Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Как и предсказывали эксперты, поражение Христианско-демократического союза на выборах в земле Гессен привело к серьезным движениям на уровне федеральной канцелярии. Весь ноябрь Германия обсуждает возможные сценарии ухода Ангелы Меркель с поста руководителя правительства, ибо об уходе с должности председателя ХДС она объявила сама сразу после получения плохих новостей из Гессена. На выборах в ландтаг 28 октября христианские демократы набрали 27% голосов, что на 11,3% меньше, чем на земельных выборах в 2013 году. При этом Социал-демократическая партия Германии, партнер ХДС-ХСС по правящей «большой коалиции», получила 19,8% голосов, что почти на 11% меньше, чем пять лет назад.

Сразу после выборов в Гессене и спустя две недели после неубедительной «победы» Христианско-социального союза в Баварии (тамошний собрат ХСС) стало ясно, что это начало конца эпохи Меркель. Видимо, поэтому госпожа канцлер не стала дожидаться «приглашения к выходу» со стороны оппонентов и утром 29 октября заявила в узком партийном кругу, что покинет пост председателя ХДС в ходе очередного съезда, который пройдет 7-8 декабря в Гамбурге. Поскольку закрытая информация моментально разошлась в медиа-пространстве, фрау Меркель не стала ничего опровергать и позже подтвердила свое решение.

«На следующем съезде ХДС в декабре я не буду претендовать на должность председателя [партии], - сказала Меркель на пресс-конференции. – Четвертый срок канцлера – мой последний: в 2021 году я не буду кандидатом на должность канцлера и не буду претендовать на место в Бундестаге» (цитата по ТАСС). По ее словам, она разочарована итогами выборов в Гессене и готова взять на себя ответственность «за всё, что удалось и что не удалось». «Картина, которую представляет собой правительство, неприемлема», - сказала она.

Как видим, Ангела Меркель намеревается сохранить пост канцлера до очередных выборов в Бундестаг в 2021 году, так что главной интригой нынешнего политического сезона, пожалуй, стал вопрос, сможет ли она удержаться в должности или оппонентам (в том числе среди однопартийцев) всё же удастся «съесть» ее. Интересно, что она публично заверила общественность в том, что не будет участвовать в дискуссиях на тему будущего преемника на посту председателя Христианско-демократического союза. Хотя информированные источники в Берлине сообщают о том, что она в узком кругу обмолвилась о «политических детях», которых она воспитала в партии и которым сегодня готова передать бразды правления.

В связи с этим ТАСС предлагает рассмотреть две потенциальные кандидатуры. Это генеральный секретарь ХДС, ближайшая соратница Меркель – Аннегрет Крамп-Карренбауэр, и действующий министр здравоохранения Германии Йенс Шпан. Он считается выдвиженцем еще более консервативного крыла партии и основным оппонентом Меркель, в том числе по миграционной политике. Нельзя исключать, что в случае избрания председателем ХДС он захочет свалить на нее вину за неудачи партии, ведь земельные выборы пройдут и в 2019 году, в том числе на территории бывшей ГДР, где сильны националистические настроения и жестче критика в адрес федерального правительства.

Между тем, проблемы у ХДС есть и слева – партнеры из СДПГ не меньше консерваторов огорчены создавшейся ситуацией, причем сразу по двум причинам: собственные плохие показатели в Баварии и Гессене и недоверие внутри самой партии к ее верхушке и к ХДС-ХСС. Проще говоря, рядовые «красные» недовольны тем, что коалиция тянет их на дно. Поэтому сразу после гессенского провала социал-демократы потребовали у ХДС преодолеть внутрипартийные разногласия и до декабря представить предложения по улучшению работы пока еще коалиционного Кабинета министров.

«Работа правительства в последнее время была сильно обременена конфликтами внутри блока. Должно быть понятно, как ХДС/ХСС намерен разрешить разногласия в том, что касается содержательных и кадровых вопросов, с тем чтобы негативные последствия этого и впредь не затрагивали деятельность правительства», - говорится в документе, на который ссылается ТАСС. Тем не менее, вопрос о выходе СДПГ из правящей коалиции сейчас не ставится, заявила председатель партии Андреа Налес. В планах не значится и проведение внеочередного съезда для проведения стратегических решений.

Вернемся, однако, к Ангеле Меркель. «Я уже говорила, что в истории такие попытки [определения преемников] заканчивались провалом, поэтому не хочу участвовать в каких-либо дискуссиях о преемнике, чтобы не повлиять на них», - сказала канцлер ФРГ (цитата по ТАСС). По ее словам, сейчас в ХДС начинается важная демократическая «фаза возможностей», которую партия должна сама осознать. Это, по ее словам, «прекрасный процесс», с которым ХДС не сталкивался уже долгие годы. Напомню, что сама Меркель возглавила Христианско-демократический союз в апреле 2000 года, когда партия была в оппозиции к правившим тогда социал-демократам. Меркель сменила на посту лидера ХДС своего наставника, бывшего канцлера Гельмута Коля.

Продолжение следует...

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

На днях мне удалось посетить Лондон. Я давно хотел увидеть город, который вызывает множество различных, порой диаметральных ассоциаций. Столица Великобритании и Британской империи, город-магнит для вольнодумцев всех мастей и беглых олигархов, Мекка для любителей роскошной недвижимости и крупный центр студенчества. Наконец, город дождей, родина важнейшего языка современности; город, по улицам которого ходили «битлы» и Фредди Меркюри – этого и многого другого достаточно, чтобы очень захотеть посетить город на Темзе.

Едва приземлившись в одном из многочисленных аэропортов британской столицы, я был приятно удивлен подчеркнутой вежливостью и даже юмором сотрудников миграционной службы. Кстати, британцы не ставят привычных печатей о прибытии и отбытии, а лишь «гасят» визу на въезде и не проверяют паспорта на выезде, - точно так же поступают американцы. В общем, вежливость, как везде в Европе, но у британцев она именно подчеркнутая и сочетается с доброжелательностью.

Следующий приятный «бонус» - наличие wifi в поездах, соединяющих аэропорты с городом. Правда, вслед за этим наступает первый шок – цены на метро. Разовая поездка, если у вас нет пластиковой карты Oyster, обойдется в 4,90 фунтов стерлингов, то есть 5,60 евро – в три раза дороже, чем одна поездка в парижском метро! И это притом, что во французской столице, если не брать в расчет пригороды, нет точки, расположенной дальше 400 метров от станции метро, а в Лондоне до некоторых станций придется хорошенько «топать».

По большому счету, это и есть правильное решение: по Лондону надо стараться ходить пешком, если позволяют силы и время. Это, поверьте мне, стоящее дело! Когда я приехал в гостиницу, сразу обратил внимание на близлежащие улицы и улочки. Небольшие 3-4-этажные старинные дома явно викторианской эпохи, из серого камня или кирпича, маленькие окна и очень-очень узкие лестничные пролеты с непременно скрипучими ступеньками. «Стилистика Бейкер-стрит, 221b», - сказал я себе. Естественно, тем же вечером я отправился по этому адресу – благо, это не очень далеко по меркам Лондона. Музей Шерлока Холмса соседствует с магазином «Битлз», но оба были закрыты.

Меня это не огорчило, ведь Лондон – очень «атмосферный» город, здесь важнее собственные ощущения, чувства причастности к чему-то интересному, неизведанному. В Париже, например, ощущение совсем иное – полет души, возвышение от постоянного «считывания» красивой информации-картинки. Прежде всего, это объясняется тем, что столица Франции в архитектурном смысле выглядит намного строже и единообразнее (не путать с однообразием!) – там ровные ряды 6-7-этажных желто-серых домов с одинаковыми балкончиками всегда радуют глаз, соединяясь в единый, очень гармоничный визуальный ряд. Лондон немного более эклектичен, но это совсем не портит впечатление. В конце концов, он втрое больше Парижа по площади и населению (в обоих случаях пригороды не учитываем), так что удержать город в единых стандартах было непросто, но, поверьте, это удалось.

В районе Пэддингтон (часть исторического района и современного «боро» Вестминстер), где я проживал, огромное количество всяких кафе и закусочных, открытых ливанцами. Именно ливанцами, судя по кедру, их дереву-символу, над входом. Кормят там вкусно и относительно недорого. Я обратил внимание, что во всех увиденных мною районах, кроме разве что правительственных кварталов, закусочные и кафе буквально на каждом шагу, чередуясь то с сувенирными лавками, то с магазинами одежды или техники.

В общем, в Лондоне вы голодным не останетесь. Кстати, в этом смысле британская столица ничем не уступает Парижу – даже наоборот, в «спальных районах» города на Сене не так много заведений общепита, и мне, помнится, приходилось пройти не один квартал в поисках перекуса на бегу. С другой стороны, в пересчете на евро лондонский фастфуд местами даже дешевле парижского. Не знаю, чем это объясняется – может, в Великобритании, стране с консервативными экономическими подходами, торговля и услуги имеют больше привилегий, потому и предложение выше, и цены ниже.

Лондонские улицы, особенно по вечерам, - яркое свидетельство статуса «глобального города», да еще и столицы крупнейшей в истории колониальной империи. Пакистанцы и индусы, включая сикхов (их всегда легко узнать по тюрбану, который скрывает волосы, - религия запрещает им ходить простоволосыми); арабы из всех уголков арабского мира; испанцы и латиноамериканцы. И студенты, очень много студентов. Здесь для них открыты престижнейшие университеты – Королевский колледж, Лондонская школа экономики и еще более 40 вузов.

В общем, я приехал увидеть Лондон и, несмотря на плотный график, постарался посетить максимум знаковых мест. Конечно, здание парламента и прекрасный Биг Бен. Правда, меня расстроило то обстоятельство, что еще летом знаменитые часы были закрыты на реконструкцию, завершение которой пока не предвидится – может, к маю, когда башне исполнится 160 лет? Но ведь я увидел это воочию, и всё прочее не имеет значения.

Полюбовался «Лондонским глазом» - огромным колесом обозрения, установленным прямо на берегу Темзы. Мне не удалось на нем покататься, потому что было еще утро, но ведь «глаз» прекрасно смотрится с Вестминстерского моста! Я поздоровался с Уинстоном Черчиллем, памятник которому стоит с обратной стороны здания парламента. Рядом монументы Дэвиду Ллойд Джорджу, Бенджамину Дизраэли, Уильяму Питту и другим выдающимся государственным и общественным деятелям Британии. Немного удивился отсутствию памятника Маргарет Тэтчер, но потом узнал, что он был установлен еще при ее жизни в самом здании парламента.

Я прошел мимо улицы Даунинг-стрит, где в доме номер 10 вот уже третье столетие проживают премьер-министры. Увы, после теракта 1991 года эта короткая улочка закрыта с двух сторон, но вежливые лондонские полицейские любезно позволили мне сфотографировать улицу через решетчатый забор. Господа «бобби» много шутили, что окончательно убедило меня в том, что английский юмор – это не умение шутить, а просто состояние души.

По улице Уайтхолл я прошел мимо здания правительства. В эти минуты я понимал, что не просто «осваиваю» очередное строение, а нахожусь рядом с самым могущественным центром власти в мировой истории XVIII – первой половины XX века. Британское правительство повелевало странами и народами, чертило границы и провоцировало войны – и всё на огромном пространстве, где «никогда не заходило солнце». Жаль, я не подошел к зданию МИД Великобритании – оно немного выпадало из моего маршрута, но про себя я отдал должное сильнейшей, опытнейшей британской дипломатии, у которой многому стоит поучиться!

Далее мой путь следовал к Трафальгарской площади, где установлена высокая колонна с адмиралом Нельсоном на вершине. Сэр Горацио Нельсон прославился разгромом испано-французского флота у мыса Трафальгар в 1805 году. Он погиб в этом бою, но перечеркнул планы Наполеона осуществить вторжение в Великобританию. Это была славная победа английского флота – возможно, крупнейшая после Абукирской битвы против французов в 1798 году и разгрома испанской Непобедимой армады в Гравелинской битве 1588 года.

…Я много чего не увидел в Лондоне. Дворец и мост Тауэра, Букингемский дворец, Британский музей, студия Abbey Road на одноименной улице – какой любитель «Битлз» откажется пройтись по пешеходному переходу, по которому шагали, позируя для фотографа, великие ливерпульские музыканты 8 августа 1969 года! Словом, мне определенно нужно туда вернуться.

Читайте другие «путевые заметки»:

Римские каникулы

На холмах Грузии. Часть 1 / Часть 2

Пройтись по Унтер ден Линден, свернуть на Фридрихштрассе…

Город семи настроений. Известный неизведанный Париж. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

Моя большая греческая прогулка. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG