Linkuri accesibilitate

Юстиция

В Молдове готовят поправки к Уголовному кодексу, чтобы укрепить безопасность страны. Они предусматривают, в том числе наказание за «сепаратизм» и «заговор против Молдовы». Проект уже одобрило правительство и юридическая комиссия парламента.

Законопроект зарегистрировали 16 депутатов от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS), в том числе председатель парламента Игорь Гросу и председатель юридической комиссии Олеся Стамате. Они предложили внести в Уголовный кодекс (УК) восемь новых статей. Например, определение «антиконституционный субъект». Таким субъектом считают «структуру, созданную на территории другого государства, с нарушением конституционных положений соответствующего государства, и непризнанную в соответствии с международными нормами». Юридическая комиссия парламента одобрила проект на заседании 21 декабря.

«Заговор» и «сепаратизм»

Также, в УК внесут статью «заговор против Молдовы». Она предполагает наказание от 2 до 7 лет лишения свободы.

Кроме того, проект предусматривает наказание за «сепаратизм». Речь идет о действиях, направленных на то, чтобы «отделить часть Республики Молдова». За призывы к «сепаратизму» и распространение материалов, которые подстрекают к таким действиям, предлагают ввести наказание от 2 до 5 лет тюрьмы. Для юридических лиц предусмотрен штраф от 3 тыс. у. е. до 5 тыс. у. е. (от 150 тыс. леев до 250 тыс. леев).

За «подстрекательство» к сепаратизму предлагают ввести штраф от 700 у. е. до 1500 у. е. (от 35 тыс. леев до 75 тыс. леев). Если те же действия совершает «должностное лицо», ему грозит наказание от 3 до 7 лет тюрьмы или запрет занимать определенные должности на срок. За призывы к «сепаратизму» с применением насилия или оружия предусмотрено наказание от 7 до 12 лет.

Предлагают депутаты ввести и наказание за финансирование сепаратизма. Оно предполагает наказание от 6 до 12 лет тюрьмы, а для юридических лиц штраф от 12 тыс. уе до 15 тыс. у. е. (от 600 тыс. леев до 750 тыс. леев).

«Незаконные информационные структуры»

Несколько статей посвятили незаконному сбору информации. В УК хотят внести определение «незаконная информационная структура». Речь идет о структуре, которую создали незаконно, чтобы собирать информацию «составляющую гостайну» или «другую информацию, которая может причинить ущерб» Молдове. За создание такой структуры предусмотрено наказание от 7 до 10 лет лишения свободы. Юридическим лицам грозит штраф от 4 тыс. у. е. до 8 тыс. у. е. (от 200 тыс. леев до 400 тыс. леев)

За «сбор или хищение» информации, которая может причинить ущерб «суверенитету, независимости, территориальной целостности» Молдовы предусмотрено наказание от 2 до 5 лет тюрьмы или штраф от 850 у.е. до 1350 у.е. (от 42, 5 тыс. леев до 67,5 тыс. леев). Такое наказание предусмотрено если эти действия не являются изменой родине или шпионажем. Если человек получил эту информацию во время исполнения служебных обязанностей ему грозит наказание от 3 до 7 лет тюрьмы или штраф от 1050 у. е. до 1850 у.е. (от 52,5 тыс. леев до 92,5 тыс. леев)

Угроза безопасности Молдовы

За действия, которые причинили «серьезную угрозу безопасности» Молдовы, предусмотрено наказание от 12 до 20 лет. К таким действиям могут отнести: передачу, хищение и сбор информации, составляющей гостайну и «передачу ее неконституционному субъекту», а также «оказание помощи» тому же субъекту.

Человека, которого завербовал «неконституционный субъект», но он ничего не сделал, могут освободить от ответственности.

Кроме того, в УК предлагают внести статью, которая предусматривает наказание за «неуведомление органов власти о преступлениях, совершенных против государства или национальной безопасности». За это предусмотрено наказание от 500 у. е. до 100 у.е. (от 2,5 тыс. леев до 5 тыс. леев) или до трех лет лишения свободы. Близкие родственники тех, кто готовит преступления, не подлежат уголовной ответственности.

Что сказали в правительстве

Правительство одобрило законопроект на заседании 21 декабря. Министр юстиции Серджиу Литвиненко подчеркнул, что предложил к проекту несколько уточнений. В заключении минюста отметили, что выражение «структура» можно слишком широко растолковать. Поэтому его предложили заменить на «самопровозглашенная власть». Также в минюсте отметили, что в нынешней редакции законопроекта не объяснили четко чем отличается «серьезная угроза безопасности», от «шпионажа». В минюсте предположили, что это может привести к сложностям с квалификацией преступлений.

В минюсте предложили дополнить и Уголовно-процессуальный кодекс, так, чтобы Прокуратура по борьбе с оргпреступностью и особым делам (PCCOCS) расследовала случаи о «Не уведомлении органов власти о преступлениях, совершенных против государства». Также минюст предложил дополнить Уголовный кодекс новой статьей, которая предусмотрит наказание за «пересечение воздушного пространства военными объектами: дронами, ракетами, беспилотниками». В минюсте подчеркнули, что это предложение является «приоритетным».

Ранее о подготовке такой поправки в комментарии Europa Liberă рассказал и.о. главы Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью Серджиу Руссу. Он отметил, что PCCOCS выступила с таким предложением после того, как в Наславче упала ракета. Норму введут, как дополнение 289' статьи УК, которая предусматривает наказания за преступления против авиационной безопасности и безопасности аэропортов.

Высшая судебная палата
Высшая судебная палата

Венецианская комиссия (ВК) повторно рассмотрела законопроект, предполагающей реформу Высшей судебной палаты (ВСП). Хотя власти частично учли предыдущие рекомендации ВК, у экспертов появились новые предложения, как улучшить проект. 

Венецианская комиссия опубликовала 19 декабря мнение на проект реформы ВСП. Это – второе мнение, которое ВК составила по этому проекту. Сам проект предполагает, что число судей ВСП сократят с 33 до 20, а действующие судьи пройдут проверку на неподкупность – «vetting». В декабре ВК, в основном, оценивала, если власти выполнили предыдущие рекомендации.

Эксперты ВК положительно оценили то, что Высший совет магистратуры (ВСМ) будет принимать окончательное решение, прошел ли судья «vetting». Однако, у них возникли вопросы в связи с тем, что законопроект предусматривает отстранение судьи от работы, если он получил негативное заключение комиссии.

Таким образом, решение комиссии становится обязательным, даже если их не рассмотрел ВСМ. В свою очередь, минюст отметил, что проект предусматривает, что ВСМ должен рассмотреть отчет комиссии, которая проводит проверку, в течение 30 дней, а судья продолжит получать зарплату, пока будет действовать отстранение от должности. Эксперты рекомендовали пересмотреть этот пункт, чтобы решающую роль в отстранении судьи играла не комиссия, а ВСМ.

Действующий проект предусматривает, что в случае разногласий, ВСМ может вернуть отчет комиссии, которая оценивала судью. Эксперты предложили, чтобы ВСМ сам запрашивал необходимые разъяснения для принятия окончательного решения.

«Недобросовестные» кандидаты

В текущей редакции минюст предложил, чтобы кандидатов признавали «не соответствующими критериям добросовестности», если у комиссии есть «разумные сомнения» в этом. В комиссии отметили, что в предыдущей редакции речь шла о «серьезных сомнениях». Они считают, что такая формулировка «ставит под угрозу основные принципы верховенства права», а также «будущую карьеру судей». Эксперты отметили, что минюст уже пообещал найти более подходящую формулировку.

ВК поприветствовала то, что власти отказались от идеи решать при помощи жеребьевки, кто останется судьей ВСП, а кому предстоит перейти в другую инстанцию. (Согласно предыдущей версии закона, жеребьёвку должны были проводить между судьями, которые прошли «vetting»).

Также комиссия поприветствовала то, что власти прислушались к рекомендации проводить реструктуризацию ВСП поэтапно. В проект внесли специальный пункт, согласно которому, новых судей ВСП будут назначать после того, как действующих судей станет 11.

Эксперты напомнили, что в предыдущем заключении отметили, что оценка может быть приемлемой только если ее используют, один раз, как исключительный механизм. Также они назвали «шагом в положительном направлении» то, что тем, которые не прошли проверку, запретят работать судьей в течение 7 лет (В первом проекте речь шла о запрете на 10 лет). В текущей редакции им также будет запрещено в течение 5 лет работать прокурорами, адвокатами, нотариусами, приставами или чиновниками.

Венецианская комиссии призвала исключить все эти виды деятельности из списка запрещенных профессий. По их мнению, запрет получается «непропорциональным». В ответ молдавские власти отметили, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал обоснованным пожизненный запрет на работу в судебной системе для судьи Ксокхай из Албании. Но в Венецианской комиссии отметили, что запрет приняли на основании судебного разбирательства. Эксперты подчеркнули, что ЕСПЧ тогда не рассматривал запрет на занятие других профессий.

Заключение прокомментировала глава юридической комиссии парламента и депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Олеся Стамате. «С удовольствием отметила, что комиссия считает, что молдавские власти выполнили большинство рекомендаций», - написала она.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG