Linkuri accesibilitate

Юстиция

По закону судьи, чьи мандаты отказалась продлить президент, могут обратиться в ВСМ и попросить, чтобы их кандидатуры предложили повторно.
По закону судьи, чьи мандаты отказалась продлить президент, могут обратиться в ВСМ и попросить, чтобы их кандидатуры предложили повторно.

Судьба 24 судей, чьи мандаты отказалась продлить президент Майя Санду, остается под вопросом. Высший совет магистратуры (ВСМ) попросит юридическую комиссию парламента определить, сколько голосов необходимо, чтобы повторно предложить эти кандидатуры президенту.

До окончательного решения судьи не могут рассматривать дела, но получают зарплату.

На заседании 23 мая ВСМ должен был рассмотреть кандидатуры 24 судей, которые требуют, чтобы их мандаты продлили. Изначально судей в Молдове назначали на испытательный срок в пять лет, а потом ВСМ решал, предложит ли президенту продлить их мандат до достижения 65 лет. Международные эксперты не раз предлагали исключить испытательный срок, потому что продление мандата, могли использовать, как инструмент давления на судей.

В 2021 году депутаты проголосовали за то, чтобы судей сразу назначили в должность до достижения 65 лет, а официально поправки в Конституцию вступили в силу 1 апреля 2022 года. Несмотря на это, 40 судей, чьи мандаты истекли до 1 апреля, попали под действие старого закона. Президент Санду продлила мандаты 16 судей, а кандидатуры 24 отклонила. При этом, официально об этом нигде не сообщили. В СМИ появилось два письма к ВСМ, которые подписала Санду, но в них не было четких причин почему, президент отклонила каждого кандидата.

По закону судьи, чьи мандаты отказалась продлить президент, могут обратиться в ВСМ и попросить, чтобы их кандидатуры предложили повторно. Если судью поддержат 2/3 членов ВСМ, тогда его кандидатуру предложат президенту и президент обязан будет продлить ему мандаты.

Член ВСМ Ион Гузун предложил отложить вопрос о продлении мандатов судей. Он пояснил, что могут возникнуть разные интерпретации при подсчете необходимого числа голосов, так как ВСМ работает в неполном состав. Из 12 человек, предусмотренных Конституцией, в совете заседают восемь (четверо судей, трое представителей гражданского общества и судья из прошлого состава ВСМ, мандат которой продлили). Гузун предложил обратиться в юридическую комиссию парламента, чтобы депутаты решили, сколько голосов нужно, чтобы повторно отправить кандидатуры судей президенту.

Другой член ВСМ судья Мария Фрунзе предложила не откладывать этот вопрос. Она пояснила, что из-за того, что в судах недостаточно судей, их коллеги перегружены работой. Мария Фрунзе подчеркнула, что в ближайшее время между судьями должны перераспределить еще около 2 тыс. дел, которые были на рассмотрении у новых членов ВСМ и семерых судей, которых временно перевели в Высшую судебную палату.

По ее мнению, закон не нуждается в повторной интерпретации, потому что 2/3 голосов нужны только когда судью первый раз назначают в должность. Член ВСМ Александр Постикэ поддержал предложение Гузуна, но отметил, что «понимает фрустрацию судей, чьи мандаты не продлили». Остальные члены ВСМ с ним согласились.


Все же на заседании ВСМ выслушали двух судей, чьи мандаты не продлила президент. Они были единственными, кто не попросил официально, чтобы их мандаты продлили. Ольга Ионашко сообщила, что президент отказалась продлить ей мандат, потому что было два решения дисциплинарной коллегии, в которых предлагали ее уволить. Судья рассказала, что не требует продлить ей мандат, пока нет окончательного решения по поводу этих двух дисциплинарных решений. Судья Виктория Хадыркэ сказала, что не подала повторное заявление потому, что не доверяла прошлому составу совета: «То, что происходило в прошлом ВСМ недопустимо». Обе судьи отметили, что готовы подать заявления с просьбой продлить их мандаты.

Решение президента не продлить мандаты 24 судей вызвало много вопросов у представителей юридического сообщества. 17 марта 2022 года судьи кишиневского суда сектора Центр попросили у президента разъяснений. Они подчеркнули, что в этом процессе необходима максимальная прозрачность. Кроме того, в письме рассказали, что из-за того, что мандаты их коллег не продлили, их дела перераспределили между другими судьями, что привело к росту нагрузки. Администрация президента оставила без ответа просьбу судей.

 Игоря Додон и его жена, Галина Додон.
Игоря Додон и его жена, Галина Додон.

Дело, по которому экс-президента Молдовы Игоря Додона и его жену обвиняют в использовании поддельной медицинской справки, стоит на месте. Ни одно из четырех заседаний, запланированных с 12 апреля по 22 мая, не состоялось.

Суд Буюкан начал рассматривать дело «о справке» 12 апреля. По этому делу супругов Додон обвиняют в том, что они представили правоохранителям поддельную медицинскую справку, на основании которой требовали отпустить их на неделю в Румынию. Игорь Додон находился под подпиской о невыезде по делу о пассивной коррупции, которое рассматривает Высшая судебная палата, а Галина Додон – под подпиской о невыезде по делу о незаконном обогащении семьи, расследование которого еще идет. Также по делу «о справке» обвинение предъявили врачу Марьяне Арапан, которая выписала справку.

Череда отмененных заседаний

Первое заседание не провели потому, что адвокат Галины Додон Петру Балан не пришел в суд. Он объяснил отсутствие тем, что вынужден присутствовать на слушаниях в Высшей судебной палате. На следующее заседание, 3 мая, не пришел адвокат Сергей Тигиняну, который представляет интересы Марьяны Арапан. Адвокат утверждает, что не смог прийти из-за болезни.

19 мая в зал суда пришли все обвиняемые вместе с адвокатами, но заседание вновь не удалось провести. На этот раз адвокаты Додона потребовали, чтобы дело рассматривали трое судей. Они объяснили, что обычно рассмотрение «сложных резонансных дел» поручают судейским коллегиям, а не одному судье. Адвокаты напомнили, что расследованием занималась двое прокуроров и шесть офицеров Наццентра борьбы с коррупцией. «Обычно такие дела ведут полицейские», – пояснил адвокат Николай Постурусу. Также адвокаты напомнили, что Додон бывший президент, и два других дела, где он проходит обвиняемым, рассматривают коллегии из трех судей.

На том же заседании прокурор Петр Ярмалюк рассказал, какие доказательства намерен представить в суде. Речь идет о двух свидетелях обвинения и одном эксперте. Прокурор сообщил, что во время расследования изъяли, как доказательство, iPhone 12, но не уточнил чей он. Кроме того, Ярмалюк намерен доказать сговор между семьей Додон и семьей муниципального советника от Партии социалистов Динаря Кожокару. (Обвиняемая Марьяна Арапан – жена Динаря Кожокару).

Заседание, запланированное на 22 мая, также не состоялось. В суд вновь не пришел адвокат Тигиняну. Кроме того, руководство суда Буюкан не высказалось по поводу требования адвокатов Додона создать судейскую коллегию. Им рекомендовали отправить это заявление руководству суда Кишинева, в чью компетенцию входит решение таких вопросов.

Следующие заседания по этому делу назначили на 12 и 14 июня. Также судья предупредил участников заседания, что после 16 июня отправится в отпуск на два месяца.

Мнения сторон

На последних двух заседаниях прокурор Петру Ярмалюк возмущался, что предварительные слушания по делу затягиваются. 22 мая он попросил судью Тудора Стамбола проанализировать можно ли назначить Марьяне Арапан государственного адвоката. Он подчеркнул, что из-за отсутствия Тигиняну срывается второе заседание. Судья ответил, что выносить решение по этому вопросу преждевременно. Также Ярмалюк утверждает, что собрал достаточно доказательств, чтобы доказать вину обвиняемых.

Галина Додон и Марьяна Арапан на протяжении четырех заседаний на вопросы журналистов не отвечают. Единственным, кто регулярно общается с прессой, является Игорь Додон. «Это дело – позор для прокуратуры. Когда политики и прокуроры выдвинули против меня достаточно серьезные обвинения, [в том числе] о предательстве родины, они [прокуроры] открыли так называемое дело «о справке», видя, что у них нет успехов по остальным делам», – заявил Додон. Он считает, что получит оправдательный приговор.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG