Ссылки для упрощенного доступа

Америка танцует, но по-другому


Обложка комикса "Истинная романтика"
Обложка комикса "Истинная романтика"

В августе 1942 года АФМ начала многолетнюю забастовку, запись пластинок до 1948 года была запрещена. Революция бибопа, его первые годы – все это не попало на пленку и целый период истории джаза был навсегда утерян. Но Америка – танцевала…

1 августа 1942 года Американская Федерация Музыкантов (АФМ) по предложению президента АФМ Джеймса Петрилло объявила забастовку против всех ведущих американских звукозаписывающих компании, требуя при подписании контрактов вводить пункт об оплате авторских гонораров. До начала забастовки и до ее окончания 14 декабря 1948 года авторы, музыканты, звукорежиссеры, техники, осветители не получали потиражных, то есть royalty payments. Подобная практика касается и в наши дни многие издательские дома, которые выплачивают авторам определенную оговоренную сумму (если выплачивают) и на этом всё кончается. Мне знакома эта практика, так как я в течение нескольких лет работал независимым литагентом.

Забастовка АФМ и упорство Петрилло привели к катастрофическим проблемам в мире джаза. Здесь стартует крах больших оркестров свинга в том виде, в котором они выступали и записывались, начиная с тридцатых годов.

Ваши мощные корабельные и ваши антикварные ламповые настроены на волну «Свободы». В эфире и на нашем сайте www.svoboda.org еженедельное «Время Джаза». У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Tommy Dorsey - Blue Skies – 3:16 (Tommy Dorsey & His Orchestra – Giants of Jazz)

«Blue Skies», «Синие небеса» Ирвинга Берлина. Оркестр тромбониста (помните, в больших оркестрах короли - это кларнетисты и тромбонисты!) – Томми Дорси. Это вершина его успеха. Запись была сделана 15 июля 1942 года. До начала забастовки оставалось 16 дней.

Франк Синатра с малой вокальной группой (а начинал он у Дорси) появлялся обычно после соло Томми Дорси, а на афишах и пластинках его имя набирали крошечным муравьиным петитом. Первые сообщения о грядущей забастовке были опубликованы зимою. Пресса была откровенно против забастовки. 7 декабря 1941 года США вступили в войну. Оркестры начали уменьшаться в размерах – музыкантов призывали в армию. А до начала забастовки, до 31 июля, оставалось лишь несколько месяцев. Ведущие оркестры страны начали записываться как бешенные.

Гленн Миллер в последний раз записывался в роли штатского. Форму капитана ему уже сшили.

Glenn Miller And His Orchestra - Sunrise Serenade - 3:24 (Glenn Miller And His Orchestra - The Unforgettable - RCA VICTOR)

«Sunrise Serenade», «Серенада Рассвета» Джэка Лоренса. Оркестр тромбониста Гленна Миллера. Летом первого военного года капитан Миллер и его оркестр дал в США и Англии почти что 500 концертов. Он так же, зная язык, обращался по-немецки к противнику по радио. Одна фраза звучала так:

«Америка это страна свободы и нет большей свободы, чем музыка».

Но вот еще один большой оркестр в период надвигающегося распада:

Woody Herman - Blues Downstairs – 2:45 (Woody Herman And His Orchestra - Blues On Parade – Decca)

« Blues Downstairs», «Блюз этажом ниже» - композиция лидера оркестра Вуди Хэрмэна. Джо Бишоп – труба; Кэппи Льюис – тромбон; Хэрмэн – кларнет; Бен Уебстер и Сакси Мэнсфилд – тенор-саксофоны; Томми Лайнхэн – рояль; Хай Уайт – гитара; Уолтэр Йодэр – контрабас и Франк Карлсон – ударные.

Это один из тех случаев, когда фирмы старались не указывать дату записи. Дат – до начала забастовки – становилось все меньше, правила ужесточались и начиналось откровенное копирование архивов.

Benny Goodman - I Hear a Rhapsody – 2:57 (Benny Goodman - Benny Rides Again – Membrane)

«I Hear A Rhapsody», «Я слышу рапсодию» Фрагоса и Бейкера. 14 января 1941 года, запись сделана через неделю после вступления Америки в войну. Оркестр Бенни Гудмэна, его же кларнет; Хэлен Форрест – вокал.

На вопросы слушателей, почему не сделать отдельную передачу о «Дисках Победы», скажу, что «V-Disks» не распространялись на территории США и тяжелый этот шеллак вместе с минометами и карабинами отправлялся на фронты. Лишь часть «Дисков Победы» позже была оцифрована. Джазмены отдавали права на записи – бесплатно. В том числе и Бенни Гудмэн.

Duke Ellington - The 'C' Jam Blues – 2:39 (Duke Ellington And His Orchestra – Joan Rds BV)

«The 'C' Jam Blues» - классика Дюка Эллингтона; его же оркестр. 21 января 1942 года, Чикаго. Запрет на запись уже в силе, но несколько оркестров всё еще с разгону записываются. Но составы оркестров редеют. Джазмены, не призванные в армию, ищут работу, многие начинают серьезно пить. Крупные и средние фирмы достают с полок записи аж двадцатых годов и, как говорят музыканты, «нарезают» новые диски. Другие, весьма не глупые фирмы выписывали диски из Англии – Англия не попадала под запрет. Забастовка принесла славу вокалистам, особенно Франку Синатре. Вокалисты имели право записываться без инструменталистов. Небольшой вокальной группы сопровождения было достаточно. Теперь имя Франки печатали гигантскими буквами. Некоторые концерты были разрешены, как и выступления по радио. Когда Синатра 30 декабря 1942 года выступал в театре «Парамаунт» с оркестром Бенни Гудмэна, Бенни не знал кто такой «Голубые Глаза», но он ошалел от того, как молодежь в зале принимала не его, а певца.

– Кто этот парень? – вопил Бенни.

Это и был конец больших оркестров. Отныне и после войны не кларнетисты и тромбонисты царили на авансцене, а оркестры сопровождали певцов и певиц.

Frank Sinatra - That Old Feeling – 3:19 (The Voice of Frank Sinatra – Columbia)

«That Old Feeling», «Это старое чувство» Лью Брауна и Сэмми Фейна. Франк Синатра и оркестр Акселя Стордэла. Март 1946 года. Скрипочки и виолончели не входили в американский профсоюз джазовых работников. И уж как развернулся Франки и его друзья, крунеры, за годы запрета! Томми и Джимми Дорси, Вуди Хэрмэн, сам Бенни Гудмэн кусали локти. Дюк и Каунт, Эллингтон и Бейси – готовились к новым временам. Президент Франклин Рузвельт написал телеграмму Джеймсу Петрилло, но чикагский босс не подчинился даже национальному совету работников военной эпохи. Забастовка закончилась лишь в декабре 1948 года. Тиражи пластинок взлетели в небеса.

Конечно, с одной стороны зажимистось фирм звукозаписи, с другой, аппетит профсоюза (АФМ требовал и своей доли) прикончили большие танцевальные оркестры и лишили нас целой эпохи – революции бибопа. Она происходила практически в полном секрете от широкой публики в таких клубах, как «Minton’s» и обрастала легендами, ибо у нее не было свидетелей. Если играть, но при этом не записываться, было разрешено, военное время не способствовало привычным для небольших оркестров, для комбо гастрольным заработкам: бензин стоил дорого, а уж шеллак для подпольных записей и того дороже. Так что скажем спасибо Джеймсу Петрилло, который лишь относительно улучшил положение музыкальных работников, зато проделал изрядную дыру в истории джаза.

Подо что теперь танцевали вернувшиеся с войны?

Bill Haley - Rock Around The Clock - 2:11 (Bill Haley - Rock Around The Clock - Decca)

«Rock Around The Clock», «Рок целый день» - Джимми ДеНайта и Макса Фридмена. Билл Хейли и его «Кометы». 12 апреля 1954 года, Нью-Йорк.

Подросшая за годы войны молодежь и вполне молодые пехотинцы и моряки быстро освоили бешеную акробатику рока. Это скажется и на хард-бопе, но по-иному.

Chuck Berry - Johnny B. Goode – 2:40 (Chuck Berry - Best Of The Chess Years)

«Johnny B. Goode» - Чака Берри. Еще один хит нового поколения американских рокеров. 1955 год. Откуда они взялись, произошли? Чак Берри родился в Сент-Луисе в 1926 году, то есть на родине джаза. Рок шел от блюза, через рокабилли и ритм-и-блюз. Чаку Берри, кстати, 87 лет и он выступает до сих пор!

А теперь вопрос: как реагировал джаз. Да, под него еще танцевали, да, его всё больше слушали, да, бибоп вышел из подполья, а кул начал созревать и принимать форму.

Miles Davis - Half Nelson – 7:33 (Miles Davis - Birdland 1951 – Prestige)

«Half Nelson» - Майлза Дейвиса. 2 июня 1951 года. Прошло три года после снятия запрета на запись. Можно, конечно, при фантазии и крепком здоровье, что-то станцевать, быстро перебирая ногами или, наоборот, почти не двигаясь. Но в целом это уже музыка для слушанья. Типичная скороговорка бопа.

Майлз – труба; Джей Джей-Джонсон – тромбон; Сонни Роллинс – тенор-саксофон; Кенни Дрю – рояль; Томми Поттер – контрабас и Арт Блейки – ударные. Клуб «Birdland», Нью-Йорк. Клуб скорее со столиками и небольшая танцевальная дорожка.

Танцевать можно под что угодно. Даже под «Испанские зарисовки» Дейвиса и Гила Эванса, под «Дона Ностра» Дона Черри или же под «Буйную Жизнь» Джона Колтрейна. Но это танцы иного толка. Чаще всего это танцы в одиночку, среди таких же одиночек. Танцы эпохи оркестров свинга были парными танцами. Как вальсы в Вене. Как танго в Аргентине. В них была иная эротика, иной смысл. То были контактные танцы. Современные, может быть в итоге, приводят к тому же результату, к тому, что люди оказываются вместе. Но это иные индивидуумы и иной индивидуализм. Сначала была атомная бомба, а потом - атомизация общества.

Но чем хорош джаз, так это тем, что в нем все жанры и все течения могут существовать и существуют – одновременно. Теряя интенсивность, теряя авансцену, но не теряя длящейся истории самой музыки.

Таков был пунктирный пробег от маршей к пляскам, от плясок к танцам, от свингующих ballrooms до вращающихся под новые ритмы звезд-одиночек.

Напомню, что это финишная прямая вашего личного «Времени Джаза» - на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона всё там же, в Лютеции – ваш ДС.

Jazz Messengers – Politely – 15:49 (Jazz Messengers Au Club St Germain – RCA)

«Politely», «Вежливо, осторожно…» - композиция Билла Хардмана. «Вестники Джаза» на улице Св. Бенуа в Париже, в клубе «Сен-Жермен», 1958 год. «Вестники» сыграли 11 композиций и все они имели сильное маршевое звучание. То есть и танцевальное. Клубный зал был переполнен танцующими. Остается состав: Ли Морган – труба; Бенни Голсон – тенор-саксофон; Бобби Тиммонс – рояль; Джимми Меррит - контрабас и лидер, Арт Блейки, ударные.

Вот и все на сегодня. Не то чтобы танцы кончились, но у нас есть и другие темы. Подкаст этой и предыдущих передач «Времени Джаза» вы найдёте на нашем сайте www.svoboda.org. Продюсер этого выпуска Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам благ, чао, бай-бай.

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG