Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

В Соединенных Штатах ждут подведения окончательных итогов промежуточных выборов в Конгресс. Напомню, что 6 ноября прошло полное переизбрание Палаты Представителей, избрание 35 сенаторов из 100 и губернаторов 39 штатов из 50. Официальные итоги – чистая формальность, не имеющая особого влияния на создавшийся расклад, а именно: в 435-местной Палате Представителей впервые с 2010 года республиканцы потеряли большинство. Было 247 «красных» конгрессменов, стало 198. А демократы получили как минимум 232 места при необходимых 218.

Зато республиканцам удалось удержать контроль над Сенатом – 52 против 48 демократов. Зыбко, но достаточно как минимум для одного важного дела: блокирование импичмента, который теперь с высокой вероятностью захотят устроить демократы в Палате Представителей. Для окончательного отстранения президента от должности нужны голоса двух третей сенаторов, чего оппонентам Трампа теперь уже не собрать. А значит, с определенными оговорками 45-му президенту США можно задуматься о выборной кампании 2020 года.

В истории США очень часто бывает так, что партия действующего президента проигрывает на выборах в Сенат и Палату представителей, - таким способом население выражает свое недовольство политикой Белого дома. Так было и при Обаме: в 2010 и 2014 годах действовавший президент-демократ имел дело с республиканским большинством в обеих палатах Конгресса. Но сегодня всё несколько иначе.

«Русская тема» по-прежнему доминирует и во внутренней, и во внешней политике США, являясь фактически одной из основных причин, побуждающих демократов запустить импичмент. Как мы уже выяснили, это вряд ли получится, но потрепать нервы Трампу демократы смогут не раз. Во-первых, теперь Белый дом не сможет воспрепятствовать расследованию российского вмешательства и возможной причастности семьи Трампа. Во-вторых, президенту будет почти нереально отменить реформу здравоохранения (Obamacare). Впрочем, как говорил в ходе выборной кампании сам президент, он особо не рассчитывал удержать нижнюю палату и сосредоточился на Сенате.

Но такова позиция Трампа. А для демократов это был «последний и решительный бой», если учесть серьезный кризис в партии после поражения Хиллари Клинтон на президентских выборах 2016 года. «Нынешние промежуточные выборы – самые важные в новейшей истории страны. Пожалуйста, идите и голосуйте, чтобы мы могли сменить вектор движения страны в сторону справедливости – экономической, социальной, расовой и экологической», – говорил перед промежуточными выборами в Конгресс Берни Сандерс, несостоявшийся кандидат от демократов в 2016 году, отец «демократического социализма» и любимец молодежи и прогрессивных левых сил.

«Эти выборы не о политике и не о партиях, они о принципах демократии, о долгосрочной состоятельности американской республики. Эти выборы определят, станет ли популизм трамповского извода новой нормой», – цитирует политолога Брайана Клааса Московский центр Карнеги. «Мы можем потерять всё. Мы можем потерять нашу страну», – вторил Клаасу журналист Леонард Питтс-младший.

Как считает цитируемое издание, получение демократами большинства в Палате представителей впервые с 2010 года – это всё же победа наполовину. Кризис в партии никуда не исчез, и теперь в полный рост встает вопрос о том, кто бросит вызов Трампу на президентских выборах 2020 года. «У партии сейчас нет ни общепризнанного лидера, ни программы, ни даже конкретной идеологии. Проведенное летом 2017 года социологическое исследование показало: большинство американцев считают, что демократы в первую очередь объединены идеей противостояния Трампу, и уже потом – собственными убеждениями», - утверждает центр Карнеги.

Одно из красноречивых свидетельств отсутствия единства в стане демократов – разногласия по поводу кандидатуры спикера Палаты представителей. На данный момент наиболее вероятный кандидат – бывший спикер Нэнси Пелосси, против которой, однако, выступает прогрессивное крыло Демократической партии.

«…С января 2019-го демократам предстоит не только критиковать [Трампа], но и самим пытаться предложить американцам определенное видение будущего. Если они смогут сгладить противоречия между центристами и левыми, то у них есть шансы на деле доказать свою состоятельность. Если же нет – путь Трампа ко второму сроку вполне может стать легким и непринужденным», - продолжает цитируемое издание.

«Если вы ожидали, что эти выборы принесут сокрушительную победу одной из партий и положат конец поляризации американского общества, вы ошибались: страна остается как никогда разделенной между «синими» и «красными», – считает Элен Камарк из исследовательского центра Brookings Institution. «Поэтому приготовьтесь еще к двум, а может, и больше, годам безвыходных ситуаций. Палата представителей под контролем демократов будет блокироваться республиканским сенатом, обе палаты будут ограничены действиями президента, который усугубляет раскол, вместо того чтобы объединять общество», – цитирует эксперта газета «Ведомости».

В свою очередь, российский политолог и политтехнолог Евгений Минченко считает, что «градус напряженности» в новом Конгрессе повысится, но это позволит Трампу консолидировать вокруг себя республиканцев и стать их главным кандидатом на выборах 2020 года.

Между тем, сам президент выразил готовность сотрудничать с демократическим большинством в Палате Представителей по ряду экономических вопросов. К тому же он заявил о поддержке кандидатуры Пелосси на должность спикера. «Надеюсь, мы все вместе продолжим работать в следующем году на благо американцев, в частности в вопросах экономического роста, инфраструктуры, торговли, снижения цен на лекарства… Если демократы придут к нам с планом по инфраструктуре, по здравоохранению и так далее, мы будем договариваться. Это может быть прекрасное двухпартийное сотрудничество», - цитирует Трампа газета «Ведомости».

Однако хозяин Белого дома наотрез отказался сотрудничать с оппонентами в расследовании против себя любимого. «Я полагаю, что это очень хорошо для меня в политическом отношении, потому что я играю эту игру лучше. Потому что у нас есть то, что называется сенатом. И (демократы) сделали множество сомнительных вещей, связанных с утечкой секретных данных», - сказал Трамп.

А что же внешняя политика? Есть общее мнение многих наблюдателей: лояльный президенту Сенат сможет обеспечить поддержку его курса по ряду важных направлений, кроме, возможно, российского – здесь всё-таки сохранится жесткий курс против Москвы на основе консенсуса двух партий. Упомянутый Евгений Минченко считает создавшееся положение в целом выгодным для России. «…Чем больше США заняты внутренней политикой и межпартийными дебатами, тем лучше для России. Когда в обеих палатах доминировали республиканцы и у Трампа были развязаны руки, это было более опасно», - говорит он «Ведомостям».

И словно в подтверждение этих предположений агентство Bloomberg со ссылкой на сенаторов сообщает, что Конгресс, вероятно, отложит рассмотрение новых санкций против России до следующего года. «У нас не так много времени, - сообщил агентству сенатор от Техаса Джон Корнин. – Это будет настоящая гонка, если они не хотят остаться здесь на Рождество». Как пишет газета «Коммерсант», сенатор-демократ от Нью-Джерси Боб Менендес подтвердил, сказав, что у Конгресса нет времени для принятия инициативы в 2018 году. Агентство добавляет, что сейчас сенаторы акцентируют все внимание на государственных расходах, сельском хозяйстве и кандидатах на должность судьи.

В общем, ситуация интересная. Вроде бы каждый при своих интересах: Трамп удержал Сенат и может заблокировать импичмент и продолжить внешнеполитический курс. Палата Представителей теперь под контролем демократов, которые смогут усилить давление на Трампа по ряду ключевых внутренних проблем, но без фатальных последствий для Белого дома. Россия, как мне кажется, может сделать передышку, но особо расслабляться нельзя. Ирану тоже будет неспокойно, а вот у Саудовской Аравии прибавится проблем, потому что демократы могут инициировать серьезное расследование дела об убийстве журналиста Хашогги. Но основной «прицел», как мы понимаем, - это выборы 2020 года…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Когда стало ясно, что Ангела Меркель покинет пост председателя ХДС, пошли разговоры о перспективах сохранения ею поста канцлера до следующих выборов в Бундестаг в 2021 году, как она сама того желает. Естественно, ее оппоненты слева и справа принялись не только считать дни «до приказа», то есть до ее гипотетического ухода с поста главы федерального правительства, но и стали приписывать себе эту «заслугу».

Например, председатель праворадикальной партии «Альтернатива для Германии» Александр Гауланд считает, что именно политика его формирования повлияла на решение Ангелы Меркель уйти с поста лидера Христианско-демократического союза. «Охота, которую объявил мой коллега Гауланд, завершилась успешно», - отметила, в свою очередь, сопредседатель фракции АдГ в парламенте Алис Вайдель.

Как сообщает ТАСС, фрау Вайдель сделала отсылку к заявлению Гауланда, сделанному им 24 сентября 2017 года после выборов в Бундестаг, по результатам которых АдГ стала крупнейшей оппозиционной фракцией в парламенте. Тогда политик сообщил, что собирается «вести охоту на Меркель» и заполучить голоса избирателей. Между прочим, на выборах в ландтаг Гессена «Альтернатива» получила 13,1% голосов и теперь представлена во всех земельных парламентах Германии.

На тему снижения популярности Меркель и ХДС рассуждает директор политических программ брюссельского Центра европейских исследований имени Вилфрида Мартенса Роланд Фройденштайн. Помимо прочего, он говорит о возможных преемниках фрау Меркель и наиболее вероятным называет госпожу Аннегрет Крамп-Канненбауэр, которую часто называют просто «АКК». Ей доверяет Меркель, она пользуется доверием верхушки ХДС, но есть одно существенное «но». Фрау «АКК» считается продолжением фрау Меркель, ее даже называют «мини-Меркель», но тогда желающие изменений сторонники ХДС и вообще бюргеры имеют право спросить «А в чем же перемены?». Иначе говоря, если всё сведется к замене фигуры Меркель на другую, а суть политики ХДС останется прежней, где гарантии, что упадок партии не продолжится?

«ХДС – это не просто умеренная партия по своей идеологии, это еще и партия, которая не любит конфликтов, острых диспутов, - поясняет господин Фройденштайн в интервью Радио «Свобода». – …В ХДС действительно есть ощущение того, что партии нужно что-то совсем новое – но при этом есть и большой страх перед внутренним расколом. Это, в конце концов, может помочь АКК, о которой говорят как о наиболее желательной преемнице в глазах самой Меркель».

Другая проблема в создавшейся ситуации – неясность действий социал-демократов. Ведь рядовые сторонники СДПГ упрекают руководство партии именно в том, что ее популярность упала из-за нахождения в «большой коалиции» с ее неоднозначной политической программой. Говоря простым языком, СДПГ разделяет ответственность за решения коалиционного правительства, и результатом становится падение рейтинга «красных». Поэтому можно предположить, что социал-демократов не устроит «декоративная» реформа в виде смены первого лица ХДС, и они захотят выйти из коалиции, а это неизбежные досрочные выборы в Бундестаг.

«Что случится тогда? Скорее всего, мы увидим продолжение того, что наблюдаем на земельных выборах в последние месяцы. А именно: дальнейшее усиление праворадикальной «Альтернативы для Германии», с одной стороны, и «зеленых» – с другой. И дальнейшее ослабление ХДС и СДПГ. Но даже в этом случае христианские демократы, скорее всего, останутся сильнейшей партией – и будут снова претендовать на пост канцлера в следующем правительстве», - считает немецкий эксперт.

В свою очередь, депутат Бундестага от ХДС вице-председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Ник Андреас считает важным нахождение Ангелы Меркель на посту канцлера до 2021 года, поскольку в 2019 году пройдут выборы в Европейский парламент, что имеет огромное значение для ЕС.

«Она [Меркель], безусловно, лучший кандидат, который может представлять Германию в этом процессе и вести переговоры. Я думаю, здесь особенно важен ее опыт во внешней политике, включая многолетние отношения и диалог с лидерами государств всего мира, включая президента России, - говорит Андрес в интервью «Коммерсанту». – Я думаю, ни для кого не станет сюрпризом, если канцлер в ближайшие два-три года сконцентрируется в большей степени на внешней политике, а новый председатель партии будет играть более значимую роль в вопросах, касающихся внутренней политики».

Между тем, предстоящий уход Меркель с поста председателя ХДС рикошетом ударил по ее «младшему брату» - председателю баварского Христианско-социального союза, министру внутренних дел ФРГ Хорсту Зеехоферу. На днях гроза мигрантов заявил о намерении уйти с поста лидера ХСС в январе 2019 года. При этом он планирует остаться в должности федерального министра. «Я покидаю пост председателя Христианско-социального союза, это решено. По срокам еще идут некоторые обсуждения, о сроках будет объявлено в течение текущей недели», - заявил Зеехофер.

Как считает известный немецкий политолог Александр Рар, новым лидером ХСС, скорее всего, станет нынешний премьер-министр Баварии Маркус Зёдер. «Я думаю, что Зеехофер и Зёдер мыслят в одном направлении и будут пытаться сохранить консервативное русло. ХСС должна будет вернуть себе голоса тех избирателей, которые ушли «Альтернативе для Германии». Влево партия не уйдет и продолжит придерживаться правого курса, ведь другого пути для ХСС в Баварии нет», - сказал Рар в интервью «Коммерсанту».

Однако социал-демократы снова недовольны: Зеехофера они «любят» особенной любовью, именно за его жесткую антииммиграционную политику. Поэтому, считают «красные», если он сохранит за собой должность министра внутренних дел ФРГ, никаких особых изменений не будет. В интервью газете Rheinische Post вице-председатель Бундестага от СДПГ Томас Опперман заявил, что, если Зеехофер останется в правительстве, «новый старт нынешней коалиции» вряд ли удастся. Как пишет «Независимая газета», за этими словами Оппермана кроется намек на возможный распад коалиции. По последним опросам института общественного мнения INSA, социал-демократы в партийном рейтинге откатились на четвертое место, уступая ХДС, зеленым и «Альтернативе».

Однако вернемся к Ангеле Меркель. Мэр злополучного немецкого города Хемниц Барбара Лудвиг раскритиковала госпожу канцлера за то, что она удосужилась приехать в этот саксонский город, где в конце августа произошли крупные беспорядки из-за мигрантов, лишь спустя два месяца после означенных событий. Фрау Лудвиг призвала фрау Меркель чаще общаться с гражданами, чтобы объяснять им политику федерального правительства. «Я убеждена в том, что мы должны идти к людям и объяснять наши действия, если мы не хотим их потерять», - пишет ТАСС со ссылкой на госпожу мэра.

Более того, Барбара Лудвиг обвинила федеральные власти в «продолжающемся практически на протяжении трех лет безмолвии», последствия чего ощущаются, прежде всего, в восприятии темы интеграции мигрантов. По ее мнению, Берлин часто оставляет поле тем, кто возбуждает ненависть и использует проблемы людей в своих целях.

Как говорил герой одного замечательного советского фильма, «Заметьте – не я это предложил!». В очередной раз прошу заметить, уважаемые читатели, что рост националистических настроений в немецком обществе в целом и рост популярности «Альтернативы для Германии» в частности – это всё же нечто более серьезное, чем просто предвыборное явление. Германия на пути к ощутимым переменам, и даже железная фрау Меркель не в состоянии удержаться на гребне этой волны…

Часть 1

Читайте также:

Мигранты и Германия: эскалация неизбежна. Часть 1 / Часть 2

Германия и мигранты: новый кризис

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG