До 18 мая будут рассмотрены все заявки от партий и самовыдвиженцев для участия парламентских выборах. Об этом заявила председатель Центральной избирательной комиссии Белла Плиева. Между тем уже сейчас промежуточные итоги работы ЦИК вызывают массу нареканий со стороны участников избирательной кампании.
Белла Плиева отметила, что на сегодняшний день Центризбирком зарегистрировал в качестве кандидатов в депутаты парламента по одномандатным избирательным округам 29 кандидатов, из них 14 идут от партии «Единая Осетия».
То есть если от 29 отнять 14 неприкасаемых кандидатов от партии власти, останется 15 «обыкновенных», из которых один Квезеров Арсен идет от парламентской «Народной партии», а остальные – без партийных признаков. Получается, что на эти 14 беспартийных, «простых» зарегистрированных кандидатов (хотя некоторые наблюдатели убеждены, что среди них есть скрытые представители партии власти), приходится девять кандидатов, которым отказано в регистрации, или 64%.
Такое впечатление, что ЦИК снимает с дистанции всех самовыдвиженцев, чьи имена на слуху. Среди них – Тимур Цхурбати, Алан Бекойты, Индира Биченова, Батрадз Дзуццати.
При этом, считает самовыдвиженец Фатима Маргиева, из тех причин отказа, которые стали достоянием гласности, ни одна не выдерживает критики. Она указывает, что российское законодательство дает право кандидатам на исправление ошибок и неточностей в сведениях на стадии регистрации, если таковые будут обнаружены Избирательной комиссией. В методических рекомендациях российского Центризбиркома прямо указывается, что «уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения <...> позволит кандидату <...> либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо забрать весь представленный пакет документов, устранить все выявленные недостатки и внести его повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения».
В югоосетинском законе о праве кандидата на исправление ошибок ничего не сказано (хотя и он не содержит запретов). Нет и подзаконных актов, которые бы регулировали эту сторону отношений. В этом случае, убеждена Фатима Маргиева, в Южной Осетии должны руководствоваться российским законодательством и российскими рекомендациями:
«Практически все отказы ЦИК противоречат закону, так как Избирком никого из тех, кому отказал, не предупредил, что у них есть ошибки. Между тем он обязан был это сделать по закону. Избирком должен был предоставить кандидатам возможность исправить эти незначительные технические ошибки, а не делать из них причину для отказа в регистрации. Это очень серьезные нарушения со стороны Избирательной комиссии, но суд почему-то поддержал все решения ЦИК, хотя это все незаконно».
Белла Плиева заявила, что до 18 мая будут рассмотрены все документы от партий и самовыдвиженцев для участия в выборах парламента, а агитация в СМИ начнется с 20 мая, то есть через два дня. Это значит, что те, кому будет отказано в регистрации, будут судиться, вместо того чтобы рассказывать избирателю о себе.
Конечно, было бы добросовестнее по отношению к кандидатам, если бы временной разрыв между окончанием регистрации и началом агитации в СМИ был бы значительнее, чтобы, в случае чего, у кандидата было время разобраться в суде без ущерба для избирательной кампании. Понятно также, что их шансы обжаловать отказы ЦИК стремятся к нулю, судя по недавним решениям Верховного суда, но все же, хотя бы формально, Избирком должен был продемонстрировать, что предполагает такую возможность.
Мне эта история напомнила другую, когда на прошлых парламентских выборах сняли с дистанции председателя партии «Фыдыбаста» Вячеслава Гобозова якобы из-за несоответствия цензу оседлости. В результате он всю избирательную кампанию провел в суде. Суд все-таки признал несостоятельность претензий ЦИК и допустил его к выборам, но Гобозову это уже не помогло, потому что случилось это за пять дней до голосования, причем один из них был днем тишины.
Разница между теми выборами и этими состоит лишь в том, что теперь время агитации сокращено с 30 до 20 дней, говорит доверенное лицо отстраненного кандидата Алана Бекойты Тимур Кокойты:
«В складывающейся ситуации, когда на нормальную агитационную работу в принципе времени не остается, а вся энергия кандидатов направлена на согласование каких-то закорючек и табличек, уже и думать не приходится, что один срок накладывается на другой. В целом ситуация складывается абсурдная. Те кандидаты, которые получили отказы ЦИК, вынуждены доказывать в суде, что они не верблюды, что таблица была правильно оформлена или неправильно оформлена, как им вменяет Избирательная комиссия. Нас намеренно свели к тому, что мы занимаемся откровенной ерундой – что ЦИК, что кандидаты, и время, которое должно быть отведено на диалог с избирателем, тратится на возню, не имеющую ничего общего с интересами избирателя».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия