Linkuri accesibilitate

Юстиция

Цифры показывают, что представители юридических профессий в принципе признают наличие коррупции в стране и в системе юстиции.
Цифры показывают, что представители юридических профессий в принципе признают наличие коррупции в стране и в системе юстиции.

Молдавские судьи, прокуроры и адвокаты считают, что в стране достаточно много коррупции, но охотнее готовы заявить, что она есть в администрации президента, чем в учреждениях, где они работают. Об этом говорят результаты опроса, который 12 июля представил Центр юридических ресурсов (CRJM). 

В опросе приняли участие 604 человека: 128 судей, 253 прокурора и 223 адвоката. Опрос проводил Центр анализа и социологических, политологических и психологических исследований «CIVIS».

Сколько коррупции есть в Молдове?

33% судей, 43% прокуроров и 64% адвокатов считают, что в Молдове много коррупции. В 2020 году с этим утверждением были согласны 28%, 43% прокуроров и 75% адвокатов.

«В среднем, эти цифры подтверждают, что треть cудей, 4 из 10 прокуроров и две трети адвокатов считают, что в Молдове много коррупции», – cказал глава CRJM Илья Киртоакэ. Большинство опрошенных думают, что коррупция распространена на всех уровнях, как среди руководителей, так и среди исполнителей.


С утверждением, что в парламенте много коррупции согласились 46% судей, 63% прокуроров и 59% адвокатов, а в правительстве – 43% судей, 62% прокуроров и 61% адвокатов.

Представители всех трех профессий заявили, что среди их коллег меньше коррупции, чем в администрации президента. Так 22% судей, 35% прокуроров и 24% адвокатов считают, что в администрации президента много коррупции. Но с утверждением, что в их сферах деятельности много коррупции согласились 12% судей, 21% прокуроров и 31% адвокатов. При этом, согласно Барометру общественного мнения, администрация президента – наименее коррумпированное учреждение.

«Цифры показывают, что представители юридических профессий в принципе признают наличие коррупции в стране и в системе юстиции, но предпочитают думать, что она более распространена в других учреждениях, чем те, в которых они работают», – пояснили в отчете CRJM.

Самыми коррумпированными судебными инстанциями считают апелляционные палаты, а самой коррумпированной прокуратурой – Антикоррупционную. Вторые места в этом топе заняли Высшая судебная палата (ВСП) и Прокуратура по борьбе с организованной преступностью (PCCOCS).

В чем проблема?

Основной причиной коррупции респонденты считают низкие зарплаты. Такой ответ дали 82% опрошенных судей, 95% прокуроров и 69% адвокатов. Эту же причину назвал заместитель и.о. генпрокурора Игорь Демчучин, который присутствовал на представлении отчета.

«С коррупцией надо бороться в первую очередь повышением зарплат», – сказал он.

Другой причиной распространения коррупции считают безнаказанность коррупционеров. С этим утверждением согласны 76% судей, 77% прокуроров и 89% адвокатов.

24% судей, 43% прокуроров и 67% адвокатов считают, что коррупция «неотъемлемая часть системы юстиции». 39% судей, 41% прокуроров и 70% адвокатов считают «важной и очень важной» причиной этого феномена то, что коррупция начинается при попадании в профессию или продвижении по карьерной лестнице.

Что судьи, прокуроры и адвокаты думают о реформе юстиции?

У инициативы президента создать антикоррупционный трибунал примерно одинаковое число сторонников и противников. «За» высказались 36% судей, 35% прокуроров, 42% адвокатов, а «против» 37% судей, 34% прокуроров и 40% адвокатов.

Идею провести внешнюю аттестацию судей и прокуроров – «vetting» поддержали 40% судей, 27% прокуроров и 71% адвокатов. С проведением аттестации не согласны 35% судей, 39% прокуроров и 18% адвокатов. О «нейтральном отношении» сообщили 25% судей, 35% прокуроров и 29% адвокатов.

64% судей и 62% прокуроров готовы пройти «vetting», если он будет неизбежным, 10% судей и 11% прокуроров готовы уволиться, чтобы не подвергаться унижению, а 23% судей и 26% прокуроров не решили, как поступят.

Реформу Высшей судебной палаты поддержали 42% судей, 39% прокуроров и 51% адвокатов. Против выступили 31% судей, 22% прокуроров и 28% адвокатов.

Какую реакцию вызвал опрос?

После презентации опроса Игорь Демчучин заявил, что данные исследования подтверждают его слова о необходимости повысить зарплаты. «Важно, чтобы результаты опроса учли во время реализации реформы юстиции», – отметил он.

И.о. главы Высшего совета магистратуры Сергей Караман сказал, что его впечатлило то, что более половины адвокатов считают, что судьи в Молдове независимые. Караман пояснил, что в 2020 году в независимости судей были уверены только 22% адвокатов. Караман обратил внимание и на то, что более половины судей считают, что их коллеги принимают незаконные решения. «Меня это удивило», – сказал он, отметив, что Высший совет магистратуры должен будет сконцентрироваться на решении этой проблемы. Караман «признал, что не мог себе представить, что 65% судей согласны с проведением внешней аттестации – vetting».

Представитель минюста Руслан Лунгу заявил, что «позитивная динамика» подтверждает, что власти выбрали правильное направление реформы юстиции. «Успеха можно добиться только совместными усилиями», – сказал он.

Программный директор CRJM Владислав Грибинча рассказал, что во время опроса авторы исследования получили и дополнительные ответы. Некоторые из тех, кто выступает против «vetting» не согласны с тем, чтобы проверку проводили зарубежные эксперты. Он отметил, что хотя у реформы нет полной поддержки в системе, она не встретит сопротивления.

Грибинча пояснил, что исследование не говорит о том, что 62% судей хотят пройти «vetting», а о том, что 62% «согласятся пройти «vetting», если их заставят. Он рассказал, что его удивило то, как мало несогласных проходить «vetting» готовы уволиться. «Я ожидал, что готовы уйти 30%», – отметил Грибинча.

Aвтор законопроекта «О таможенной пошлине» депутат от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Олеся Стамате.
Aвтор законопроекта «О таможенной пошлине» депутат от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Олеся Стамате.

С 1 января 2024 году в Молдове могут появиться новые судебные пошлины, например, 500 леев за заявление о разводе или 400 леев за отвод судьи. Парламент готовится принять 13 июля во втором чтении закон «О таможенной пошлине», который в начале года раскритиковали многие правозащитники. 

Между первым и вторым чтением прошло более шести месяцев. За это время состоялось несколько публичных слушаний, а к проекту зарегистрировали несколько поправок.

«Гербовый сбор»: 200 леев за обращение в суд

Одним из главных нововведений проекта стал «гербовый сбор». Так, обычные люди и компании должны платить по 200 леев за все гражданские и административные дела, а также, если хотят обжаловать протокол о правонарушении. В отличии от остальных госпошлин, «гербовый сбор» планируют переводить не в госбюджет, а в бюджет судебных инстанций.

Вопросы к необходимости введения такой пошлины возникли, в том числе, у главы Союза адвокатов Дорина Попеску и у народного адвоката Чеслава Панько. В Наццентре борьбы с коррупцией (НЦБК), который провел антикоррупционную экспертизу проекта, также отметили, что авторы не привели достаточно аргументов, которые оправдывают введение «гербового сбора».

Депутаты блока ПКРМ-ПСРМ Диана Караман и Адриан Лебединский зарегистрировали поправки, которые предполагают полное исключение «гербового сбора».

Зарегистрировала поправки и автор законопроекта, депутат от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Олеся Стамате. Она предложила освободить от «гербового сбора» людей, которые заботятся о родственниках с ограниченными возможностями и тех, чей ежемесячный доход ниже средней зарплаты по экономике (11,5 тыс. леев, по данным на 2023 год). Также от этой платы могут освободить общественные организации людей с ограниченными возможностями.

В изначальной версии проекта предполагалась, что от уплаты «гербового сбора» освободят только органы публичной власти и публичные учреждения.

3,2 тыс. леев за пропуск заседания суда и по 100 леев за каждого свидетеля

Другим нововведением является госпошлина за процессуальные действия по гражданским делам, например, 100 леев за вызов эксперта или свидетеля в суд или 400 леев за заявление об отводе судьи.

Начнут взимать плату и за перенос заседаний. Так, за обоснованную просьбу перенести заседание по гражданскому или административному делу в первый раз придется заплатить 100 леев, во второй — 400, а в третий — 800. С четвертого раза придется платить по 3,2 тыс. леев. Второе заявление о переносе заседания по делу о правонарушении обойдется в 200 леев, а третье — в 1,6 тыс. леев.

Караман и Лебединский предложили полностью отменить эти пошлины. Лебединский отметил, что введение госпошлин за процессуальные действия негативно скажется на социально-уязвимых слоях населения, которые столкнутся с дополнительными препятствиями, пытаясь защитить свои права в суде.

О том, что такие пошлины могут нарушить права граждан на доступ к правосудию, говорится и в заключении НЦБК. Ведомство отметило, что хотя эти поправки пытаются ввести, чтобы пресечь злоупотребление процессуальными правами, механизм необходимо пересмотреть.

Что еще предложила изменить Стамате

В пакете поправок, зарегистрированном в парламенте 14 июня 2023 года, Стамате предложила исключить из законопроекта пункт, который предполагает, что, помимо конкретных случаев, госпошлину будут взимать за «за иные сделки и юридически значимые действия».

Проверять правильно ли посчитали объем госпошлины и вовремя ли ее выплатили будет Налоговая служба.

В проекте поправок, зарегистрированном 4 июля 2023 года, Стамате предложила изменить некоторые госпошлины. Например, увеличить пошлину за апелляционную жалобу с 75% до 85%, от госпошлины, уплаченной в первой инстанции, а госпошлину за кассационную жалобу с —50% до 70%.

Парламент принял в первом чтении новый закон о госпошлине 29 декабря 2022 года. В пояснительной записке проекта отметили, что новые тарифы помогут пополнить бюджет на 52,2 млн леев.

4 января 2023 года Народный адвокат Чеслав Панько предложил депутатам пересмотреть законопроект. Панько считает, что проект ухудшит положение социально-уязвимых слоев населения, «у которых и так недостаточно доступа к механизмам, чтобы восстановить нарушенные права».

11 января 2023 года Партия социалистов предложила установить мораторий на проект, отметив, что «государство пытается обогатиться на бедных людях».

14 января 2023 года Союз адвокатов опубликовал негативное заключение на проект, отметив, что новые пошлин создадут препятствия для доступа к правосудию. «Недопустимо взымать пошлину за процессуальные права», — отметили адвокаты.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG