У «Времени Джаза» своя история и своя география. Знаете ли вы, что позывные джаза на «Свободе» менялись трижды? И что все они принадлежат упругому и нестареющему хард-бопу? Вы услышите их до конца месяца, но не в привычном исполнении, не в подлиннике, а в исполнении альтернативных составов.
География возможна и без истории. История возникает лишь География возможна и без истории. История возникает лишь при введении временной перспективы при введении временной перспективы. И здесь «Время Джаза» следовало истории развития самого джаза. Но, учитывая правила игры, радиоправила, то есть тот факт, что аудитория, слушатели это не концертный зал, где все сидят на своих местах, а скорее река или даже проходной двор, история джаза, ее героев, да и сами стандарты неизбежно повторяются. Сегодня наш слушатель у приемника или компьютера, а завтра в дороге или в заботах - вне досягаемости этой самой звуковой волны. Да и слушатели бывают действительно наши, бывают случайные, бывают очень случайные…
Итого: вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Bobby Timmons - So Tired - 6:24 (The Bobby Timmons Trio - In Person – Riverside)
«So Tired», «Так устал…» - композиция пианиста Бобби Тиммонса. Его трио с Роном Картером на контрабасе и Албертом Хисом на ударных в нью-йоркском клубе "Village Vanguard", 1-е октября 1961 года.
Эта тема была выбрана для пилотной программы «Сорока Девяти Минут Джаза» почти что 26 лет назад. «So Tired» была переписана с винила на кассетник и в таком виде я привез ее в Мюнхен. С кассетника она перекочевала на большую бобину студийного магнитофона, после чего я отправился в студию записывать текст самой программы. Руководил операцией по запуску «49» продюсер Руслан Гелисханов. Название передачи придумал ветеран «Свободы» Юлик Панич. Когда текст был смонтирован и почищен Руслан отнес кассету директору радиостанции Владимиру Матусевичу, который сидел в паркинге радиостанции в своей машине. Там и прошло первое прослушивание и прошло более чем благоприятно для «49». Это история и это конец определенной географии: в 1995 году радио переместилось в Прагу.
S.Grappelli & H.Jones – Yesterdays – 6:17 (Stephane Grappelli And Hank Jones - A Two-Fer – Muse Rds)
«Yesterdays», классика Джерома Керна, «Вчера» - во множественном числе. Родившийся 26 января 1908 года в Париже сын маркиза Эрнесто Граппелли - Стефано Граппелли, скрипка. Титул маркиза не облегчал жизнь семьи и маркиз подрабатывал переводами, преподавал итальянский, а в 1914 году, как гражданин Италии, был призван под итальянский триколор. Мать Стефано, Анна Эмиль, умерла, когда сыну было четыре года и маркиз, который в свое время написал эссе об американской танцовщице Айседоре Дункан, обратился к ней и попросил позаботиться о шестилетнем ученике её школы, юном Стефано Граппели. Увы, с началом войны Айседора отдала замок, в котором была ее школа, под военный госпиталь и будущий скрипач попал в католический приют, где познал и голод, и крайнюю бедность.
В 1918 году маркиз вернулся с войны и первым делом добился для сына французского гражданства, а вторым, заложив костюм в ломбард, купил сыну скрипку. Он же и стал первым учителем Стефано, превратившегося теперь в Стефана. Первыми концертными залами стали проходняшки и дворы Парижа.
Это история и это география.
«Yesterdays» Кёрна Стефан Граппелли записал в Лондоне, в котором провел годы второй мировой (всё та же, что и у отца угроза попасть в итальянскую армию), записал 20 июля 1979 года. Хэнк Джоунс играл на рояле; Джимми Вуд – на контрабасе и Алан Досон – на ударных.
«Время Джаза» на волнах «Свободы» и на нашем сайте www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
S.Grappelli & Ph.Woods - All Of Me – 4:54 (Stephane Grappelli & Phil Woods - Anything Goes - Jazz Time)
«All Of Me», «Почему ты не возьмешь всю меня?» - стандарт Сеймура Саймонса, музыка, и Джеральда Маркса, слова, сочиненные для водевиля 1931 года «Belle Baker». Феноменальный дуэт Стефана Граппелли, скрипка, и Фила Вудса – альт-саксофон. Марк Фоссе играл на гитаре; Джон Бёр – на контрабасе и Луи Белсон на ударных. 22 сентября 1987 года, Париж.
«В ранних новоорлеанских оркестрах, - пишет Йоахим Берендт, - как и в оркестрах рэгтайма, всегда были скрипачи. Эта традиция пришла из девятнадцатого века, а сами музыканты практически были двойниками венских скрипачей kaffeehouse. К пятидесятым годам ХХ века скрипачи, которые не смогли адаптироваться к переменам в джазе, оказались в джунглях коммерческой музыки. Первым весомым скрипачом джаза был Чарли Венути, но стоит упомянуть и Эдди Сауса, который играл в тридцатых в Париже (…) с лучшим европейским скрипачом Стефаном Граппелли и с гитаристом Джанго Рейнхардом».
Граппелли и Рейнхард были основателями первого французского джазового оркестра «Hot Club de France».
Django Reinhardt - La Mer – 4:15 (Django Reinhardt - The Essential - RCA)
«La Mer», «Море» - Шарля Трэнэ. Джанго Рейнхардт – гитара; Стефан Граппелли – скрипка; Джианно Сафрэд – фортепьяно; Карло Пекори – контрабас и Орелио Каролис – ударные. Запись сделана в январе 49 года, в Риме.
Джанго и Стефан и до наших дней – легенда французского и европейского джаза.
Мой багаж знаний истории джаза составлял в 1989 году, видимо, процентов пятнадцать от нынешнего. Еженедельный выпуск «49» был еженедельной учебой. Сначала появился профессор Йоахим Берендт, за ним Юг Панасси, затем Скотт Яноу, Леонард Фезер и Айра Гитлер, Филип Карль, Жан-Луи Комолли, великий Мез Меззроу и пошло-поехало. Был приобретен на Блошином рынке солидный стеллаж, на полках которого поселились биографии и энциклопедии, затем хозяйка выселила меня из уютной 18 века квартирки в Чреве Парижа, я перебрался в Латинский на улицу Железного Горшка, выселили и оттуда, и мне пришлось купить сразу два новых стеллажа: обычные кассеты и кассеты DAT сменились на первые CD.
Возникает закономерный вопрос: почему хозяйки каждые десять лет выселяют ДС на парижский асфальт? Ответ прост: чтобы повысить цену.
Ваши крупногабаритные и карманные приемники настроены на волну «Свободы». Вы так же слушаете нас через спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона всё еще в Латинском квартале ваш ДС. В эфире еженедельное «Время Джаза».
Roy Eldridge - Honeysuckle Rose – 4:14 (Roy Eldridge Studio Sessions - Verve)
«Honeysuckle Rose» Фатса Уоллера. Полтора года назад Элла Фитцджеральд исполнила эту популярную песню и аккомпанировал ей трубач Рой Элдридж. Нынче же, Рой, еще один, как и Стефан Граппелли, Водолей, исполнил эту «Розу Жимолости» в составе своего квартета. Рой – труба; Ронни Болл – рояль; Бен Моутен – контрабас и Эдди Лок – ударные. «Nola Studios», Нью-Йорк, 2 июня 1960 года.
Рой Элдридж, родившийся в самом конце месяца, 30 января 1911 года, был виртуозным новатором, который смог избавиться от магнетизма мощного, но мягкого и чарующего стиля Сатчмо и выработать свой: более атакующий и режущий стиль. Именно Рой Элдридж повлиял на развитие Диззи Гиллеспи, то есть Рой был предтечей бибопа.
Roy Eldridge & Mel Torme - Honeysuckle Rose – 2:47 (Scat Singing – SAGA JAZZ)
«Honeysuckle Rose» - музыка всё ещё Фатса Уоллера и, по идее, слова Энди Разафа… Ан, Рой Элдридж и Мэл Тормэ предпочли практически стопроцентный скэт! Невероятная запись. Флип Филлипс играл на тенор-саксе; Майк Колюччио – на фортепьяно; Эл Кейси – на гитаре; Эдди Сафрански – на контрабасе и Спекс Пауэл – на ударных. Элдридж все же сыграл и на трубе. Нью-Йорк, 31 мая 1947 года.
Ну, а Мел Тормэ поможет нам перейти к еще одному юбиляру, который ни разу в неразбавленном виде не звучал на нашей волне:
Mel Torme & Marty Paich - When The Sun Comes Out – 3:57 (Mel Torme & Marty Paich - Concert Tokyo – Concord)
«When The Sun Comes Out», «Когда выходит солнце…» - Харольда Арлена и Тэда Кёхлера. Мел Тормэ и оркестр пианиста, композитора, аранжировщика и бэндлидера, родившегося 23 января 1925 года в Окленде, Калифорния, Мартина Луи Пейча. В обиходе – Марти Пейча. Марти особенно был знаменит аранжировками, написанными для Фрэнка Синатры, Барбары Стрейзанд, Сары Вон, Стена Кентона, Эллы Фитцджеральд, Рея Чарлза, Ареты Франклин, Линды Ронстадт, Эла Хёрта, Стена Гетца Сэма Дейвиса-Младшего, Майкла Джексона, Арта Пэппэра, Махалии Джэксон – я думаю, здесь и стоит остановиться…
Финишная прямая «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.
Энциклопедии и биографии на моих стеллажах ветшали в двух смыслах: современный переплет превращался в труху за год, за полтора. Во-втором смысле: прочитанные, перечитанные сборники попадали в категорию не употребимых. Либо по причине поверхностного плоского изложения, либо из-за нагромождения ошибок, чем грешили французские, но не только, словари. Лишь относительно можно было доверять народившейся русскоязычной Вики. Я до сих не могу понять, почему кличка Эрла Хайнса «Папаша», «Fatha» от упрощенного father, на Вики читается почти по-арабски: «Фатха»… Из биографий Брубека, Монка, Коновера, Эллингтона, Птицы, Диззи и всех остальных просвещали и обогащали лишь некоторые. Я так до сих пор и не нашел интересной и увлекательной биографии Трейна. Биография Уиллиса Коновера годится лишь для устроителей концертов и фестивалей.
Но пора закругляться. Петруч, Мишель Петруччиани принадлежит к команде водолеев, родившихся 28 января. Мы расстанемся на его версии «Каравана» Хуана Тизола. Мимоходом замечу, что на СД «Solo Live», Франкфурт 1997 год, автором композиции является Дюк, что исторически неверно. Но это лучше Эрла «Фатха» Хайнса.
Michel Petrucciani – Caravan – 10:09 (Michel Petrucciani - Solo Live - Dreyfus)
«Караван» - сочиненный тромбонистом Хуаном Тизолом и исполненный впервые Дюком Эллингтоном в 1936-м. Мишель Петруччиани на сцене франкфуртской Оперы 27 февраля 1997 года. В запасе мойры держали для Мишеля еще 23 месяца. С Петручча и начнется следущая передача.
На этом наше «Время Джаза» подошло к концу. Звукорежиссер выпуска Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Мы снова будем в вашей компании через неделю. А пока что – всех благ, удачи в делах и в любви, чао, бай-бай!