Уфимцы взяли в осаду строительство австрийского завода
- Александр Валиев
Под Уфой, рядом с местом строительства австрийского предприятия «Кроношпан», местные жители разбили палаточный городок. Таким способом они протестуют против опасного, по их мнению, соседства: люди уверены, что деревообрабатывающий завод по производству стройматериалов нанесет непоправимый вред экологии и их здоровью: ближайшие дома расположены в 300 метрах. Один из активистов инициативной группы протестующих Ян Гаймалетдинов дал интервью Радио Свобода:
- Стройка находится вплотную к Уфе, рядом с микрорайоном Шакша, расстояние до ближайших жилых домов – 300-400 метров. А это, между прочим, новый поселок Дорогино, заложенный по программе «Свой дом» - там давали землю с уже построенными домами молодым семьям.
Соглашение о строительстве деревообрабатывающего завода было подписано еще 7 августа 2012 года Президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым и главой группы компаний Kronospan Holdings Петером Кайндлом. Стройплощадка выбиралась из 13 вариантов, но Министерство природопользования и экологии РБ провело экспертизу, результаты которой, к слову, протестующим никто пока не показал, и рекомендовало для строительства именно это место. Оно прилегает к уфимскому микрорайону Шакша, который, по словам главного архитектора Уфы Ильдара Ибрагимова, планируется сделать промышленным кластером башкирской столицы. Как сообщил Ян Гаймалетдинов, центральным предприятием этого кластера как раз и будет «Кроношпан», который производит ОСП, ДСП, ламинат и прочие деревоматериалы. Здесь же для нужд завода собираются производить формальдегидные смолы.
Как водится, народ о строительстве промпредприятия узнал последним. Теперь люди, купившие не так давно здесь участки с домами и твердо верившие в то, что совершили выгодную сделку, когда поселились в экологически чистом районе недалеко от города, пришли в ужас. Они и сами не хотят жить под трубами вредного производства и прекрасно понимают, что никто теперь не купит их владения.
Массовый общественный протест развернулся буквально за пару недель – примерно в середине июля, как только началась стройка. Информация быстро разошлась по соцсетям, были проведены уже четыре народных схода, причем на последний пришло уже более 2000 человек. Людей напугала информация о том, как предприятия компании «Кроношпан» работают в других странах и регионах – к примеру, в США, Англии и Румынии заводы были несколько раз оштрафованы за систематические выбросы. Недовольны соседством с заводами в Белоруссии, на Украине и подмосковном Егорьевске. Связавшись с местными жителями, уфимцы узнали много нового:
- Новости там совсем не радужные. Люди говорят о несанкционированных выбросах отравляющих вредных веществ, - рассказал «Свободе» Ян Гаймалетдинов, - зимой идет разноцветный снег. Выросло число астм, ЛОР-заболеваний, онкологических заболеваний.
Узнав о протесте местного населения, «Кроношпан» решил организовать делегации из Башкирии экскурсию на предприятие в Егорьевске. Она состоится 9-10 августа. По словам еще одного общественного активиста Роберта Галимова, никаких иллюзий относительно того, что и в каком свете гостям там представят, у них нет:
- Нам покажут документы, что все в норме, сделают все, чтобы нас убедить. Мы же туда едем, чтобы показать нашу готовность к диалогу. Но стоим мы твердо на том, чтобы от Уфы эту стройплощадку убрали. Были нарушены 130 статья Конституции России, 28 статья Градостроительного кодекса – о проведении публичных слушаний. Причем сначала чиновники нам говорили, что никаких слушаний и не требуется, мол, они носят рекомендательный характер, а потом вдруг появляются протоколы собраний от 2012 года. Мы будем тщательно проверять их подлинность. Сейчас нам говорят, что идут навстречу. Мол, давайте проведем публичные слушания еще раз – но не для решения вопроса, строить или не строить, а для того, чтобы презентовать населению это предприятие, рассказать подробно о нем. Опять устраивают нам какую-то политическую ловушку, - заявил в интервью «РС» Роберт Галимов.
Взять комментарий у главы Уфимского района Михаила Давыдова не удалось. Известны лишь его слова о том, что публичные слушания проводились – причем, якобы, строительство одобрили аж дважды – и жители Уфимского района, и конкретно Кирилловского сельского поселения, на территории которого расположена стройплощадка. В интервью «Свободе» Ян Гаймалетдинов поделился своими впечатлениями от встречи с чиновниками:
- Мы встречались с главой Уфимского района. Здесь же присутствовали руководитель Калининского района Уфы, замминистра лесной промышленности Башкирии. Но они не уполномочены отвечать на те вопросы, которые волнуют нас. У нас, собственно, даже не вопрос, а ультиматум: завод должен быть перенесен в другое место, подальше от Уфы. А эти люди сидели и рассказывали, что «Кроношпан» должен быть построен, какой он хороший, сколько там рабочих мест, сколько будет с этого завода поступать налогов в казну, сколько мы перезревшего леса переработаем на этом заводе… Я спросил у замминистра лесной промышленности, неужели мы, живущие рядом со строительством, должны принести себя в жертву тому, чтобы в нашей республике перерабатывалась перезрелая древесина? Он на это ничего не ответить не смог.
Общественники намерены добиться проведения полноценной и незаивисимой экологической экспертизы. Кроме того, проект еще не прошел Госэкспертизу, притом, что строительство уже началось. Сейчас в 40 палатках разбитого между автомобильным шоссе и стройплощадкой городка несут круглосуточную вахту 50 человек. Они обеспечены горячим питанием, играют в футбол, по вечерам смотрят видеопроектор. В лагере действует сухой закон. В планах организаторов – поставить в общей сложности 300 палаток и провести протестный автопробег. Уходить отсюда ни с чем люди не собираются.
Общественники намерены добиться проведения полноценной и незаивисимой экологической экспертизы. Кроме того, проект еще не прошел Госэкспертизу, притом, что строительство уже началось. Сейчас в 40 палатках разбитого между автомобильным шоссе и стройплощадкой городка несут круглосуточную вахту 50 человек. Они обеспечены горячим питанием, играют в футбол, по вечерам смотрят видеопроектор. В лагере действует сухой закон. В планах организаторов – поставить в общей сложности 300 палаток и провести протестный автопробег. Уходить отсюда ни с чем люди не собираются.