МВД Грузии обнародовало статистику нарушений закона "Об оккупированных территориях". Этот акт действует после августовской войны 2008 года. Оказалось, что после прихода к власти «Грузинской мечты» количество возбужденных дел по факту нарушений закона об оккупации постепенно уменьшается. Чем это вызвано?
Согласно закону "Об оккупированных территориях", принятому Грузией после августовской войны 2008 года, иностранным гражданам разрешено проезжать на неконтролируемые грузинскими властями территории Абхазии и Южной Осетии лишь через зугдидский (через реку Ингури) и горийский (Эргнети) муниципалитеты. В других случаях им грозит штраф или тюремное заключение от 2 до 4 лет. МВД по запросу ИА «Интерпрессньюс» обнародовало сегодня статистику возбужденных уголовных дел по факту нарушения этого закона. Из этих данных следует, что ежегодно количество возбуждаемых уголовных дел в этом направлении сокращается. Тенденция особенно заметна после прихода к власти «Грузинской мечты». К примеру, если в 2009 году расследование было начато по 88 фактам (2010 г. – 83, 2011 г. – 55, 2012 г. – 26, 2013 г. – 45, 2014 г. – 36), то в 2015 году таких дел было всего 17, а с 2016 года пока зафиксирован один случай.
По факту «незаконной экономической деятельности на оккупированных территориях» за все время действия закона было возбуждено три дела: в 2011, 2012 и 2016 годах.
Чем вызвано сокращение возбуждаемых дел по статье нарушения закона об оккупации, в МВД не уточнили. Неизвестно и количество осужденных по этим делам. Это прерогатива Главной прокуратуры, объяснили в МВД.
Не стала анализировать статистику МВД заместитель госминистра по примирению и гражданскому равноправия Кетеван Цихелашвили. Но объяснила, чем отличается подход правительства «Грузинской мечты» от предшественников из «Нацдвижения»:
«Этот закон будет существовать до тех пор, пока оккупированы территории Грузии. Речи об его отмене нет. Но закон не должен нарушать права человека и ложиться тяжелой ношей на тех зарубежных граждан, которые не нарочно нарушили закон. К таким лицам прежние власти подходили со всей строгостью закона, и против них избирались неадекватные наказания. Сейчас это не так. Цель государства - не в том, чтобы строго наказать в большинстве случаев невиновных граждан зарубежных стран».
Поэтому, по словам Цихелашвили, и были инициированы правительством «Грузинской мечты» поправки к закону об оккупированных территориях, включающие декриминализацию статьи, изменив санкцию на административное наказание в виде штрафа от 400 до 800 лари. Однако из-за бурной реакции оппонентов поправки так и не дождались второго и третьего чтения и подписи президента.
С рассуждениями замгосминистра не согласен бывший глава аналитического департамента МВД Шота Утиашвили. Сокращение количества возбуждаемых дел он объясняет отсутствием политической воли. Но не только им:
«В последние годы в РФ на погранично-пропускном пункте в Сочи прекратили ставить печать о пересечении границы с Абхазией, чтобы у ее граждан не возникали проблемы в Грузии. К тому же многие узнали о законе и поменяли паспорта, а факт пребывания лица на оккупированных территориях ведь можно установить только при наличии штампа в паспорте».
По мнению Утиашвили, закон "Об оккупированных территориях" не нужно менять. Существующий вариант позволяет ограничиться символическим штрафом в отношении тех зарубежных граждан, которые не нарочно нарушили закон. Планируемое летом в Тбилиси заседание ПА ОБСЕ и участие в нем российской делегации Шота Утиашвили тоже не считает поводом для изменения закона. Хотя правительству нужно принять одноразовую меру для допуска российских депутатов в Грузию, чтобы не оказаться под санкцией международной организации, как это было в случае с Советом Европы при правительстве «Нацдвижения».
Специалист по международным отношениям Шорена Лорткипанидзе не против поправок, но с оговоркой:
«Естественно, упразднять закон по требованию России не следует. Терминология и концепция оккупации должны остаться. Однако власти должны предоставить очень весомые и убедительные причины этих изменений».
Ранее представители «Грузинской мечты» заявили, что не будут создавать ПА ОБСЕ трудности для проведения заседания в Тбилиси. Ради этого они не исключили внесения поправки к закону. Тем не менее многие наблюдатели полагают, что правительство «Грузинской мечты» допустит одиночное исключение для российских депутатов и окончательно не утвердит пакет поправок, инициируемых еще в 2013 году. Давать еще один козырь оппонентам в год выборов «мечтателям» будет невыгодно.