Ссылки для упрощенного доступа

Урал

Пенсионер и патриарх

Петр Ткалич с супругой
Петр Ткалич с супругой
Пенсионер Петр Ткалич, проживающий в поселке Рефтинский Свердловской области, стал фигурантом уголовного дела – речь идет о религиозном экстремизме. А точнее, о критике в адрес Кирилла Гундяева, на момент крамольной публикации – митрополита. Дело заведено по части 1 статьи 282 УК России "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства". Максимальная санкция за это деяние предусматривает два года лишения свободы. Правда, пока Петр Степанович проходит по делу как свидетель.
31 июля состоялся его допрос в Следственном комитете. А еще раньше, 21 мая, дом супругов Ткалич обыскали и изъяли системный блок компьютера, ноутбук, а также несколько книг. 25 мая следователи допросили жену Петра Степановича, Ольгу Николаевну. Ничего конкретного правоохранители Ткаличам не говорят – ясно лишь, что их заинтересовали записи Петра Степановича на его сайте, который он ведет уже много лет. Сам Ткалич подозревает, что особое внимание привлекли две его статьи:
– Они, видимо, проговорились при обыске, что их заинтересовала статья "Кипящий котел" – первая и вторая части. Дескать, именно в ней проявляется мой экстремизм, национальная рознь, социальная рознь, религиозная – все это они в кучу собрали… – рассказал Радио Свобода Петр Ткалич.
В текстах, о которых идет речь, Петр Степанович не самым лестным образом отзывается о Кирилле Гундяеве, который на момент публикации в 2007 году еще не был патриархом всея Руси. От своего мнения автор публикации не отказывается и сегодня, называя современное российское православие советским:
– Те комсомолки, которые бегали в красных косынках, теперь стали верующими бабушками… Христианского там ничего нет. Во всех религиозных передачах они говорят о себе как о православных. Такое впечатление, что они дистанцируются от христианства. Вот этот момент я отметил там. Статья была написана, когда Кирилл, еще не будучи патриархом, вел программу на Первом канале. Самое интересное, что он не пользовался Библией, нес отсебятину, высказывал свое мнение. И я написал, что они, скорее всего, секта…
Петр и Ольга Ткалич – общественные активисты. Как таковому факту возбуждения уголовного дела они не удивляются, и лишь гадают, что именно могло его спровоцировать. Возможно, старый конфликт с Николаем Топорковым, руководителем Рефтинской птицефабрики, где раньше Ольга Николаевна работала главным бухгалтером и финансовым директором. Узнав о многочисленных финансовых нарушениях на этом предприятии, принадлежащем властям Свердловской области, она обратилась в правоохранительные органы, а также к журналистам и депутатам. Объем хищений на нем, по словам Ольги Ткалич, составил от 600 миллионов до 1 миллиарда рублей. Ольга Николаевна ссылается на документы, подтверждающие злоупотребления, и сетует, что ни в одной инстанции – прокуратуре, Следственном комитете, ФСБ – ими за девять лет так и не заинтересовались.
– Если бы я знала, что правоохранительные структуры зависят от воров, я бы, конечно, не рискнула защищать предприятие. Сейчас понимаю, что это было бесполезно, и я много бед нажила своей семье, – посетовала в интервью Свободе Ольга Ткалич.
В 2010 году Николай Топорков был уволен с птицефабрики, однако в 2012-м его восстановили в должности. Ольга и Петр Ткалич продолжают во всеуслышание заявлять о тех финансовых преступлениях, которые им известны. Минувшей весной в комментариях на одном из популярных сайтов Петр Степанович сравнил суммы, которые фигурируют в деле Навального, с хищениями на Рефтинской, удивляясь избирательности правоохранительной системы. Он не исключает, что эти его нелицеприятные высказывания вкупе со старым конфликтом с местным управлением ФСБ могли привлечь внимание к его семье. Ведь дело, как утверждает Петр Ткалич, возбуждено именно с подачи этой структуры. Супруга согласна с этой версией – ей кажется вполне вероятным, что их семья попала под кампанию по зачистке интернета и ограничению свободы слова.
31 июля в Следственном комитете состоялся допрос Петра Ткалича. На нем присутствовал адвокат Михаил Кирюшкин, который поделился с Радио Свобода некоторыми подробностями той беседы: у его клиента спрашивали, кто занимался сайтом, каковы убеждения самого Петра Степановича, его семьи, в чем заключается их участие в собраниях церкви, которую они посещают. На взгляд Михаила Кирюшкина, ни оскорблений, ни экстремизма, ни иных нарушений закона в текстах, опубликованных на личном сайте Петра Ткалича, нет. Однако в данном случае все зависит от результатов назначенной следователями психолого-лингвистической экспертизы. Одна, самая длительная, будет анализировать материалы с сайта Ткалича, вторая – изъятые книги, третья – содержание системного блока компьютера и ноутбука, также изъятых при обыске. По результатам этих экспертиз станет ясно, будут предъявлять обвинение Петру Ткаличу или дело закроют.

Стройплощадка за колючей проволокой

Челябинцы борются против уплотнительных застроек и вырубки деревьев. Борьба эта, подчас тихая и незаметная, а иногда довольно скандальная, завершается, увы, не только победами. Не слишком верят в положительный исход своего противостояния со строительной компанией «Символ» и жильцы пятиэтажек 86 и 86а по улице Елькина. Дом №86 стоит в какой-то паре десятков метров от школы-гимназии, а между ними на небольшом клочке земли зажат старый двухэтажный барак, который некоторое время назад был приобретен застройщиком «Символ» и расселен. Сейчас в нем временно живут гастарбайтеры, как уверяют соседи – по 10-15 человек в комнате. Но не это беспокоит жильцов местных домов и школу. Пугает их перспектива строительства на этом участке очередной многоэтажки.
Перспектива эта - до недавнего времени хоть и ощутимая, витавшая в воздухе, но все же призрачная – на днях получила весьма конкретные очертания. 21 июля, в воскресенье, местные жители были разбужены раздававшимся под окнами грохотом. Оказалась, строительная компания пригнала рабочих для установки забора – огородить место будущего строительства, срубив мешающие деревья и оттяпав жирный кусок придомовой территории. Выскочивших на шум жильцов теснили сотрудники частного охранного предприятия, нанятые «Символом».

Пенсионерка Елена Горбунова и ее сосед Альфред Зайнишев буквально бросились на амбразуру, пытаясь заслонить своими телами детскую площадку и не дать поставить забор. Однако их бесцеремонно отпихнули: Елена Евлантьевна в результате этого физического противостояния получила травму ноги. Взяв справку у травматолога, она собирается подавать на обидчиков в суд. Стоит ли говорить, что против крепких профессиональных охранников местные жильцы оказались совершенно беззащитны? Забор поставили, сверху натянули колючую проволоку – теперь узкая дорожка вдоль пятиэтажки упирается в стену ограждения. Отныне здесь тупик – не пройти, не проехать. Случись в этой стороне дома пожар - последствия могут быть весьма плачевными.

Как рассказали в интервью Радио Свобода жильцы дома Елена Горбунова и Галина Притчина, местные жители заранее в ужасе от будущего строительства. И пугает их не только шум буквально в двух метрах от окон, но и то, что их старая, начала 60-х годов постройки, пятиэтажка, стоящая над высокозалегающими подземными водами, от которых постоянно трескается асфальт, просто не выдержит такого соседства. Как утверждают женщины, их дом уже деформирован, а как только здесь начнут заколачивать сваи, он может просто треснуть по швам. Кроме того, нельзя не учитывать, что с другой стороны будущая стройплощадка вплотную примыкает к школе. Мало того, что шум будет мешать учебному процессу - кто даст гарантию, что дети не пострадают, забежав сюда по чьему-нибудь недогляду? А мало ли на стройке бывает несчастных случаев?

Еще один нюанс – двор, придомовая территория. Сейчас небольшой клочок земли, на котором расположено некое подобие детской площадки, и от которой застройщик уже отщипнул кусок, делят два пятиэтажных дома – около 200 человек. Если появится жилая «свечка», на каждого жителя трех домов, в лучшем случае останется по квадратному сантиметру маленького, размером с теннисный корт, дворика.
С документами, свидетельствующими о нарушениях со стороны застройщика, жители обратились к мэру, губернатору, представителю президента в УрФО и самому главе государства. Мэрия, кстати, судится с компанией «Символ»: городские власти запретили строительство дома, но застройщик обратился в арбитраж и выиграл суд. Сейчас администрация Челябинска подала апелляционную жалобу – пока ее не рассмотрели, строительство начинать нельзя. Однако «Символ» уже самоуправно огородил площадку, снеся сушку для белья, уничтожив несколько деревьев, и поставил сторожку. В самой компании дают краткие сдержанные комментарии - считают, что действуют в правовом поле, и то же самое предлагают жильцам: мол, пусть подают в суд.
Между тем, аналогичных ситуаций в Челябинске за последние лет 10-15 было более чем достаточно. Жители дома проспект Победы, 293 вспоминают, как 3 года назад к ним во двор приехали рабочие на тяжелой технике, огородили детскую площадку и без какого-либо объяснения начали рыть фундамент. Сергей Рахманин, который жил в доме №293, рассказал Радио Свобода, как жильцы бросались под кран, не давали ставить забор, устраивали пикеты, жаловались во все инстанции, в том числе, и главе государства, но ничего не добились: дом для сотрудников силового ведомства был все же построен:
- Все жильцы были против, у нас и так маленький двор на огромный дом, где живут 500 человек, а тут еще многоэтажку собрались строить. Мы протестовали. Несколько раз к нам приезжали милиционеры, вели себя не очень культурно - моей маме повредили спину. Машины жильцов, которые мешали проезду строительной техники, эвакуировла милиция. Помню, как один из строителей говорил мне, чтобы мы не тратили времени попусту – у него самого во дворе было то же самое: жильцы, как могли, пытались остановить строительство дома, но его все равно поставили.

В доме 86 по улице Елькина живут, в основном, пенсионеры, не имеющие опыта борьбы с воротилами строительного или любого другого бизнеса. И все же защищаться они будут до последнего.

Загрузить еще

XS
SM
MD
LG