На этой неделе находящемуся под судом экс-министру связи Георгию Кабисову отказали дважды. ЦИК отказал в регистрации его как кандидата-самовыдвиженца на предстоящих выборах в парламент. А еще до этого тюремное начальство отказало Кабисову встречаться с журналистами. В заявлении на имя начальника ПФРСИ Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Газзаева О.С. он просил разрешить встречу с югоосетинскими журналистами, чтобы ответить на «возникшие многочисленные вопросы по сфабрикованному делу и преследованию с конца 2017 года».
Мать Георгия Кабисова – Марина Кабисова поддержала эту инициативу сына. По ее словам, открытость судебного процесса – главный способ предупредить беззаконие:
«С самого начала преследования Георгий просит, чтобы процессы по его делу были открытыми, просит допустить к нему журналистов, представителей общественности. Он уверен в своей невиновности и просит большей гласности и открытости, ведь любой беспредел ее боится».
Оба отказа были вполне ожидаемы, логичны, в том числе и потому, что они не сопряжены с риском или каким-то ущербом для власти. Власти не замечают, чтобы это дело вызывало общественный резонанс. На процесс к Кабисову ходят только самые близкие и один журналист – Ирина Келехсаева. То есть не видно, чтобы это волновало многих в республике. Понято, что каждый раз ходить на процесс нет времени, но, например, люди могли бы проявить неравнодушие в день, когда заканчивается срок содержания под стражей и суд должен принять решение о мере пресечения на следующие два месяца.
Представьте, приезжает судья, а перед зданием суда стоит тысяча людей, и он понимает, и власти понимают, что судьба Кабисова кого-то волнует, кроме его родственников. А когда перед зданием суда пусто, то и волноваться не о чем. Поэтому на самом деле в этом конкретном случае тюремные власти, отказав Георгию Кабисову в общении с журналистами, оказали ему услугу. Потому что, согласись они на эту встречу с прессой, кто бы на нее пришел? Полагаю те же «толпы журналистов», которые ходят на судебные заседания. Согласитесь, это было бы неприятно для подсудимого.
Кабисов не понял, что за ним только его личное мужество и поддержка самых близких людей. И дело не в том, считают ли соотечественники его виновным или невиновным, а в том, что это не имеет значения. Югоосетинское общество утрачивает чувство солидарности, сопричастности, люди начинают жить по принципу «моя хата с краю». Это, кстати, один из важнейших элементов интеграции в российское политическое пространство. Необходимый элемент для встраивания в стойло, где избирательное право и прочие гражданские права – пустая формальность, где ярких людей не допускают к выборам. Они не нужны. Все, что обществу необходимо знать, чувствовать, ему объяснит бывший разведчик Петр Гассиев. Сказал он, что семнадцать партий слишком много, достаточно одной, значит, так и будет. Отказал ЦИК в регистрации кандидатам, известным в республике людям Алану Бекойты и Индире Биченовой, – под их совместной фотографией в Фейсбуке земляки поставили 109 возмущенных лайков. Вот и весь общественный резонанс.
На этой неделе среди тех, кому отказали, кроме Кабисова правозащитник Фатима Маргиева. У нее обнаружили три нарушения. Она не указала в сведениях о кандидате погашенную условную судимость. Две девушки, собиравшие для нее подписные листы, указали свои паспортные данные, но не указали даты рождения. А еще сотрудники Избиркома «потеряли» последний лист из декларации о ее доходах. На листе было указано, что она внесла на свой счет кандидата 500 рублей, но их не потратила. Сотрудники ЦИК не признались, что сами потеряли лист, и обвинили Маргиеву в недобросовестном заполнении декларации.
Вот по таким ничтожным предлогам гражданину отказали в его конституционном праве быть избранным. ЦИК отказал уже более чем тридцати самовыдвиженцам, и кого ни спроси, сплошь вот такие жалкие придирки. Это мероприятие, к которому так энергично готовятся власти, можно назвать как угодно, но только не свободными демократическими выборами, считает Фатима Маргиева: «Людей обманули. Обещали наполовину мажоритарный парламент, но сделали все возможное, чтобы никто из реальных мажоритариев в парламент не попал. Это самый настоящий обман».
На следующий день после отказа Фатима Маргиева опубликовала пост под названием «Ликбез для грамотеев ЦИК и Верховного суда», в котором привела некоторые из требований Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях». В частности, пункт «Прием и проверка документов, представленных для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов», в котором говорится (цитирую с сокращениями): «В случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами документах неполноты сведений, несоблюдения требований Федерального закона № 67-ФЗ в части оформления документов или отсутствия документов, избирательной комиссии рекомендуется немедленно извещать кандидата о выявленных недостатках.
Уведомление о недостатках позволит кандидату устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо забрать весь представленный пакет документов, устранить все выявленные недостатки и внести его повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения».
В отличие от требований российского федерального закона, ЦИК поступила с кандидатами подло. Никому из тех, кому отказали в регистрации, не указали на ошибки, не дали возможности их исправить. Более того, от людей скрыли информацию, как заполнять подписные листы и сведения о кандидатах. Кандидаты абсолютно законно просили предоставить им образцы, и ЦИК обязана была их предоставить, но она их скрыла.
И сами сотрудники ЦИК знают, что нарушили и закон, и этические нормы. В этом смысле неслучайно на прошлой неделе в последний момент отменили пресс-конференцию председателя Центральной избирательной комиссии Беллы Плиевой – на ней могли прозвучать неприятные вопросы, упреки, на которые ей пришлось бы отвечать. Впрочем, гарант Конституции этих нарушений не заметил. В четверг Белла Владимировна проинформировала главу государства, как идет подготовка к выборам, в ответ Анатолий Ильич похвалил ее за хорошую работу:
«Мы прекрасно понимаем, что некоторые из тех, кому отказано в регистрации, будут недовольны. Я уверен в одинаковом подходе ко всем заявителям со стороны ЦИК и в том, что все ваши решения основаны на принципах законодательства Южной Осетии».
Самое интересное мы узнаем завтра. 18 мая заканчивается регистрация кандидатов. Сегодня ЦИК начал рассматривать списки по единому избирательному округу и самовыдвиженцев трех оставшихся партий: «Единство» «Фыдыбаста» и «Ныхас». Есть разные мнения, почему их оставили напоследок. Одни говорят, потому что они позже всех сдали документы, другие убеждены, что причина в другом – так удобнее, когда намечается много скандальных отказов.
Списки остальных партий уже зарегистрированы. Отказали лишь партии «Родина» из-за того, что товарищи «родинцы» собрали подписные листы без разделения избирателей по районам и городу, как бы сплошным списком. Поэтому «Родину» на выборах смогут представлять только одномандатники. Самовыдвиженцев от «Родины» и Компартии также будут рассматривать в оставшиеся два дня.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия