Linkuri accesibilitate

Юстиция

Если «акт Магнитского» примут, без лицензии, по подсчетам Europa Liberă, могут остаться 8 телеканалов
Если «акт Магнитского» примут, без лицензии, по подсчетам Europa Liberă, могут остаться 8 телеканалов

Проект молдавской версии «закона Магнитского», который разрабатывают молдавские чиновники, может существенно повлиять на молдавский медиарынок.

Под влияние закона могут попасть, как минимум, 8 телеканалов подконтрольных или аффилированных беглым молдавским олигархам, причастным к краже миллиарда и захвату государства: Илану Шору и Владимиру Плахотнюку.

Предыстория

В конце октября для них [Шора и Плахотнюка] в Молдове наступил судный день: Управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США ввело санкции против олигархов и связанных с ними физических и юридических лиц в связи с их значительной ролью в коррупции в Молдове.

Санкции ввели на основании «глобального акта Магнитского», а все активы фигурантов в США заблокированы, въезд им туда запрещен. Спустя месяц точно такую же процедуру проделывает и правительство Великобритании.

Все эти санкции привели к тому, что премьер-министр и министр юстиции Молдовы объявили о создании молдавской версии «акта Магнитского», который намерены принять в парламенте уже к концу этого года. Проект будет дублировать санкции стран, в которых уже функционирует «акт Магнитского», а также позволит молдавским властям вводить санкции по личной инициативе.

Принятие такого закона — это одно из условий Евросоюза для Молдовы, которая летом этого года получила статус страны-кандидата на вступление в союз. В проекте говорится, что цель закона — «выполнить обязательства по „деолигархизации“ путем устранения чрезмерного влияния частных интересов на экономическую, политическую и общественную жизнь».

Как Шор стал самым крупным в Молдове медиамагнатом

Один из пунктов молдавской версии «акта Магнитского», если его примут, может значительно повлиять на молдавский рынок телеканалов. Он позволит Совету по Аудиовизуалу (CA) отбирать лицензии телеканалов, которые принадлежат или аффилированы лицам, попавшим под санкции. Если телеканал продвигает имидж лица, попавшего под санкции, совет будет обязан отозвать лицензию.

Если «акт Магнитского» примут и совет начнет его исполнять, без лицензии, по подсчетам Europa Liberă, могут остаться 8 телеканалов, которые принадлежат напрямую, либо так или иначе аффилированы Плахотнюку и Шору.

Официально Плахотнюку в Молдове принадлежат лишь телеканалы Publika TV и PRIME, а Canal 2 и Canal 3 входят в тот же медиаконгломерат, однако уже через подставных лиц. Илану Шору в Молдове приписывают шефство еще над четырьмя телеканалами: два из них – ORHEI TV и TV6. Другие два попали к Шору этой осенью.

СМИ писали, что телеканалы Первый в Молдове и Accent TV перешли от молдавских социалистов к Шору, и якобы входят в пакет российской поддержки, которую олигарху приписывают власти. «Первый в Молдове» ретранслирует контент российского «Первого», а Accent TV – программы российского телеканала «Пятница».

Эксперты считают, что Шор таким образом стал самым крупным в Молдове медиамагнатом, чьи телеканалы превышают размеры аудитории холдинга Плахотнюка во времена его контроля над страной. Кроме того, аудиторию этих телеканалов [Шора], в основном, составляют русскоязычные жители Молдовы.

«Да не мучьтесь вы закрывать оппозиционные СМИ!»

Попытка властей «навести порядок» на медиарынке не понравилась ведущей телеканала «Первый в Молдове» Людмиле Бельченковой, которая осенью этого года брала у беглого Шора интервью.

Журналистка телеканала «Первый в Молдове» Людмила Бельченкова в интервью с Илан Шор
Журналистка телеканала «Первый в Молдове» Людмила Бельченкова в интервью с Илан Шор

Член парламентской комиссии по культуре и масс-медиа от оппозиционного Блока коммунистов и социалистов Гайк Вартанян сказал Europa Liberă, что положения проекта, касающиеся отзыва лицензии, общие и неясные и могут дать власти возможность использовать закон, как «политическую дубинку», либо для ограничения свободы слова в стране.

«Телеканалы для отмывания имиджа и манипуляции»

«Используемые в проекте понятия не толкуются четко и приведут к нарушениям прав наших граждан. Создается впечатление, что исполнительная власть пытается подменить собой судебную. Это противоречит принципу разделения власти в стране», — говорит депутат.

Остальные члены комиссии от правящей партии, в том числе председатель Лилиана Николаеску-Онофрей, отказались комментировать законопроект, говоря, что еще не успели с ним ознакомиться.

Исполнительный директор Ассоциации независимой прессы Петру Маковей считает, что такой закон необходим в Молдове. Специалист уверен, что медиа активы лиц, находящихся в европейских или международных санкционных списках, должны быть заблокированы.

«Их используют для отмывания имиджа и манипуляции. Принятие такого закона дает гарантию, что медиа не финансируются из краденных денег», — говорит Маковей.

Финансирование СМИ из «грязных» денег, считает эксперт, все еще остается одной из главных проблем для молдавского медиарынка.

«Все зависит от добрых или злых намерений власти»

В какой степени это повлияет на рынок медиа на этом этапе еще не ясно, говорит исполнительный директор Центра независимой журналистики Надин Гогу.

«Закон в такой формулировке несовершенен. Не понятен механизм, который будет определять аффилированность, также не ясно, кто будет определять владельцев СМИ», — говорит Гогу.

По ее словам, на этом этапе закона нет никакой гарантии, что он [закон] не будет работать в обратную сторону.

«Все зависит от добрых или злых намерений власти», — считает специалист. И судить о том, сколько именно телеканалов могут остаться без лицензии сложно, так как в официальных документах Совета [по Аудиовизуалу] лишь дважды всплывает имя человека, находящегося под санкциями – Плахотнюк.

В конце октября, в одной из передач, директор Совета по Аудиовизуалу Лилиана Вицу-Ешану говорила о многочисленных этапах санкций, которые должны пройти телеканалы, чтобы Совет лишил их лицензии на вещание.

«Этих санкций много. Все сделано для того, чтобы, если к власти придут авторитарные силы, нельзя было закрыть телеканалы за 2-3 движения. Лицензию нельзя отобрать за ночь, это нарушение», — говорила Вицу-Ешану.

Первые 3 судьи, которые прошли pre-vetting: Ливия Митрофан, Иоана Киронец, Мария Фрунзе (с лева на право)
Первые 3 судьи, которые прошли pre-vetting: Ливия Митрофан, Иоана Киронец, Мария Фрунзе (с лева на право)

Отбор кандидатов в Высший совет магистратуры идет полным ходом. Трое судей, которые прошли собеседование в комиссии pre-vetting, уже получили положительные ответы. Кто из кандидатов допустил ошибки в декларациях о доходах, а к кому не было вопросов? 

Зачем нужен pre-vetting

Впервые в истории Молдовы кандидаты в Высший совет магистратуры (ВСМ) проходят проверку на неподкупность. По словам властей, это – первый шаг к очистке системы юстиции. Проверку проводит специальная комиссия «pre-vetting», в которую вошли трое национальных и трое международных экспертов.

Высший совет магистратуры — это орган самоуправления судей, который назначает и увольняет судей, выбирает председателей судебных инстанций, а также формирует бюджет судебной системы. ВСМ состоит из 12 человек. Шестерых судей должны выбрать на общем собрании судей, а шестерых представителей гражданского общества – выбирает парламент.

Из числа судей на посты в ВСМ претендуют 24 человека. Изначально их было 28, однако, четверо отозвали свои кандидатуры. В комиссии приравняли это к тому, что они не прошли проверку.

Комиссия Pre-vetting анализирует не только доходы и расходы кандидатов, а также их родственников. Кроме того, кандидаты заполняют специальные анкеты по этике. Затем они проходят собеседование в комиссии. На общем собрании судей можно будет проголосовать только за тех судей, которых одобрила комиссия. Рассказываем, что известно о первых судьях, которые прошли pre-vetting.

Cудья Ливия Митрофан и вопросы о покупке квартиры

Ливия Митрофан стала судьей в 2017 году. Согласно последней декларации о доходах, в 2021 году она получила зарплату в 239 тыс. леев (19,9 тыс. леев в месяц), а ее муж - 196,2 тыс. леев (16,3 тыс. леев в месяц) за работу в Прокуратуре по борьбе с организованной преступностью и особым делам. Семья судьи владеет квартирой площадью 45,7 кв.м. стоимостью 256,4 тыс. леев и двумя автомобилями: Mercedes Vaneo (2004 год выпуска) который купили в 2012 году за 28,4 тысяч леев и Toyota Rav 4 (2014 года выпуска) который купили в 2020 году за 200 тысяч леев.

Во время собеседования у комиссии pre-vetting основные вопросы возникли в связи с покупкой квартиры. Судья рассказала, что получила деньги на покупку квартиры от родителей, которые работали за рубежом начиная с 1994 года. В 2012 году она сняла со счета 36 тысяч евро (542,7 тысяч леев). Деньги, которые остались от покупки квартиры, семья судьи потратила на ремонт квартиры. Она пояснила, что во время покупки квартира практически была непригодной для жилья.

В решении комиссии pre-vetting отметили: «комиссия выяснила, что доходов матери [было достаточно, чтобы сделать переводы [дочери]». Также эксперты подчеркнули, что судья «в мельчайших деталях доказала, что остальные деньги нужны были на ремонт».

Также у комиссии возникли вопросы в связи с покупкой автомобиля Mercedes Vaneo. Таможенная служба сообщила комиссии, что автомобиль стоил 48 тыс. леев, а таможенная пошлина составила 21,8 тыс. леев. Несмотря на это, и судья и ее муж во всех декларациях о доходах указывали, что автомобиль стоит 28,4 тыс. леев. Ливия Митрофан пояснила, что ее муж по ошибке указал эту цифру в своей декларации о доходах, а она взяла для своей декларации данные оттуда. В комиссии согласились с тем, что это случайная ошибка.

«Когда я отвечала на вопросы, у меня было ощущение, что комиссия должна найти “миллионеров из системы», но нашла меня с квартирой в 46 квадратных метров, где я живу до сих пор с двумя детьми», - сказала судья на собеседовании.

Комиссия одобрила кандидатуру Ливии Митрофан. В решении подчеркнули, что у комиссии «нет серьезных сомнений по поводу аспектов этики и неподкупности» кандидата.

Cудья Мария Фрунзе. Кандидат, к которому не было вопросов

Мария Фрунзе стала судьей в 2017 году. Согласно последней декларации о доходах, в 2021 году она получила зарплату в 258 тыс. леев (21,5 тыс. леев в месяц). Также она получила 13,2 тыс. леев за работу в Национальном институте юстиции. В 2021 году она заключила предварительный контракт о покупке квартиры площадью 68,7 кв. м. Рыночная стоимость квартиры - 58,3 тыс. евро. Однако, судья должна заплатить 28,8 тыс. евро. Такое стало возможным благодаря тому, что она участвует в программе, по которой судей обеспечивают жильем по преференциальной цене. Таким образом, квадратный метр ей обойдется в 420 евро.

Также судья указала в декларации жилой дом площадью в 239,3 квадратных метра (стоимость 639,6 тыс. леев). В комментарии для Europa Liberă Мария Фрунзе пояснила, что речь идет о доме который построили ее родители в одном из пригородов Кишинева. В 1998 году родители оформили право собственности на этот дом. Судья отметила, что продолжает жить с родителями, пока не решен вопрос с ее квартирой.

На собеседовании у членов комиссии не было к ней вопросов. Они отметили, что им все ясно из письменных объяснений судьи. Комиссия сообщила, что Мария Фрунзе прошла проверку.

Cудья Иоана Киронец и вопросы со счетами

Иоана Киронец стала судьей в 2015 году. В 2018 году она начала работать судебным инспектором при ВСМ, а в 2020 году стала главным судебным инспектором.

Согласно декларации о доходах, в 2021 году она заработала 287,7 тыс. леев (23,9 тыс. в месяц), а ее муж - 8,3 тыс. леев. Семья судьи владеет квартирой площадью 76,9 квадратных метров, которую купили в 1993 году за 353,1 тыс. леев. Рыночная стоимость квартиры составляет 800 тыс. леев. Разницу в цене Киронец объяснила тем, что на рынке выросла стоимость недвижимости. Также судья владеет автомобилем Suzuki Vitara (2019 год выпуска), который купила в 2019 году за 280 тыс. леев. При этом она отметила, что рыночная стоимость автомобиля составляет 240 тыс. леев. Кроме того, в 2014 году семья судьи получила в наследство два сельскохозяйственных земельных участка, каждый стоимостью по 3 тыс. леев.

У комиссии возникли к ней вопросы по поводу того, что она не указала в декларациях один заем, два банковских счета, неправильно указала цену от продажи трех земельных участков и получила больше денег за продажу дома, чем указала в контракте. В первом случае комиссия выяснила, что в 2019 году она взяла взаймы 140 тысяч леев. В апреле 2021 года она должна была вернуть еще 6,5 тысяч леев и посчитала, что нет необходимости указывать эту сумму в декларации. Во втором случае она пояснила, что указывала только суммы дохода, а не номера банковских счетов. Комиссия выяснила, что один из счетов был неактивным с 2008 года, а суммы со второго она указывала в декларации. В третьем случае судья рассказала, что ошибочно указала в декларации о доходах, что продала участки за 43 тысячи леев. В налоговой декларации она указала, что продала участки за 16,6 тысяч леев. Та же сумма была указана и в контракте купли-продажи.

В четвертом случае речь идет о том, что она продавала дом и земельный участок в Криулянах на 6 тыс. евро (около 123,4 тыс. леев по курсу 2017 года). В то же время на ее счет поступил 205 тыс. леев. Она объяснила, что покупатель взял кредит и на покупку дома и на ремонт и перечислил все деньги на ее счет по настоянию банка, выдавшего кредит. Она утверждает, что вернула ему разницу в 79,5 тыс. леев.

В комиссии отметили, что такая ситуация могла бы спровоцировать «сомнения в этической и финансовой неподкупности кандидата». Все же, эксперты пришли к выводу, что Иоана Киронец «дала правдоподобные объяснения». Они подчеркнули, что узнали о разнице в сумме напрямую от кандидата. Поэтому, они одобрили ее кандидатуру.

Всего комиссия провела собеседования с 15 кандидатами. Только трое из них получили ответы от комиссии, остальные 12 еще ждут решения. Еще с шестью кандидатами проведут собеседования с 14 по 16 декабря. Комиссия также должна проверить 12 представителей гражданского общества, которые претендуют на посты в ВСМ.

После того, как комиссия огласит решения по всем кандидатам в ВСМ, она перейдет к проверке кандидатов в Высший совет прокуроров. Europa Liberă продолжит следить, за тем, как идет предварительный отбор в органы самоуправления судей и прокуроров.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG