Агентство по конкуренции провело новое расследование топливного рынка Грузии и оштрафовало пять компаний на общую сумму три миллиона лари. Таким образом антимонопольное ведомство дезавуировало свое же решение трехлетней давности, сократив сумму штрафа в 18 раз.
С момента первого расследования, когда пять крупнейших операторов топливного рынка были обвинены в нарушении конкуренции и оштрафованы на общую сумму 55 миллионов лари, минуло три года. Тогда эксперты агентства на основании анализа документации пришли к выводу, что на протяжении 2008-2014 годов на топливном рынке Грузии постоянно нарушались принципы конкуренции. В частности, имело место создание препятствий для импорта и производства нефтепродуктов, также был зафиксирован ценовой сговор.
Оштрафованные операторы рынка нефтепродуктов «Сокар Джорджия» (14 миллионов 381 тысяча лари), «Галф» (11 миллионов 267 тысяч лари), «Ромпетрол» (10 миллионов 845 тысяч лари), «Виссол» (10 миллионов 426 миллионов) и «Лукойл» (4 миллиона 740 тысяч) обжаловали вердикт ведомства в трех судебных инстанциях, после чего суд обязал агентство провести новое расследование.
Согласно последнему приказу главы агентства Нодара Хадури, те же субъекты рынка вновь подвергнуты штрафным санкциям, но в гораздо более скромных масштабах – от 400 тысяч до 700 тысяч лари каждому.
Специалисты считают действия агентства непоследовательными и лишенными логики. По мнению экономического аналитика ОВГ Мераба Джаниашвили, антимонопольное ведомство фактически расписалось в своем бессилии перед картельным сговором на рынке:
«Суд обязал агентство по конкуренции более тщательно обосновать свои доводы, после чего ведомство снизило сумму штрафа в 18 раз. У меня возникает вопрос: тогдашний штраф был выписан на основании изучения восьмилетней деятельности компаний. Как я помню, Нодар Хадури после назначения на пост руководителя агентства сразу заявил, что штраф является слишком высоким для нашей действительности. Лично я не вижу логики в новом вердикте – в результате картельного сговора компании за восемь лет выкачали из карманов граждан колоссальные суммы, и если агентство выписывает смехотворный штраф, то я не вижу практического смысла в его деятельности».
Что касается топливных компаний, то их, по всей видимости, новые штрафные санкции вполне удовлетворили. К примеру, замдиректора компании «Лукойл» Шавлег Мишвеладзе заявил, что компания выплатит штраф:
«Мы посовещались и решили, что для компании и ее менеджмента не является приоритетным возвращаться к многолетней судебной тяжбе с агентством из-за 400 тысяч лари, тем более что наши прошлогодние взносы в госбюджет превысили 10 миллионов лари».
Вице-президент НПО «Ассоциация молодых финансистов и бизнесменов» Паата Баирахтари не понаслышке знает о процессе расследования 2014 года:
«Топливные компании привлекли колоссальный финансовый и человеческий ресурс, чтобы повернуть судебную тяжбу в свою пользу. Однако любой, мало-мальски ознакомившись с первым документом агентства, сразу бы увидел, что в те годы компании согласовывали цены, оперируя колоссальной маржей в 70 тетри. Разумеется, в этих условиях можно констатировать, что антимонопольное ведомство не смогло доказать свою правоту, но можно и сказать, что оно дало задний ход, пойдя на непонятный компромисс».
По словам экспертов, в развитых странах антимонопольные ведомства держат ежегодный отчет перед законодательной властью, чего не происходит в Грузии. Неизвестно, на что идут средства налогоплательщиков, если за всю историю своей деятельности антимонопольное ведомство приняло к сведению всего один иск, да и тот провалило, говорят эксперты.