в списках. Это может быть неверное толкование закона председателями комиссий, но это может вызвать негодование многих избирателей, фактически лишенных права голоса.

Загрузить еще

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG