Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

На днях американский Международный Республиканский институт опубликовал итоги нового опроса, проведенного в Молдове. С 11 сентября по 16 октября было опрошено 1503 гражданина старше 18 лет во всех регионах Республики Молдова, за исключением приднестровского региона. Статистическая погрешность составила 2,5%. Предыдущее исследование проходило в мае-июне нынешнего года.

Как всегда, начинаю с главного вопроса молдавской современности: «Считаете ли вы, что дела в Молдове идут в верном или неверном направлении?». Здесь зафиксирован небольшой рост числа пессимистов: 71% против 69% в летнем опросе. Отмечу, что пик негатива был в марте 2016 года – 83%. А самые низкие показатели негатива с 2009 года были зафиксированы в ноябре того года (42%), в мае 2010-го (47%), в феврале 2011-го (45%) и в сентябре 2014 года (47%). С тех пор процент респондентов, считающих положение в стране неприемлемым, постоянно держится на отметке 70-80% (исключение – 62% в марте 2017-го).

Для «закрепления» этой позиции был задан схожий по сути вопрос: «По вашему мнению, страна управляется во имя народа или отдельных групп?». Лишь 10% респондентов считают, что Молдовой управляют во имя народа (в июне таких было 8%). Зато 86% уверены, что «во имя отдельных групп» (в июне – 85%). С другой стороны, 93% считают коррупцию «большой» и «очень большой» проблемой страны. В июне таких было 96%.

При этом граждане считают, что средоточием коррупции является парламент: 29% опрошенных сейчас, 22% в июне. На втором месте в этом антирейтинге – сектор общественных услуг (здравоохранение, образование, полиция), у них стабильно 20%. На третьем месте – правительство и лично премьер-министр: 16% сейчас и 11% в июне. На четвертой позиции судебная система – 8% сейчас и 12% в июне.

Перейдем к рейтингу политиков и политических партий. В списке тех, кто пользуется наибольшим доверием респондентов, первая тройка неизменна: Игорь Додон с 27%, Андрей Нэстасе с 14% и Майя Санду с 13%. Четвертое и пятое место делят Павел Филипп и Владимир Плахотнюк с 6%. В этой опции можно было выбрать до трех фамилий.

В другой опции предстояло дать ответ на один из вопросов относительно каждого отдельно взятого политика. У президента Игоря Додона равные доли одобрения и неодобрения – по 47%. У всех остальных негатив превышает позитив. У идущего на втором месте председателя партии «Достоинство и правда» Андрея Нэстасе 40% одобрения и 46% неодобрения. У председателя Партии социалистов Зинаиды Гречаной, соответственно, 39% и 53%. У председателя Партии коммунистов Владимира Воронина 36% «за» и 58% «против». У премьера Павла Филиппа 35% и 56%. У лидера партии «Действие и солидарность» Майи Санду 34% одобрения и 58% неодобрения. Самый высокий антирейтинг по-прежнему у лидера Либеральной партии Михая Гимпу – 82% «против» и лишь 11% «за». У лидера демократов Влада Плахотнюка 70% неодобрения и 22% одобрения.

Перейдем к рейтингу партий. Один из вопросов предлагает опцию «первый» и «второй выбор». Здесь картина следующая: Партия социалистов лидирует с большим отрывом по первому выбору – 30%, по второму выбору у нее 4%. Далее следует партия «Действие и солидарность» Майи Санду – 11% по первому выбору и 8% по второму. У правящей Демократической партии 11% и 4% соответственно. У Платформы «ДА» Андрея Нэстасе по 10% в каждой опции. У Партии коммунистов 4% и 7% соответственно.

Не менее интересным оказывается рейтинг партий среди тех, кто точно определился с выбором. Партия социалистов снова лидирует с большим отрывом – 32% респондентов. У партии Майи Санду, «Платформы» и Демократической партии по 12%. Партия коммунистов получает 4%. На партийный рейтинг стоило бы обратить особое внимание хотя бы по той причине, что правящие демократы довольствуются поддержкой 12%, что даже меньше, чем на парламентских выборах 2014 года (15,8%). И это формирование умудряется быть правящим, де-факто контролируя 57 депутатов из 101. А общее впечатление более гнетущее: такое ощущение, что время в Молдове остановилось. Судя по опросам, народ по-прежнему недоволен правящей «проевропейской» верхушкой, но дальше ничего не движется. И есть опасение, что парламентские выборы 2019 года не внесут стабильности…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

В Соединенных Штатах ждут подведения окончательных итогов промежуточных выборов в Конгресс. Напомню, что 6 ноября прошло полное переизбрание Палаты Представителей, избрание 35 сенаторов из 100 и губернаторов 39 штатов из 50. Официальные итоги – чистая формальность, не имеющая особого влияния на создавшийся расклад, а именно: в 435-местной Палате Представителей впервые с 2010 года республиканцы потеряли большинство. Было 247 «красных» конгрессменов, стало 198. А демократы получили как минимум 232 места при необходимых 218.

Зато республиканцам удалось удержать контроль над Сенатом – 52 против 48 демократов. Зыбко, но достаточно как минимум для одного важного дела: блокирование импичмента, который теперь с высокой вероятностью захотят устроить демократы в Палате Представителей. Для окончательного отстранения президента от должности нужны голоса двух третей сенаторов, чего оппонентам Трампа теперь уже не собрать. А значит, с определенными оговорками 45-му президенту США можно задуматься о выборной кампании 2020 года.

В истории США очень часто бывает так, что партия действующего президента проигрывает на выборах в Сенат и Палату представителей, - таким способом население выражает свое недовольство политикой Белого дома. Так было и при Обаме: в 2010 и 2014 годах действовавший президент-демократ имел дело с республиканским большинством в обеих палатах Конгресса. Но сегодня всё несколько иначе.

«Русская тема» по-прежнему доминирует и во внутренней, и во внешней политике США, являясь фактически одной из основных причин, побуждающих демократов запустить импичмент. Как мы уже выяснили, это вряд ли получится, но потрепать нервы Трампу демократы смогут не раз. Во-первых, теперь Белый дом не сможет воспрепятствовать расследованию российского вмешательства и возможной причастности семьи Трампа. Во-вторых, президенту будет почти нереально отменить реформу здравоохранения (Obamacare). Впрочем, как говорил в ходе выборной кампании сам президент, он особо не рассчитывал удержать нижнюю палату и сосредоточился на Сенате.

Но такова позиция Трампа. А для демократов это был «последний и решительный бой», если учесть серьезный кризис в партии после поражения Хиллари Клинтон на президентских выборах 2016 года. «Нынешние промежуточные выборы – самые важные в новейшей истории страны. Пожалуйста, идите и голосуйте, чтобы мы могли сменить вектор движения страны в сторону справедливости – экономической, социальной, расовой и экологической», – говорил перед промежуточными выборами в Конгресс Берни Сандерс, несостоявшийся кандидат от демократов в 2016 году, отец «демократического социализма» и любимец молодежи и прогрессивных левых сил.

«Эти выборы не о политике и не о партиях, они о принципах демократии, о долгосрочной состоятельности американской республики. Эти выборы определят, станет ли популизм трамповского извода новой нормой», – цитирует политолога Брайана Клааса Московский центр Карнеги. «Мы можем потерять всё. Мы можем потерять нашу страну», – вторил Клаасу журналист Леонард Питтс-младший.

Как считает цитируемое издание, получение демократами большинства в Палате представителей впервые с 2010 года – это всё же победа наполовину. Кризис в партии никуда не исчез, и теперь в полный рост встает вопрос о том, кто бросит вызов Трампу на президентских выборах 2020 года. «У партии сейчас нет ни общепризнанного лидера, ни программы, ни даже конкретной идеологии. Проведенное летом 2017 года социологическое исследование показало: большинство американцев считают, что демократы в первую очередь объединены идеей противостояния Трампу, и уже потом – собственными убеждениями», - утверждает центр Карнеги.

Одно из красноречивых свидетельств отсутствия единства в стане демократов – разногласия по поводу кандидатуры спикера Палаты представителей. На данный момент наиболее вероятный кандидат – бывший спикер Нэнси Пелосси, против которой, однако, выступает прогрессивное крыло Демократической партии.

«…С января 2019-го демократам предстоит не только критиковать [Трампа], но и самим пытаться предложить американцам определенное видение будущего. Если они смогут сгладить противоречия между центристами и левыми, то у них есть шансы на деле доказать свою состоятельность. Если же нет – путь Трампа ко второму сроку вполне может стать легким и непринужденным», - продолжает цитируемое издание.

«Если вы ожидали, что эти выборы принесут сокрушительную победу одной из партий и положат конец поляризации американского общества, вы ошибались: страна остается как никогда разделенной между «синими» и «красными», – считает Элен Камарк из исследовательского центра Brookings Institution. «Поэтому приготовьтесь еще к двум, а может, и больше, годам безвыходных ситуаций. Палата представителей под контролем демократов будет блокироваться республиканским сенатом, обе палаты будут ограничены действиями президента, который усугубляет раскол, вместо того чтобы объединять общество», – цитирует эксперта газета «Ведомости».

В свою очередь, российский политолог и политтехнолог Евгений Минченко считает, что «градус напряженности» в новом Конгрессе повысится, но это позволит Трампу консолидировать вокруг себя республиканцев и стать их главным кандидатом на выборах 2020 года.

Между тем, сам президент выразил готовность сотрудничать с демократическим большинством в Палате Представителей по ряду экономических вопросов. К тому же он заявил о поддержке кандидатуры Пелосси на должность спикера. «Надеюсь, мы все вместе продолжим работать в следующем году на благо американцев, в частности в вопросах экономического роста, инфраструктуры, торговли, снижения цен на лекарства… Если демократы придут к нам с планом по инфраструктуре, по здравоохранению и так далее, мы будем договариваться. Это может быть прекрасное двухпартийное сотрудничество», - цитирует Трампа газета «Ведомости».

Однако хозяин Белого дома наотрез отказался сотрудничать с оппонентами в расследовании против себя любимого. «Я полагаю, что это очень хорошо для меня в политическом отношении, потому что я играю эту игру лучше. Потому что у нас есть то, что называется сенатом. И (демократы) сделали множество сомнительных вещей, связанных с утечкой секретных данных», - сказал Трамп.

А что же внешняя политика? Есть общее мнение многих наблюдателей: лояльный президенту Сенат сможет обеспечить поддержку его курса по ряду важных направлений, кроме, возможно, российского – здесь всё-таки сохранится жесткий курс против Москвы на основе консенсуса двух партий. Упомянутый Евгений Минченко считает создавшееся положение в целом выгодным для России. «…Чем больше США заняты внутренней политикой и межпартийными дебатами, тем лучше для России. Когда в обеих палатах доминировали республиканцы и у Трампа были развязаны руки, это было более опасно», - говорит он «Ведомостям».

И словно в подтверждение этих предположений агентство Bloomberg со ссылкой на сенаторов сообщает, что Конгресс, вероятно, отложит рассмотрение новых санкций против России до следующего года. «У нас не так много времени, - сообщил агентству сенатор от Техаса Джон Корнин. – Это будет настоящая гонка, если они не хотят остаться здесь на Рождество». Как пишет газета «Коммерсант», сенатор-демократ от Нью-Джерси Боб Менендес подтвердил, сказав, что у Конгресса нет времени для принятия инициативы в 2018 году. Агентство добавляет, что сейчас сенаторы акцентируют все внимание на государственных расходах, сельском хозяйстве и кандидатах на должность судьи.

В общем, ситуация интересная. Вроде бы каждый при своих интересах: Трамп удержал Сенат и может заблокировать импичмент и продолжить внешнеполитический курс. Палата Представителей теперь под контролем демократов, которые смогут усилить давление на Трампа по ряду ключевых внутренних проблем, но без фатальных последствий для Белого дома. Россия, как мне кажется, может сделать передышку, но особо расслабляться нельзя. Ирану тоже будет неспокойно, а вот у Саудовской Аравии прибавится проблем, потому что демократы могут инициировать серьезное расследование дела об убийстве журналиста Хашогги. Но основной «прицел», как мы понимаем, - это выборы 2020 года…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG