Минюст как бы пишет юридическим языком, но любой, кто умеет читать и хоть немного в курсе закона о политических партий прекрасно понимает, что содержательная выжимка из этого словоблудия выглядит так: "Идите к черту!".
Читая этот "документ", постоянно ловишь себя на мысли, что к каждому предложению хочется добавить - "И что?".
Минюст нам пишет о том, что несколько членов партии (16 человек) прописаны теперь не там, где они были прописаны в момент создания партии. И что? Вот я, например, на дату съезда, 15 декабря 2012 года (семь месяцев тому назад!) был прописан в одном месте, а сейчас в другом. И председатель вологодского отделения партии Евгений Доможиров. И председатель красноярского отделения Олег Безруких. Да, за эти месяцы успели переехать - и что? Нигде в законе о партиях не написано, что с момента проведения учредительного съезда до момента государственной регистрации ни один из сотен членов партии не вправе переехать... Это очень напоминает то, каким тоном прокуроры в Кирове зачитывали материалы дела: "Закупили древесины на 1000 рублей, а продали на 1100 рублей". Ну да, и что?
Или вот другая "претензия" - о том, что на втором съезде присутствовали представители кемеровского РО, которое было создано после первого съезда, и которого не было в исходном пакете документов. И что? Ну да, у нас не на бумаге нарисованная партия, а живая, в ней появляются новые отделения, они правомочны, они участвуют в работе партии, что мы честно и отражаем в протоколах и прочих документах. Минюст "уличил" нас в том, что у нас на первом съезде кемеровское РО не было создано, а на втором съезде его представители участвовали - но ведь это на самом деле так, черт побери!
Самая "страшная" претензия Минюста - это один несовершеннолетний, которого они нашли в списках. Один - из почти 800 членов партии. Вычеркнуть его - и это никак не повлияет ни на численность партии, ни на количество региональных отделений, ни на выполнение всех прочих требований. И именно для этого предусмотрена законом процедура приостановления регистрации: Минюст берет, изучает все 2000 с лишним страниц, которые сдаются на регистрацию, находит в них ошибки (в 2000 страниц документов на 800 человек не может не быть ошибок!), сообщает об этом партии в порядке процедуры приостановления, партия исправляет и регистрируются. Именно этим путем все зарегистрированные партии и прошли. Именно по этой причине закон и требует на стадии приостановления сообщить исчерпывающий перечень претензий.
Минюст нам при приостановлении некий (весьма сомнительный) перечень претензий представил, мы их устранили... и теперь он выкатывает новые, и на их основании отказывает. Приехали.
Наша позиция в связи со всем этим:
- повторно запускать процесс регистрации (а по закону его надо было бы запустить с самого начала) мы не будем; нам абсолютно ясно дали понять, что партия не будет зарегистрирована, и тратить еще год времени и несколько миллионов рублей на то, чтобы убедиться в очевидном мы не собираемся;
- судиться мы будем, поскольку наша позиция юридически безупречна; у нас нет иллюзий относительно российского суда, но, во-первых, есть ведь и не только российский (вспомним опыт РПР), а, во-вторых, важным является сам процесс бесстрастного документирования техники произвола;
- с точки зрения политической работы, у нас развязаны руки: мы и так уже успешно практикуем коалиции с другими партиями для формирования единых избирательных списков, и в силу специфики законодательства без регистрации это делать гораздо проще, чем с оной; все партийные проекты (такие, как газета "За Навального" и ряд других) тоже продолжают жить.