Содержание передач джаза на «Свободе» постоянно менялось. Менялось качество звучания, расширялись горизонты, появлялись новые имена, темы, страны. Менялся, что было неизбежно, сам автор, он же ведущий. Мир обрастал невидимыми друзьями.
У «Времени Джаза» своя история и своя география. География возможна и без истории. История возникает лишь при введении временной перспективы при введении временной перспективы.
За пятнадцать лет существования «49 минут джаза» в эфир вышло 780 программ. К ним нужно добавить 56 программ «Девяти минут джаза» и 301 - «Времени Джаза». Сегодняшняя арифметика рэгтайма и блюза, дикси и свинга, бопа и Третьего течения, авангарда и фьюжн, в сумме 1137 выпусков джаза на «Свободе».
Кто из нас не помнит сдвоенного шарма тугого свинга и поэзии в дуэте Эллы Фитцджеральд и Джо Пасса? Кто не восторгался сногсшибательной лиричностью пьес Бенни Голсона? Кто не слышал невероятную легенду о московском трубаче, играющем в «Вестниках Джаза»? Такова афиша нашего 300 выпуска!
В традиции ведущих джазовых ревю не только обзор лучших дисков ушедшего года, а так же оценка или переоценка прошлого: исторических записей. И на этот раз «Даунбит» предложил читателям список девяти лучших СД года (категория «шедевры» - пять звездочек), ну а дальше - по убыванию звезд.
Франк Лоссер написал в 47 году песню, которая называется. - Кто будет тебя обнимать, когда часы начнут бить полночь? Вам остается только настроиться на нашу волну и вслушаться. Новый год – кто его придумал, как и когда его отмечают в Японии, Китае, Израиле и Иране?
Они были африканскими рабами, позже детьми и внуками рабов и они продолжали петь духовные песнопения на свой лад, в своих ритмах и в блюзовой тональности. Рядом была белая Америка с ее рождественскими песнями о зиме, о санях с колокольчиками, о Санта Клаусе, о теплом праздничном доме.
Кто знает, если бы не поток беженцев из Европы, попавшей под пяту нацизма, никакой «Blue Note», и не было бы… Но в Штаты из Европы, из самого Берлина,, бежали молодые немецкие евреи. Среди них, знавший джаз, Альфред Лайон и его друг, коммунист, Макс Маргулис.
Вышел в свет декабрьской номер «Даунбита» с результатами, читательского конкурса-опроса 2014 года.Половина передачи посвящена певице и пианистке Дайэне Кролл. Кроме этого, вы услышите дуэт певца Грегори Портера, квинтет Нэта Эддерли и еще один квинтет – Хэрби Хэнкока.
Они не отказывались от своих имен, но часто где-нибудь в аэропорту, на горной границе в Швейцарии или вокзале в Гааге вздрагивали, когда их называли по имени. Имена сокращались для удобства рекламы, хохмы ради или ухода в иную религию. Вот об этом сегодня несколько слов.
Два альт-саксофониста в новом выпуске «Времени Джаза»: Фил Вудс, который до сих пор выступает и Пол Дезмонд, который перешел в небесный оркестр. Кроме них – редчайшая запись автора «Georgia On My Mind» и «Stardust” - Хоаги Кармайкла, вокал и фортепьяно, оркестр Томми Дорси и квартет Тедди Уилсона. Такова джазовая афиша ноябрьских ид вашего календаря.
Происхождение слова «джаз» вплоть до наших времен остается загадкой. Верно ли, что оно родилось в Новом Орлеане? Или же слово «джаз» пришло из иных краев и медленно потеряло свой сленговый оттенок и вошло в американский словарь уже на равных правах с остальными новыми терминами ХХ века?
Он стал первым тенор-саксофонистом солистом. Первым тенор-саксофонистом виртуозом эпохи свинга. Он же был первым джазменом, который начал записываться с молодыми европейскими музыкантами: в Англии, Голландии и с Джанго Рейнхардтом в Париже.
Хефти играл на трубе, баловался и черно-белыми, но главное он сочинял. «Колыбельную листьев», Вы услышите, в двух вариантах. Клиффорд Браун или «Брауни» был восходящей звездой джаза. Иллиной Джакет был одним из лучших саксофонистов техасской школы, а на последок, саксофонист Джон Хейли Зут Симс.
Один рассказывал басни, что это он «изобрел» джаз; второй был настолько неотразим для женщин, что его прозвали «Сладким». А затем, еще ни разу не звучавшие, новые герой джазовой сцены: миланский пианист Стефано Боллани, авангардист нового поколения саксофонист Стив Леман и трубач Дейв Даглас.
Джазмены и композиторы, родившиеся в октябре, составляют уникальную когорту талантов. Вы услышите баритон-саксофониста Пэппэра Адамса, пианиста Телониуса Монка, Арта Блейки и его «Вестников Джаза», гитариста Барни Кессела и трио Ли Конитца. Увы, лишь они уместились в этом октябрьском выпуске
Их было много. Все – джазмены высшего класса. Все – слепые. Все играли как боги. Что это? Талант, которому не мешает свет? Вряд ли. Герой «Времени Джаза» этой недели пианист Арт Тейтум
И письма, и заявки скапливаются – регулярно. Не все выполнимы, не все можно исполнить за десяток передач «Времени Джаза». Что вы услышите на этот раз? Чета Бейкера, Сару Вон, Додо Мармароза, Арта Тейтума, Джо Пасса, Милта Джексона и дуэт Киза Джаррета и Чарли Хейдена.
Однажды «Straight Life» переведут на русский. И хотя вновь утвердившееся лицемерие не позволит перевести весь текст так, как он написан, всё же что-то останется. Вкус жизни джазменов тех лет – должен уцелеть.
Он родился в Лондоне сто лет назад. Он был вполне приличным музыкантом, но до исключительности не дотягивал. Его джазовые словари слегка устарели, но его воспоминания о джазменах, весьма ценны. Кроме него – Элла Фитцджеральд, Ли Морган, Бенни Гудмэн, Арт Пэппэр, Лауриндо Альмейда и Джо Ньюман.
Он был ленив и задумчив. Он любил играть и не любил, когда ему мешали. Но он мешал себе сам. Он пил, как рыбка и допился до того состояния, когда печень превращается в камень. Его звали През, Лестер Янг. Он оставил нам целый остров сокровищ – винила. И целый толстый том легенд. Легенд о Презе…
Восемьдесят один год одному из последних могикан джаза – Уэйну Шортеру. Одиннадцать, первых мест в конкурсном опросе «Даунбита». Кроме Уэйна Шортера в новом выпуске «Времени Джаза» вы услышите трио Оскара Питерсона и трубу Кенни Дорэма.
В какой-то момент и Арт Фармер и Мэл Уолдрон стали «культурными эмигрантами» - термин, родившийся после Второй Мировой, когда американские джазмены поняли, что в Европе они могут жить без расовых проблем, а скорее наоборот, как звезды и герои.
Афиша августа. Луи Армстронг, он же Попс, он же Сатчмо, трубач, корнетист, певец, бандлидер родился 4 августа, а не 4 июля, как многие думали десятилетиями
Среди победителей на этот раз – трубач Амбоуз Акинмусири, вибрафонист Гари Бёртон, кларнетистка Анат Коэн, баритон-саксофонист Гари Смульян, сопрано-саксофонистка Джейн Айра Блум и, признанная исторической, пиратская запись концерта оркестра Майлза Дейвиса – «Майлз в Филморе, третий том».
Чарли Хейден был лидирующим джазменом, композитором, создателем новых идей и, контрабасистом. Он скончался 11 июля в Лос-Анджелесе. Ему посвящена первая часть «Времени Джаза». Остальные темы связаны с календарем июля.
Ежемесячник «Даунбит», разослал подписчикам августовский номер журнала с результатами опроса музыковедов и историков джаза. «Время Джаза» посвящено пяти победителям: Сесиль МакЛорин Сальван, Никол Митчелл, Кенни Гаррету, Реджине Картер и Джо Ловано.
Его учителем был сам Сидней Беше. Джазфаны думали, что он может превзойти мэтра сопрано-саксофона. Но он перешел на альт-сакс. Его называли «Лили Понс джаза». В наши времена это соответствует «Марии Калласс джаза». Джонни Ходжес родился в июле 1906 года в Кембридже штат Массачусетс.
В августе 1942 года АФМ начала многолетнюю забастовку, запись пластинок до 1948 года была запрещена. Революция бибопа, его первые годы – все это не попало на пленку и целый период истории джаза был навсегда утерян. Но Америка – танцевала…
Из окна его дома в Малибу был виден океан. Тихий. Тихий океан и ничего другого. Возле окна стоял рояль. Когда он играл, он смотрел на океан. Когда он не играл – он смотрел на океан. Океан был снаружи и был внутри. Отныне – он сам часть океана. Much love, Horace….
Загрузить еще