В публичном пространстве за время необъяснимого молчания спикера и самих депутатов, за все время ожидания появилось два выступления.
Первое, очень хлесткое по смыслу и расставленным акцентам, лидера политической партии «Ныхас» Давида Санакоева. На своей странице в Facebook он упрекнул руководство парламента в откровенном затягивании сессии:
«Я придерживаюсь мнения, что своими действиями «Единая Осетия» не только пытается превратить парламент в молчаливое приложение к исполнительной власти, но и изолирует сама себя от народа».
Ответил он и на постоянные упреки из-за общения с журналистами «Эха Кавказа»:
«Во-первых, иной возможности озвучить свою точку зрения у меня и у любого оппонента власти нет, потому что в местных СМИ фактически действует жесткая цензура. Во-вторых, на «Эхе Кавказа» ничего не поменялось с тех пор, как этому ресурсу регулярно давал интервью нынешний президент, бывший тогда спикером парламента».
Еще одно публичное выступление по поводу шквала критики в его адрес со стороны анонимов сделал один из инициаторов вотума недоверия министрам, представитель Народной партии Джабо Медоев:
«Довожу до всех вас, дорогие друзья, что на меня не оказывалось и не может оказываться никакого давления из-за моей деятельности в парламенте в целом и по принципиальной позиции по недавним инцидентам в ИК-1 Минюста РЮО в частности. На все вопросы, которые могут иметься ко мне со стороны избирателей, журналистов, исполнительной власти, правоохранительных и судебных органов, я могу всегда ответить открыто и по существу. Но задавать их следует мне не через социальные сети, а в установленном законом порядке или лицом к лицу».
О том, что происходит сегодня в парламенте, рассказал в беседе с «Эхом Кавказа» Давид Санакоев. Он напомнил, что на последней сессии парламента группа депутатов инициировала отмену решения президиума парламента, который был связан с вотумом недоверия двум министрам:
«На президиуме приняли решение эти вопросы на сессию не выносить, хотя депутаты имели на это право. Сессия отменила это решение, и мы до сих пор ожидаем очередной сессии. Прошло уже больше десяти дней. Сейчас мы надеемся, что вернемся в правовое поле, то есть будет исполняться регламент парламента. И, наконец, и этот вопрос, и другие вопросы, которые стоят на повестке дня, будут вынесены на очередную сессию, которая должна пройти в ближайшее время. То есть этого требует закон. Иначе встает вопрос о том, что парламент не может исполнять свои обязанности. То есть решения, которые он принимает, он должен принимать на сессии, поэтому сессия очередная должна быть.
– Что говорит руководство парламента по этому поводу?
– Пока что мы ожидаем от них реакции. То, что вот этот вопрос так затягивается, плохо отражается на всей обстановке в республике, непосредственно отражается на парламенте, на работе парламента. И я думаю, чем быстрее этот вопрос разрешится, тем быстрее все встанет на свои места. Обстановка в парламенте какая-то напряженная, потому что мы все не можем определиться с одним вопросом, который инициировало большинство депутатов в парламенте. Это отражается и на депутатах, на отношении к депутатам со стороны руководства. Если инициативы депутатов будут зарубаться и дальше, это не говорит о конструктивной работе в самом парламенте».
Фактически депутатский корпус уважительно ждет решения спикера парламента Алана Тадтаева, явно демонстрируя нежелание возводить проблему в ранг конфронтации. Глава законотворческого органа продолжает хранить молчание, параллельно успевая делать публичные поздравления работникам разных сфер. За прошедшие семь дней он успел поздравить с профессиональными праздниками сотрудников внешней разведки, органов статистики, юристов, сегодня – таможенников.
Югоосетинский блогер Алан Парастаев считает, что затягивание процесса голосования пока играет на руку депутатскому корпусу:
«Вечно тянуть этот процесс не надо. И депутаты ведут себя корректно, и если смотреть на это и пытаться найти позитив, то это такой, очередной урок парламентаризма для нашей республики. В целом, конечно, не совсем понятная ситуация, и власть, и, наверное, некоторые депутаты, представляющую партию власти, загнали себя в некий тупик. И как они сейчас будут из него выходить? Один шаг они уже предприняли, заявив, что тот вопрос можно выносить только после отчета министра внутренних дел. Но какой шаг они предпримут дальше? Я не знаю. Что найдет сказать спикер и его сторонники?»
По мнению Алана Парастаева, пока все говорит о том, что искать пытаются не совсем законные лазейки:
«Единственное, что им можно посоветовать, – это чтобы сессию все же провели, посмотрели правде в глаза и дали оценку тому, что произошло. Рано или поздно, к этому надо будет прийти. Потому что другого выхода я не вижу, не идти же на конфронтацию, на протестные акции. Я думаю, что тем депутатам, которые ждут, которые вот этот вопрос подняли, – продолжил он, – надо как-то активнее, опять же в рамках закона, в рамках толерантности и всех других демократических рамках предпринять более активные действия, а не просто ждать. На то они парламент, чтобы что-то сказать, заявить, обратиться к общественности, больше поднимать этот вопрос в прессе. А как еще по-другому?»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия