Парламент Южной Осетии с перевесом в два голоса проголосовал против вынесения вотума недоверия министрам внутренних дел и юстиции: 16 депутатов голосовали за, 18 – против. Рассмотрение этого вопроса в законодательном органе вызвало жесткое противодействие как со стороны руководства парламента, так и президента, которые всеми силами пытались отстоять министров, утроивших расправу над голодающими заключенными цхинвальской колонии в начале октября.
Накануне пресс-служба законодательного органа сообщала о том, что в повестку дня сегодняшнего заседания включены одиннадцать вопросов. Вотум недоверия оказался в разделе «разное». Придя в парламент, по словам отдельных депутатов, они не обнаружили его и там. В итоге, после того как вопрос вернули в список, его поставили на голосование: 16 депутатов проголосовали за, 18 – против.
Голосование было тайным: на видном месте выставили урну, куда народные избранники бросали свои бюллетени. Тайное голосование при рассмотрении вотума недоверия прописано в регламенте парламента. Кто эти четыре дрогнувших из двадцатки инициаторов, осталось тайной. Хотя, как говорили сегодня мои собеседники, это лишь вопрос времени. Возле урны стояла видеокамера, которая фиксировала происходящее для истории. Некоторые из депутатов фотографировали на телефоны свои бюллетени – тоже, видимо, для истории и для того, чтобы доказать свою честность и непреклонность. По словам присутствовавших в зале, во время заседания выступил с гневной речью в адрес тех, кто, по его мнению, посмел очернить руководство парламента, сам спикер. И даже в сердцах выпалил, что инициирует собственное расследование, чтобы попытаться восстановить свое доброе имя. Ближе к вечеру Алана Тадтаева цитировали уже государственные СМИ:
«Мы знаем, сколько кривотолков вызвала ситуация с обвинением меня и фракции "Единая Осетия" в подлоге документа сессии. А любая критика в адрес спикера, его заместителя или любого депутата должна была обоснованной, чтобы она что-то имела под собой. Никто не вправе очернять меня и обвинять в том, чего я не делал. Могу доказать любому депутату, в том числе и любому представителю СМИ, что подлога не было». Спикер отметил, что, в случае неподтверждения информации о подлоге, он имеет право обратиться в правоохранительные органы и заявить о клевете в свой адрес.
Предыстория недовольства министрами-силовиками началась еще 2 октября. Именно тогда глава Минюста Залина Лалиева в сопровождении бойцов Отряда милиции особого назначения и представителя Генпрокуратуры пришла вечером в исправительную колонию, чтобы «покормить» голодающих заключенных. Итог кормления известен – жестокое избиение заключенных. Это и послужило поводом для инициирования депутатами отставки двух министров. Хотя оба чиновника категорически отрицали произошедшее, убедить общественность им не удалось. Более того, в сеть попали кадры с камер наблюдения в ИВС МВД, на которых видно, как силовики избивали некоторых арестантов.
Список из двадцати депутатов, которые подписали обращение к спикеру Алану Тадтаеву, был вывешен и в сети. В нем значились представители разных партий, в том числе одномандатники от правящей партии «Единая Осетия». С 14 октября, после инициирования вотума недоверия, на двадцатку оказывалось давление разного рода. В защиту Наниева и Лалиевой – министров своего кабинета, выступил и президент Анатолий Бибилов. Он встречался с депутатами как неофициально, так и в стенах законодательного органа.
Почти два месяца заседания парламента откладывались. Одно из них и вовсе было сорвано после того, как спикер Алан Тадтаев зачитал документ, якобы свидетельствующий о том, что депутаты отказались от вынесения вотума недоверия. Складывалось ощущение, что власть боится последствий голосования. Две парламентские партии – «Ныхас» и совсем недавно «Народная партия» – открыто заявили, что работу законодательного органа необходимо вернуть в правовое русло, иначе может встать вопрос вынесения недоверия самому председателю парламента.
Сегодня эта история наконец частично была закончена. С перевесом в два голоса парламентарии отстояли министров. Частично, потому как к этому вопросу, говорят источники в депутатском корпусе, по закону они могут вернуться спустя полгода.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия