Red - красный по-русски, афроамериканцы используют, как кличку очень светлокожих собратьев. Отсюда, к примеру, Рэд Гарлэнд, Рэд Каллэндэр, Рэд Ален, которые на самом деле были: Уильямом Гарлэндом, Джорджем Силвестром Каллэндером и Хэнри Алленом. Многие джазмены получали свои клички еще в детстве. Даже Лестер Янг носил кличку Рэд в школе. Клички часто говорили о похожести, схожести (физической, поведенческой или психологической) с разными животными. Лайон Смис (lion - лев) был Уильямом. Тигром был Тайгэр-Tiger (в паспорте Джордж) Хайнс. Бэн Уебстер был лягушкой (Frog). Банни Бериган (Bunny - это кролик ) был на самом деле Роландом. Уильям Монтгомери был монахом (Monk) – Монком Монтгомери. Еще одним зайцем (Rabbit) был Джонни Ходжес. Ну и тот же великий Хокинс был Хоком (Hawk) то есть Ястребом.
Список гигантский! А посему стоит во время напомнить, что вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий. Школьная кличка – Сова….
Ben Webster - See You At The Fair – 6:15 (Ben Webster - See You At The Fair – Impulse)
«See You At The Fair», «Увидимся на ярмарке» Бэна Уебстера, он же Frog, Лягушка. С Лягушкой – тенор саксофон, играли: Хэнк Джоунс –рояль; Ричард Дейвис – контрабас и Ози Джоунсон – ударные. 11 марта 1964 года, нью-йоркская международная ярмарка.
Среди джазменов кроме тигров были Большие глаза – Big-Eye Нелсон; техасцы – Тэкс Эванс (в метрике – Хёршел Эванс). Филли Джо Джонс, конечно же, был из Фили – Филадельфии; Kansas Филдс был из Канзаса; Додо Майкл Мармороза – даже в молодости был старомодным, консервативным, то есть Dodo.
Шорти Бэйкер – был невысокого роста (Shorty); Чаби Джексон был Chubby – то есть круглолицым.
Диззи (головокружительный) заработал свою кличку не потому, что играл головокружительно, а потому что в детстве страдал головокружениями.
Вот один из «красных», один из Рэдов, не имевший отношения к компартии США:
Red Garland - But Not For Me – 5:51 (Red Garland – Red Garland’ Piano - Prestige)
«But Not For Me», «Но не для меня» - песня-стандарт братьев Гершвинов, сочиненная для мюзикла 1930 года «Girl Crazy».
Ред Гарлэнд – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Артур Тэйлор (Портняжка) – ударные. Руди ван Гельдер записал это трио 22 марта 1957 года для «Престижа».
Продолжим: трубача Бака Клейтона на самом деле звали Уилбуром Дорси Клейтоном. Buck в нынешнем устном обиходе – это и доллар, и щеголь. Но предки Клейтона были индейцами, а весьма древнее слово buck и означало индейца. У Клейтона была и вторая кличка – Cat-Eye – Кошачий Глаз, потому что у него были необычайные сине-зеленые глаза. Вот эта первая часть клички – Cat, Кот меня и интересует больше всего сегодня.
Но впереди у нас привычный анонс нашего джазового шоу.
Автобиографию Майлза Дейвиса трудно переводить. И в первую очередь из-за того, что музыкантов по джазовой привычке он, как и его друзья, называл котами. И кот это, конечно, не лабух и не чувак - в этом жаргоне есть блатные корни. Кот в джазе это не полужаргонный кот – то есть «парень» в обыденной жизни. Киногероиня «Catwoman» дает понятие о необычности, необычайности, в данном случае кошки, равной по фантастической одаренности Батману.
О котах вообще чуть позже.
Где бы вы ни были и на чем бы вы вас ни слушали, добро пожаловать в клуб «Времени Джаза». «Время Джаза» - это короткие волны «Свободы» и наш планетарный сайт www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Donald Byrd - The Cat Walk – 6:40 (Donald Byrd - The Cat Walk – Blue Note)
«The Cat Walk», «Кошачья походка», но и - подмостки салонов моды. Тема Дональда Бёрда. Бёрд – труба; Пэпэр Эдамс – баритон-саксофон; Дюк Пирсон – рояль; Леймон Джэксон – контрабас и Филли Джо Джонс – ударные. Руди ван Гельдер за пультом управления полётом. 2 мая 1961 года, Нью-Джерси.
Как насчет котов в иные времена, до эпохи джаза?
В средние века считалось, что коты были прислужниками сатаны; у ног ведьм всегда терся какой-нибудь, цвета чернослива, котяра. В древнем Риме кот был символом свободы и богиня Свободы изображалась с котом (любой масти) у ног. В древнем Египте кот был священным животным; считалось, что он испускает «жизнь дающее тепло». У богини Баст была голова кота. Диодор Сицилийский свидетельствовал, что за убийство кота египтянина ждала смертная казнь. В Древней Греции богиня Диана бесила Гигантов тем, что имела привычку превращаться в кошку. Пророк Мухаммед любил котов и кошек, и они почитаются в исламской культуре.
Это лишь крошечный экскурс в историю и мифологию котов.
А теперь настоящий джазовый кот:
Cat Anderson - The Cat Hums – 6:06 (Cat Anderson - Cat Speaks – Black & Blue)
«The Cat Hums», «Кот мурлычет» или, уже про самого автора, Кота Эндерсона, «Кот напевает себе под нос».
Итого, Кот, Кэт Эндерсон скэт и сурдинка; он же – лидер квинтета; Жерар Бадини – тенор-саксофон; Раймон Фол – рояль; Мишель Годри – контрабас и Сэм Вудьярд – ударные. 1 июня 1977 года, Париж.
Это не совсем обычный Кот, Кэт Эндерсон. В чистом виде вы его услышите после нашего классического мантрама:
Остается так же напомнить, что вы можете слушать еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий. Жду ваших комментов и ваши заявки. Время исполнения заявок и ответов на вопросы – приближается.
Кот, Кэт Эндерсон большинству из наших слушателей знаком в роли солиста оркестров Лайонела Хэмптона и, в еще большой степени, Дюка Эллингтона. Но он собирал и собственные комбо. Этот Кот, как и все коты, включая бездомных, был верхолазом, то есть часто забирался на самую верхотуру карабкающихся октав, играя пронзительно в регистре, как говорят французы, suraigu.
Cat Anderson - Cat's In The Alley – 2:24 (Cat Anderson and His Orchestra - Cat's In The Alley – Fresh Sound)
«Cat's In The Alley», «Кот в переулке» - Короткая, полная энергии пьеса Кэта Эндерсона. Состав оркестра Эндерсона: Кот – труба; Куэнтин Джэксон – тромбон; Руди Пауэлл – альт-сакс; Бад Джонсон – тенор-сакс; Лирой Лоуэт – рояль; Джимми Вуд – контрабас и Сэм Вудьярд – ударные. Нью-Йорк-Сити, 1959 год.
Не могу отказать себе и вам в удовольствии и не поставить знаменитый верхолазный финал фильма Отто Премингера «Анатомия Убийства». Это предел карабканья в небеса Кэта Эндерсона:
Duke Ellington & His Orchestra - Upper and Outest – 2:22 (Duke Ellington & His Orchestra - Anatomy of a Murder – Columbia)
Птичьи крики трубы Кэта Эндерсона в финальной сцене фильма «Анатомия Убийства», 1959 год. Музыка Эллингтона и его большой оркестр.
Последний на сегодня кот родился в Розарио, Аргентина, 28 ноября 1932 года. Ему только что исполнился 81 год. Его настоящее имя Леандро Барбиери, но он выбрал себе кличку Кот, по-испански Gato. Миру джаза и кино он знаком под этим именем – Гато Барбиери. Он играл поп-джаз, но, переехав в США, стал играть и нечто более серьезное, даже авангард. К примеру с Доном Черри (Вишенкой) он записал «Симфонию для Импровизаторов» и диск «Полная Общность». Он написал музыку к фильму Бернардо Бертолуччи «Последнее Танго в Париже». Вот легкоузнаваемый лейтмотив фильма:
Gato Barbieri - Jazz Waltz – 5:45 (Gato Barbieri - Last Tango In Paris – United Artists)
«Jazz Waltz», «Джазовый Вальс» Гато Барбиери, его же тенор-саксофон на фоне симфонического оркестра Дома Радио. Звуковая дорожка, во многих странах запрещенного до последнего времени, фильма 1972 года Бернардо Бертолуччи «Последнее Танго в Париже».
Финишная прямая вашего личного «Времени Джаза». Спасибо всем приславшим комменты, отзывы к последней передаче. Даже если они не всегда соответствуют контексту самого «Времени Джаза». Напомню наши координаты: короткие волны «Свободы», трансляция через спутники HotBird и AsiaSat-3, а так же архив в рубрике Подкасты нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в зимнем Париже – ваш ДС.
Вот сюита, написанная кларнетистом, саксофонистом и композитором Оливером Нэлсоном специально для Кота Барбиери. Она длится 12 минут и называется «Этот самый Кот» - «El Gato». Запись была сделана в 1971 году и вышла на виниле в 1975-м на фирме «Летучий Голландец»:
Gato Barbieri - El Gato – 12:45 (Gato Barbieri - El Gato - Flying Dutchman)
«El Gato» - Оливера Нэлсона. Гато Барбиери – тенор-саксофон; Оливер Нэлсон – альт-саксофон; Хэнк Джоунс – рояль; Рон Картер – контрабас, Дэйвид Спиноза – гитара; Ромео Пэнкэ – альтовая флейта и английский рожок; Фил Боднер – флейта и альтовая флейта; Дэнни Бэнк – басовый кларнет; Аирто Морейра – прекашн, перкузия и Притти Пёрди – ударные.
Как писал Скотт Яноу: - Это переходный Гато Барбиери, уже не столь авангардный, как в шестидесятых, более близкий к коммерческому поп-джазу, но все еще модальный пост-боппер и великолепный, в дуэте со вторым саксом, импровизатор…»
Я же скажу, что в этой сюите уже слышны грядущие мотивы «Последнего Танго в Париже…»
На этом я с вами прощаюсь до следующей недели. Подкасты «Времени Джаза» вы найдёте на сайте радиостанции www.svoboda.org. Всех вам благ, удачной и веселой недели, чао, бай-бай!