В Северной Осетии бежавшие в 1990-х кударцы живут в аварийных домах и без электричества. Но и оттуда их выгоняют: собственник земли, на которой они жили все это время, объясняет это "долгами за аренду". Уйти они бы рады - но некуда. Сертификатов на получение нового жилья не хватает даже на покупку однокомнатной квартиры. А условия для жизни в нынешнего пугают: часто отключают электричество, газа нет, да и дома уже разваливаются. Отчаявшись, люди решили просить помощи у главы Чечни Рамзана Кадырова.
В Северную Осетию беженцы приехали из Грузии в начале 90-х, и их разместили на территории военного городка селения Камбилеевское Пригородного района. В какой-то момент у военного городка появился хозяин, и ныне на публичной кадастровой карте этот участок указан как "земли сельскохозяйственного назначения". Строения при этом, в том числе капитальные - соответственно, никак не оформлены.
Когда-то в этих полуразрушенных домах жили 65 семей. Постепенно им стали выдавать сертификаты на получение жилья, и сейчас семей осталось только 16. В каждой – по несколько детей. Сертификаты положены только совершеннолетним. Если в семье двое взрослых, то они получат около 1 миллиона 300 тысяч рублей. Этой суммы в большинстве случаев не хватает на покупку даже однушки.
"У нас все работают, у нас нет ни одного алкоголика или наркомана, - говорит житель поселка Гела. – Раньше был колхоз, все там работали. Сейчас все в город (Владикавказ – прим. ред) ездят. Вот, 'Электроцинк' закрыли, правда, а многие раньше на нем работали".
Последний год в поселке регулярно отключают свет. Беженцы говорят, что эти отключения происходят исключительно по инициативе арендатора этих земель Марата Тибилова. Он требует за проживание на его территории арендную плату в 2000 рублей ежемесячно. И, по словам беженцев, они регулярно собирают эту сумму - однако есть те, кому удалось уехать, но их долги повисли на оставшихся.
"С 2006 года я платил за эту землю, но сейчас я не в состоянии, - говорит Тибилов. – Там живут люди, содержат животных. Я не могу никаких работ делать на этом участке, потому что их скотина там пасется".
Беженцы говорят, что долгов за электроэнергию у большинства из них нет. Однако долги тех, кто получил жилье давным-давно и съехал, все равно висят на "поселке". А оплачивать их должны, видимо, те, кто остался.
"Здесь проживает 16 лицевых счетов, у которых образовалась задолженность в размере 172 тысяч рублей, - объясняет начальник абонентного отдела МУП "Коммунресурсы" Пригородного района Тина Джиоева. - Мы их не отключаем, понимая положение людей, несмотря на обращение собственника земли. Он обратился к нам и просит отключить водопроводную линию, проходящую под его землей".
Тем не менее, жить без света беженцы уже привыкли, потому что отключения все равно бывают. Газа в этом месте нет. Топятся дровами. Помогают старикам. Иначе не выжить.
"Мы к кому только ни ходили, обращались за помощью, - говорит один из беженцев Гия, попросивший изменить его имя. – Нам говорят, чтобы мы съехали. Если бы мы могли съехать, неужели вы думаете, что мы бы здесь оставались хоть день? У кого дом строится, кто сертификаты еще не получил. И вообще, что можно купить на такую сумму. В каждой семье у нас по пять – по шесть детей. А детям вообще ничего не положено. Кроме того, помощь нам оказывают по программе переселения из аварийного и ветхого жилья, а не как беженцам".
Теперь они заявляют, что собираются просить помощи у Рамзана Кадырова - потому что, по их словам, на местную власть они рассчитывать не могут.
"Мы уже давно хотели обратиться в Чечню к Кадырову, - заявляет другой беженец, Важа. - Раз нам здесь не помогают, может, хотя бы он поможет? Сертификаты последние годы только выдавать начали, до этого на нас вообще никто внимания не обращал. Вы напишете, что мы к Кадырову пойдем, если в Осетии мы никому не нужны? Тут семьи, дети в каждой. Я же не за себя прошу, а за всех. Кадыров всем помогает, и нас бы не оставил вот так на улице".
В администрации селения Камбилеевское от существующей проблемы пытаются дистанцироваться.
"Люди получили выплаты – это факт, - утверждает в беседе с "Кавказ.Реалии" глава Камбилеевского сельского поселения Тамара Тобоева. – Только три семьи еще не получили. Они должны освободить землю, чтобы собственник земли, что хочет там строить, смог делать. Долги у них есть, это тоже факт. Я не знаю, все они не платят или не все".
Сейчас беженцы ждут нового отключения электроэнергии, т.к. конфликт с Тибиловым у них до сих пор не исчерпан.
Жильцы Камбилеевского - не единственные в Северной Осетии, кто страдает из-за проблемы игнорирования нужд беженцев. В мае "Кавказ.Реалии" сообщал о похожей ситуации в селе Тарское в пригороде Владикавказа: там 14 семей ютятся в заброшенной школе.