«Грузинская мечта» инициирует принятие «закона о СМИ», который ограничит финансирование из иностранных источников. Ограничения не будут касаться доходов от рекламы, а сам закон будет разработан на основе британского законодательства, уверяют в «Мечте». Также в партии заявляют, что планируют принять в Грузии американский закон FARA на основе его точного перевода.
В течение следующих двух месяцев в парламенте Грузии будут инициированы законопроекты, которые, как утверждают в «Грузинской мечте», будут направлены на эффективное пресечение финансируемых извне попыток дестабилизации.
В партии говорят, что планируют принять в Грузии американский закон FARA, сделав его точный перевод. Другая инициатива «Грузинской мечты» – принятие «закона о СМИ», который будет соответствовать британской модели и законодательству. Представители партии заявляют, что будут установлены стандарты объективности СМИ и журналистской этики, а также определены институциональные механизмы для мониторинга и защиты этих стандартов. Кроме того, будет ограничено финансирование средств массовой информации из иностранных источников.
Обе инициативы обсуждались на специальном брифинге, проведенном председателем парламента «Грузинской мечты» Шалвой Папуашвили. Он отметил, что многие силы пытались создать туманную атмосферу вокруг закона об «иноагентах» (так называемого российского закона) и дискредитировать его. Несколько десятков крупнейших неправительственных организаций не прошли регистрацию в специальном реестре.
«Вот в США никому не приходит в голову сомневаться в том, что их законодательство и система соответствуют демократическим стандартам. Вот законодательство США по FARA – мы переведем его дословно и перенесем в Грузию. Если у кого-то есть вопросы по этому закону, обратитесь в США или в их посольство в Грузии, и получите разъяснения», – заявил Папуашвили.
Он также добавил, что помощь Соединенных Штатов использовалась некоторыми организациями для влияния в других странах. Для этого они использовали различные местные структуры – как некоммерческие организации, так и средства массовой информации, которые создавались в том числе именно для обслуживания интересов американской внешней политики.
Еще одной целью принятия закона, по словам Папуашвили, является борьба с «фейковыми» новостями. Это проблема, с которой сталкивается не только Грузия, но и весь мир. «Поэтому мы не будем изобретать ничего нового – мы примем британские стандарты, которые применяются к СМИ, и перенесем их. Если у вас есть вопросы по этим стандартам, обратитесь в Великобританию или в их посольство в Грузии, и они вам объяснят. Или если у вас есть критические замечания, вы можете критиковать Великобританию и ее посольство», – сказал Шалва Папуашвили на специальном брифинге в парламенте.
В «Грузинской мечте» не конкретизируют планируемые изменения. Однако медиаэксперты уверены, что они будут направлены не на улучшение медиа-среды, а на ее тотальный контроль и ограничение свободы слова.
По словам исполнительного директора «Хартии журналистской этики», такие выводы основаны на том, что в Великобритании расследовательские и силовые структуры, а также судебная система свободны от политического влияния, и любое СМИ имеет возможность отстаивать свою правоту. В Грузии это невозможно.
«Эти инициативы направлены на подавление критики, на сужение круга независимых медиа и их подчинение. У нас есть судебный клан, который опирается не на интеллектуальные способности, а на возможности крепких парней. Поэтому любые сравнения с моделями развитых стран неуместны. Уверена, что они [«Грузинская мечта»] попытаются расширить функции тех институтов, которые имеют опыт цензуры. Я имею в виду Национальную комиссию по регулированию связи», – говорит Лия Чахунашвили.
Представители медиа считают, что новые инициативы властей направлены на подавление оставшейся свободы и ослабление информирования общества о ключевых событиях, таких как протесты, социальные проблемы, распределение бюджета, судебные процессы и коррупция в государственных тендерах. Критики уверены, что это приведет к полному контролю, безнаказанности и исчезновению независимой проверки властных структур.
По их мнению, это безусловно приведет к уничтожению свободы слова, чтобы больше ничто не могло остановить террор и полное подчинение общества.
«Остались лишь критически настроенные медиа, которые у них как шип в сапоге. Меня удивляет, когда люди удивляются и поражаются каждому новому дну, которое «Грузинская мечта» пробивает на законодательном или вербальном уровне. Для меня нет ничего удивительного. Все законы, которые они принимают, направлены на подавление протеста и полного высасывания свободного воздуха в этой стране», – считает писатель и журналист Давид Горгиладзе.
Противники новых инициатив «Грузинской мечты» называют их угрозой демократическим ценностям и свободе СМИ, заявляя, что это фактически открывает путь для тотального контроля над информационным пространством.
«Проведение параллелей с демократическими государствами – это метод русской пропаганды. В стране, где журналистам угрожают в прямом эфире и избивают до смерти, не стоит удивляться, что законы изменятся и физическое насилие будет замаскировано под судебное насилие», – сказала Анна Нацвлишвили, один из лидеров коалиции «Сильная Грузия».
Оппоненты обвиняют «Грузинскую мечту» в попытках построить авторитарную систему, где вся политическая и социальная жизнь подчинена государственному контролю. Использование судебной власти для давления на оппозицию, гонения на независимых журналистов и политические репрессии – все это часто приводится в качестве доказательства стремления власти к диктатуре.
«Все, кто не станет пропагандистом, как телевидение «Имеди» и PosTV , распространяя российские нарративы, будут считаться неэтичными. Вот как выглядит диктатура, где нет свободы слова. Однако попытка Иванишвили установить диктатуру не увенчается успехом», – говорит председатель ЕНД Тина Бокучава.
Это попытка сохранить хорошую мину при плохой игре – так оценил законодательные инициативы «Грузинской мечты» Гия Хухашвили. В беседе с «Эхо Кавказа» аналитик говорит, что однопартийный грузинский парламент с приходом к власти Дональда Трампа создает иллюзию, что стремится не к авторитаризму, а принятию американских и британских законов.
По мнению аналитика, большинство норм, предусмотренных британскими регуляциями, в значительной степени нарушают сами проправительственные медиаструктуры. Принимать законы можно, говорит Гия Хухашвили, но главное – это их применение. То же самое касается и разговоров о копировании FARA.
«FARA – это не один закон, а целая система законодательства. FARA касается не столько общественных организаций, сколько конкретных инидивидов. FARA была принята в 30-е годы прошлого века и с тех пор дополнялась. Были созданы специальные институты, которые занимались ее соблюдением. Когда [представители «Грузинской мечты»] говорят о том, что они собираются принимать закон по аналогии с FARA, для его эффективного применения необходимо адаптировать систему законодательства под американскую модель, иначе все становится непонятным. Что в нашей реальности – абсурд. Что касается т. н. «этики СМИ», если они будут говорить о британском опыте и применять его только против критической мысли, а собственную пропаганду игнорировать, что изменится?» – говорит Гия Хухашвили.
Аналитик называет это явной манипуляцией. Хухашвили объясняет, что на словах члены «Грузинской мечты» утверждают, что стремятся в Европу, но на практике принимают антиевропейские законы и обвиняют Евросоюз в попытках вовлечь Грузию в войну, хотя на деле именно их собственные действия часто способствуют созданию напряженности.
«Такие методы манипуляции хорошо известны, и их эффективно применяют в России. В частности, Путин часто подчеркивает, что законы России мягче, чем в западных странах, но это лишь часть общей стратегии по промыванию мозгов», – говорит аналитик, советуя обратить внимание на то, что происходит в последнее время на улицах и в судах страны, где законы и реальное положение вещей совершенно не совпадают.
Как уверяют представители «Грузинской мечты», работа над новыми законодательными инициативами начнется уже на этой неделе. В партии уверяют, что процесс продлится два-три месяца.
Форум