Москва потребует отчета за выделяемые Южной Осетии транши. Согласно источникам «Эха Кавказа», аудиторы Минфина и Счетной палаты намерены провести внеплановую проверку в республике. Готовы ли к проверке в Цхинвале?
Сегодня пресс-служба югоосетинского правительства сообщила о приезде делегации Минэкономразвития России во главе с заместителем Министра экономического развития Российской Федерации Дмитрием Вольвачем и представителями федеральных органов исполнительной власти и ведомств.
С обеда центр Цхинвала был перекрыт – это верная примета, что делегация прибыла в республику.
В рамках рабочего визита – посещение объектов Инвестпрограммы и обсуждение вопросов социально-экономического сотрудничества. В состав делегации вошли начальник Управления специальных программ и проектов Минэкономразвития Антон Мельник, заместитель начальника Управления специальных программ и проектов Минэкономразвития Юлия Суховерхова, а также представители Минздрава, Минпросвещения, Минэнерго, ФТС и ФНС РФ.
Информация югоосетинских инсайдеров несколько отличается от официальной. По уверениям источников, в республику едут аудиторы Минфина и Счетной палаты для проведения внеплановой проверки.
При этом сообщения источников несколько расходятся. По информации одних, под прицел аудиторов попали Минобразования и Минздрав.
Местные спикеры ожидали подобного развития событий – невозможно, чтобы Москва закрывала глаза на масштабные злоупотребления в этих ведомствах. Это и фельдшерско-акушерские пункты, существующие лишь на бумаге, и аферы с закупками медицинских препаратов, и фиктивные больные в стационарах… Сюда же можно отнести сельские школы, в которых якобы обучаются виртуальные школьники. Деньги, выделяемые на их содержание, как правило, распределяются между чиновниками.
Другие спикеры утверждают, что проверкой двух министерств дело не ограничится – судя по длинному перечню федеральных структур, чьи представители вошли в делегацию, аудит предстоит масштабный.
Российские представители среди прочего непременно потребуют отчитаться о мерах правительства по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой в 2024 году и аудиторами федерального казначейства в 2021 году, когда проводились плановые проверки.
Термин «внеплановая проверка» указывает, что мероприятие проводится контролирующим органом по установленным основаниям.
Кроме того, как указывают спикеры, в 2025 году Цхинвал обязался выполнить в полном объеме «Соглашение о содействии реализации Государственной программы социально-экономического развития Республики Южная Осетия на 2022-2025 годы», подписанный сторонами 4 августа 2022 года.
Москва потребовала от Цхинвала провести оптимизацию штатов по результатам проверки исполнения бюджета в 2019-2021 годах аудиторами федерального казначейства. Среди прочих нарушений она выявила более двух тысяч служащих, совмещавших от двух до семи бюджетных ставок.
В случае невыполнения условий Москва, согласно соглашению, оставляет за собой право «частично или полностью приостановить оказание помощи по отдельным направлениям расходования».
Требования до сих пор не выполнены, а предостережения Москвы, похоже, начинают сбываться.
С начала года правительство РЮО не выполнило своих обязательств по выплате заработной палаты бюджетникам, задерживаются детские пособия. Чиновники не называют причин задержек, лишь обещают, что долги перед сотрудниками бюджетной сферы будут погашены во второй половине февраля.
Местные спикеры указывают: все, что касается реального положения дел в правительстве, тщательно скрывается и составляет едва ли не самую охраняемую гостайну, поэтому о причинах отсутствия денег в казне можно лишь догадываться.
Из немногого, что просачивается из дома правительства, складывается две версии отсутствия денег в бюджете.
Версия первая: Москва придерживает транши, пытаясь принудить Цхинвал к выполнению принятых обязательств. Подобные санкции предусмотрены «Соглашением о содействии».
По второй версии Москва выделяла средства на содержание бюджетников с учетом поэтапной оптимизации штатов. Если бы Цхинвал следовал утвержденной схеме сокращений, то дефицита средств бы не возникло. Вместо этого местное правительство пыталось компенсировать недостающие средства на содержание «мертвых душ» и незаконных совместителей за счет собственных сборов (увеличения налогов).
Среди причин дефицита средств спикеры называют и непомерные расходы на избирательную кампанию, которые власти, очевидно, «одолжили» из бюджета – больше было неоткуда.
Судя по тому, что денег не осталось даже в местных банкоматах, у правительства не получилось залатать дыры в бюджете. Остается только просить Москву не скупиться и не придираться.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России
Форум