Владельцы иномарок с югоосетинскими номерами вторые сутки протестуют против новых правил временного ввоза автомобилей на территорию России. Первая акция прошла на пункте пропуска «Нижний Зарамаг» в воскресенье, вторая – сегодня в полдень у офиса североосетинской таможни во Владикавказе. Юристы, отслеживающие ситуацию, считают новые требования незаконными.
После признания независимости Южной Осетии североосетинские автолюбители придумали способ уклониться от уплаты непомерных российских таможенных сборов с иномарок. Они получают югоосетинское гражданство, оформляют свои автомобили как югоосетинские и катаются по России по временному разрешению на ввоз. Единственное неудобство этой схемы – раз в полгода надо пересечь границу. Из года в год растет количество югоосетинских иномарок на дорогах Северной Осетии, впрочем, как и недовольство североосетинской таможни из-за упущенных доходов.
В начале лета таможенники, судя по всему, решила всерьез взяться за уклонистов. Всех югоосетинских автовладельцев с двойным гражданством и российской пропиской автоматически посчитали уклонистами, им отказывали во временном ввозе без оплаты таможенных платежей, равных растаможке.
По словам бывшего служащего югоосетинской таможни юриста Тимура Кокойты, эта кампания была противозаконной, потому что в законодательстве Евразийского союза во внимание принимается факт места жительства, а не прописка. Например, если российский гражданин проживает преимущественно за рубежом, значит, он признается иностранцем.
Жертвами этой кампании стали в основном постоянные жители Южной Осетии, которые прописаны в России. Многим из них пришлось выписаться из Российской Федерации, как оказалось, напрасно.
В минувший четверг таможенники на «Нижнем Зарамаге» обнаружили новый подход в выявлении уклонистов, или, скажем так, в определении категории постоянно проживающих в Южной Осетии. Новые правила пересечения границы для автомобилей с югоосетинской регистрацией можно сравнить с цензом оседлости. Согласно этим правилам, разрешения на временный ввоз получат те автовладельцы, кто 20 дней в месяц находится на территории Южной Осетии. По словам Тимура Кокойты, эти меры связаны и с новым интеграционным договором от 2015 года, согласно которому с 1 августа с граждан Южной Осетии сняли временные ограничения на пребывание в России:
«Теперь отменили миграционные карты. Таможенники больше не ориентируются по миграционным картам, на которых указано, что мы планируем пребывать в России не более девяноста дней. Теперь они смотрят по своим базам. Не знаю, насколько это законно, чтобы они ориентировались по своим базам, потому что они усеченные. По ним невозможно определить, куда поехал человек, в Северную Осетию или, например, дальше – в третьи страны. Они этого знать не могут по своим базам.
– То есть если автомобиль с иностранной регистрацией пробыл месяц на территории России, это не значит, что и его владелец все это время находился в России?
– Конечно, человек может оставить свою машину во Владикавказе и в тот же день вернуться обратно в Цхинвал как пассажир. Его пересечение границы зафиксирует пограничная служба, но не таможня. Она об этом никогда не узнает – к базам пограничников таможня никакого отношения не имеет, хотя на «Зарамаге» их разделяет пять метров».
По словам Тимура Кокойты, теперь смотрят не на прописку, а на предыдущие разрешения на временный ввоз, исходя из них можно вывести время пребывания автомобиля на той или другой стороне. На его взгляд, и этот метод так же незаконен, как и предыдущий, потому что не позволяет определить единственный критерий – место постоянного проживания человека.
Правила уже действуют, уже есть случаи отказов. В ответ вчера вечером возмущенные автовладельцы провели стихийный митинг на контрольно-пропускном пункте «Нижний Зарамаг» против нововведения таможенников. Они рассказали, что из-за новых правил им приходится выезжать в Россию на такси или общественном транспорте. А сегодня в полдень около сотни недовольных пришли за разъяснениями к зданию североосетинской таможни. После двух часов стояния к протестующим вышел и.о. руководителя североосетинской таможни Марат Кебеков и повторил сказанное ранее пресс-службой: «Мы действуем в рамках закона».
На встрече присутствовал журналист «Кавказ-реалии». По его информации, никаких других комментариев ни прессе, ни собравшимся Кебеков не дал и предложил записаться к нему на прием. Это вызвало шквал негодования: «У нас нет частных проблем, а одна общая. Ты здесь под кондиционером сидишь, обедаешь, а там, на таможне, на солнцепеке дети ждут».
Собравшиеся заявили, что завалят жалобами все инстанции. Кебеков согласился принять несколько человек из числа митингующих и пообещал «в течение суток постараться решить вопрос, убрав из критериев 20 дней пребывания». По его словам, «сегодняшняя ситуация – это результат усиления контроля за временным ввозом».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии