Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Moldova -- blog, Ernest Vardanean
Moldova -- blog, Ernest Vardanean

«Наезд» Эрдогана на Дональда Трампа за признание Голанских высот частью Израиля не прошел незамеченным. На биржевых торгах 22 марта турецкая лира упала на 4%, до 5,7 лиры за один доллар. Но этот эпизод на самом деле имеет отнюдь не политические корни. Все последние месяцы экономисты сообщают о самой крупной с 2009 года рецессии, то есть упадке турецкой экономики. Главной причиной эксперты нынешнего этапа считают, однако, не объективные процессы, а волюнтаризм президента Эрдогана.

И перед тем как перейти к анализу имеющейся в прессе информации, я позволю себе небольшую инсайдерскую цитату. В прошлом году, за месяц до досрочных парламентских и президентских выборов в Турции, у меня был разговор с одним турецким дипломатом. Он признался, что для экономики его страны было бы лучше, если бы вместо Эрдогана президентом стал кандидат от оппозиционной Республиканской Народной партии Мухаррем Индже. Дипломат объяснил это тем, что единоличные решения Эрдогана могут создать проблемы в экономике. Но он сохранил пост президента, и вот они, проблемы.

«Эрдоган дал, Эрдоган взял: такое чувство овладевает сейчас многими турками», - сообщает «Немецкая волна» со ссылкой на газету Die Welt в статье под заголовком «Эрдоган становится разрушителем благосостояния в Турции». По мнению издания, ответственность за обвал экономики в стране в значительной мере несет ее всё более авторитарный президент.

По данным турецкой статистики, в 4-м квартале 2018 года объем ВВП страны сократился по сравнению с предыдущим кварталом на 2,4%. А итоги 3-го квартала 2018 года после уточнений пришлось пересмотреть в сторону ухудшения: минус составил не 1,1%, а 1,6%. По итогам всего 2018 года экономика выросла на 2,6%, но это лишь благодаря первому полугодию. За 2017 год рост ВВП составил 7,4%. Немецкая пресса напоминает, что после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов турецкая экономика росла на 7% в год благодаря массивному притоку капитала и прямых иностранных инвестиций, а также рыночным реформам Эрдогана.

«Однако после попытки военного переворота в 2016 году президент начал, с одной стороны, всеми силами укреплять свою личную власть, а с другой – всячески стимулировать «нездоровый», по выражению издания, экономический рост, чтобы отвлечь тем самым население от нарастающих внутриполитических проблем», - пишет DW.

Издание перечисляет причины нынешней рецессии: «перегрев экономики», резкий рост валютных долгов, попытки урезать независимость Центрального банка, конфликты с США и, как следствие, ускоренное бегство капитала и обвал лиры летом 2018 года. «Глубокий спад турецкой экономики теперь уже неминуем», - говорили в августе прошлого года аналитики «Немецкой волны», и вот начало спада официально подтверждено. Организация экономического сотрудничества и развития сократила прогноз экономического роста на 2019 год до минус 1,8%.

Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung констатирует сокращение промышленного производства в Турции в 4-м квартале 2018 года на 6,4%, уровень безработицы в 12,3%, инфляцию почти в 20% и удорожание продуктов питания примерно на 30%. «После того как число зарегистрированных новых автомобилей сократилось в 2018 году на 28%, продажи новых автомобилей [в Турции] в январе 2019 года оказались почти на 60% ниже показателей аналогичного периода прошлого года», - пишет «Немецкая волна» со ссылкой на газету Stuttgarter Zeitung.

Поблагодарю Deutsche Welle за прекрасную информационную подборку по теме и обращусь к информации агентства РБК, которое ссылается на опрос экспертов, проведенный американским Bloomberg. В частности, издание напоминает, что в январе 2018 года за один доллар давали три лиры 80 курушей, а к концу года – уже пять лир 30 курушей. В августе, после резкого ослабления национальной валюты, курс падал до шести лир 90 курушей. То есть средневзвешенный курс турецкой валюты за 2018 год «просел» на 22,3% по сравнению с 2017 годом. В свою очередь, в 2017-м курс снизился на 17,2% по сравнению с 2016-м, а в том году – на 10% в сравнении с 2015 годом.

Из-за падения лиры Центробанк Турции несколько раз поднимал базовую ставку, несмотря на критику со стороны ​Эрдогана, который требовал снизить ее. Сейчас ставка составляет рекордные для Турции 24%, пишет РБК. Ранее аналитики J.P.Morgan Asset Management писали, что Турция в 2018 году попала в «идеальный шторм». Это «букет» из хронического дефицита платежного баланса (внешняя торговля, но не только), статуса чистого импортера энергоносителей и перевода 40% правительственного долга в доллары США.

Издание «Вести – Экономика» обращает внимание на значительный рост безработицы в Турции. В декабре прошлого года этот показатель достиг 13,5%, что почти соответствует показателю кризисного 2009 года (14%). Турецкий статистический институт называет абсолютные цифры количества безработных в декабре 2018 года – 4,3 млн. человек, что на целый миллион больше, чем в декабре 2017-го.

На днях бывший председатель Центрального банка Турции Фатих Озатай предположил, что спад экономики страны может продолжаться более года. «В стране много проблем. Нам нужна корректировка, чтобы добиться роста за счет экспорта, а не внутреннего потребления и развития сектора недвижимости. Этот требует немедленного решения», – цитирует Озатая газета «МК-Турция».

Как сообщает «Регнум», еще более печальный для Турции прогноз озвучило международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s: лира будет неуклонно падать в течение следующих трех лет, а уровень проблемных банковских кредитов в течение следующих 12 месяцев удвоится до 8%. Что ж, ничего удивительного на самом деле нет. В приведенных ниже ссылках есть масса информации на тему «экспериментов» Эрдогана с турецкой демократией и экономикой. Как минимум последние три годы эксперты предупреждали, что стремление к «султанату» ничего хорошего Турции не сулит.

Часть 1

Часть 2

Турция в сирийской игре. Часть 1 / Часть 2

Читайте также:

Турция – США: проблемы всё серьезнее. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

Большой ракетный торг Эрдогана

Уж в кресло невтерпёж, или Куй железо, не отходя от кассы

Дать газу. Турция теряет позиции в Восточном Средиземноморье

Эхо Лозанны или предвестник Севра? О новом греко-турецком конфликте

Такой далекий Ближний Восток. Турция ссорится со всеми

Бесплатный Африн в сирийской мышеловке. Часть 1 / Часть 2

Итоги 2017 года. Черные тучи над Белым дворцом. Часть 1 / Часть 2

Мишени, визы, лиры. Турция и США продолжают ссориться. Часть 1 / Часть 2

Россия и Турция объединяют усилия против Атлантики? Часть 1 / Часть 2

«Новая Турция»: закат демократии и сильной экономики

Новый турецкий курс – дрейф или блеф?

Пиррова победа падишаха, или Вторая смерть Кемаля. Часть 1 / Часть 2

На пути к султанату. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

В жерновах контрреволюции, или Особенности репрессивной демократии. Часть 1 / Часть 2

Верю – не верю. Послесловие к «перевороту» в Турции

Последний триумф султана

Турецкая пресса сообщает, что США усиливают давление на Анкару с целью отговорить ее от покупки С-400. Агентство Reuters ссылается на и.о. помощника министра обороны США Кэти Уилбаргер: «С-400 – это компьютер. Вы не станете подключать свой компьютер к компьютеру соперника. А получится именно так (в случае покупки С-400)». Госпожа Уилбаргер подтвердила, что США ищут замену турецким поставщикам комплектующих для истребителей F-35. Другой американский чиновник на правах анонимности сообщил, что они ищут замену технической базе в турецком городе Эскишехире, где располагаются моторы для F-35. База может переместиться оттуда в один из западноевропейских городов, пишет «Регнум».

На днях появился новый повод для разлада: президент США Дональд Трамп признал суверенитет Израиля над Голанскими высотами, отнятыми у Сирии по итогам Шестидневной войны 1967 года. Разумеется, турецкий президент Эрдоган не смог обойти такую «вкусную» тему, когда до местных выборов осталось всего несколько дней, а сам он давно рядится в тогу «главного защитника угнетенных палестинцев» и заодно сирийцев. Что, кстати, никак не мешает Эрдогану нарушать суверенитет Сирии, оккупируя Африн и другие территории к западу от Евфрата.

«Неудачное высказывание Трампа на тему Голанских высот может стать причиной нового кризиса и напряженности в регионе. Мы не допустим узаконивания оккупации Голанских высот, не можем допустить. Нам следует быть более активными в вопросах, касающихся непосредственно наших интересов», - заявил Эрдоган на внеочередном заседании исполнительного комитета Организации исламского сотрудничества.

Американцы преподнесли еще один «сюрприз»: президент Дональд Трамп объявил об отмене торговых льгот для Турции и Индии в рамках программы Генеральной системы преференций, о чем хозяин Белого дома уведомил Конгресс. Когда решение вступит в силу, товары из этих стран будут облагаться налогами на общих основаниях. Это произойдет спустя 60 дней после уведомления Конгресса, а также правительств Индии и Турции, сообщает «Новая газета».

Турция за время участия в программе с 1975 года достигла «достаточного» экономического роста и больше не нуждается в льготах, говорят в Вашингтоне. Генеральная система преференций США появилась в 1974 году и предлагает торговые льготы на ряд товаров «беднейшим странам» мира для развития их экономик. Ее участниками на данный момент являются 120 государств, в том числе Казахстан, Узбекистан и Украина. Лидером по беспошлинному экспорту в США в рамках программы, по данным 2017 года, была как раз Индия (5,6 млрд. долларов).

Реакция Анкары была оперативной: министр торговли Рухсар Пекджан заявила, что решение Трампа окажет негативное влияние на малый и средний бизнес в самих Соединенных Штатах, пишут «Известия». По словам госпожи министра, в январе-ноябре 2018 года объем импорта в США из стран, пользующихся системой GSP, составил почти 21 млрд. долларов, из которых Турция поставила в Штаты на 1,74 млрд. долларов, став пятым крупнейшим импортером в США. А сам Эрдоган, естественно, подверг решение Трампа критике. «Турция принимает в связи с этим решением США всесторонние меры. Мы уже к этому привыкли. Пусть никто не пытается нас воспитывать подобным образом», - цитирует ТАСС турецкого лидера.

А пока Федеральная разведывательная служба Германии предупреждает граждан Турции, которые находятся в ФРГ в качестве беженцев, о том, что турецкая спецслужба MİT внедрилась в их ряды. «Остерегайтесь лиц, которые будут чрезмерно интересоваться вашей жизнью, предлагать материальную помощь, настойчиво спрашивать о том, как вы сюда попали. Сообщите нам обо всех сомнительных личностях, мы в том числе говорим по-турецки», - говорится в четырехстраничном буклете, который немцы распространяют среди турок.

Напомню, что в конце прошлого года немецкое правительство сообщило об активизации турецких спецслужб в ФРГ. По данным газет Welt и Tagesspiegel, в последние десять лет на прицеле у турецкой разведки находятся активисты Рабочей партии Курдистана, Революционной народно-освободительной партии, сторонники Фетуллы Гюлена и другие «враги народа», то есть Эрдогана. Как сообщает EuroNews, Берлин подозревает, что Анкара хочет внедрить своих агентов во властные структуры. К концу 2018 года было зафиксировано около 100 попыток вербовки агентов турками среди немецких граждан, но эти попытки провалились.

Но если европейская пресса еще стесняется в выражениях, то в Египте за словом в карман не лезут, когда речь идет о Турции. В Каире вряд ли скоро забудут, как Эрдоган поддержал переворот «Братьев-мусульман» и отказался признавать власть фельдмаршала Абдель-Фаттаха ас-Сиси. Одна из ведущих египетских газет – «Аль-Ахрам» - назвала турецкого президента «боссом терроризма». В журнале «Аль-Араби», который является частью медиа-холдинга «Аль-Ахрам», появились статьи об Эрдогане с красноречивыми заголовками: «Грязные дела», «Тайные соглашения», «Документы о заговоре».

Неприятности для Турции пришли и из Европейского парламента, который принял доклад по Турции и призвал Еврокомиссию приостановить переговоры о членстве этой страны в ЕС. «Нынешний доклад представляет собой также самый жесткий документ, принятый Европейским парламентом в отношении Турции», - сообщает агентство «Регнум», поясняя, что в нем выражается желание «заново определить взаимоотношения Турции с ЕС на основе эффективного партнерства».

В частности, обозначается желание обусловить взаимоотношения Турции с ЕС демократией, верховенством закона и уважением основных прав. «Если известно, что система единоличного правления, появившаяся в Турции вслед за изменением Конституции [в 2017 году], сделала недееспособными демократические организации и институты, следовательно, Анкара не в состоянии соблюдать Копенгагенские критерии», - говорится в материале. Там подчеркивается, что режим чрезвычайного положения в Турции, введенный сразу после неудачного переворота в июле 2016 года, «фактически продолжается до сих пор».

Кроме того, в докладе содержится открытая критика разведывательной деятельности Турции за рубежом. Подчеркивается, что подобная ситуация угрожает суверенным правам и социальному порядку европейских стран, что затрагивает службы безопасности европейских стран. Наконец, официальная Анкара обвиняется в похищении своих граждан из других стран, в их скрытом преследовании.

Продолжение следует

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG