Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Довольно ощутимый удар по репутации саудовского королевского дома нанес не кто иной, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Выступая на заседании Великого Национального собрания 23 октября, турецкий лидер прямо заявил, что убийство Джамаля Хашогги было тщательно спланированным. В частности, Эрдоган сказал, что подготовка к преступлению началась 28 сентября, после первого прихода Хашогги в консульство.

«Есть сведения, что некоторые сотрудники генконсульства ездили на родину для планирования [убийства], - цитирует ТАСС турецкого президента. – 2 октября группа из 15 человек прибыла в Стамбул разными рейсами. Часть из этих лиц проследовала в генконсульство и отключила камеры [видеонаблюдения], забрав жесткие диски и стерев записи», - рассказал турецкий лидер.

«Убийство произошло в здании генконсульства Саудовской Аравии, однако не стоит забыть, что оно расположено на турецкой земле. И отсюда я хочу призвать короля и всё руководство Саудовской Аравии: всё произошло в Стамбуле, так что я предлагаю судить 18 арестованных [Эр-Риядом] человек в Стамбуле», - продолжил Эрдоган.

Цитируемое агентство считает, что убийство Хашогги – прекрасный повод для Турции нанести ущерб Саудовской Аравии в рамках постоянной борьбы за лидерство в суннитском мире. А газета «Коммерсант» приводит вопросы, которые озвучил Эрдоган в парламенте, рассчитывая получить ответы из Эр-Рияда: «Кто давал инструкции? Почему консульство было столько дней закрыто для расследования? Почему делались противоречащие друг другу заявления? Где тело человека, которого убили?». Понятно, что это совсем не риторические вопросы, и от того, устроят ли турок ответы саудовского руководства, будет зависеть развитие регионального соперничества.

Между тем, в Эр-Рияде всё кипит. 20 октября король Салман подписал указ об отстранении от должности 18 подданных, в основном высокопоставленных офицеров разведки, а также двух помощников принца Мухаммеда. Интересная деталь, на которую обратил внимание «Коммерсант»: король приказал начать реформу службы разведки, предусматривающую пересмотр структуры управления и «определение ее полномочий с предельной точностью». Может ли закавыченная формулировка означать, что лица, причастные к убийству Хашогги, имеют отношение к спецслужбам и при этом превысили свои полномочия?

«Это болезненный инцидент для всех нас, граждан Саудовской Аравии, я думаю, что это болезненно для каждого человека в мире. Это отвратительное преступление, которому нет оправдания», - сказал наследный принц Мухаммед бин Салман на пленарном заседании инвестиционного форума в Эр-Рияде Future Investment Initiative – это мероприятие стали называть «пустынным Давосом». Кстати, дело Хашогги поставило форум под угрозу срыва, от участия в нем отказались многие крупные западные бизнесмены и политики. Но полностью проигнорировать саудов было невозможно по определению – об этом чуть ниже.

«Многие хотят использовать эти печальные события, чтобы испортить отношения между Королевством Саудовская Аравия и Турцией. Я хочу донести с этой трибуны для них послание: они не смогут этого сделать, пока есть король… Салман бин Абдель-Азиз, наследный принц… Мухаммед бин Салман, и президент Турции… Эрдоган», - сказал кронпринц через день после выступления Эрдогана в парламенте (цитата по «Коммерсанту»).

Какова же внешняя реакция? Сразу замечу: яростной критики «с последствиями», как это было, например, в деле Скрипалей против России, не было и вряд ли будет. Дональд Трамп, как известно, главный лоббист стратегического партнерства с Саудовской Аравией. Ваххабитское королевство для Вашингтона – это не только стабильный поставщик нефти, но и крупнейший приобретатель американского оружия (после визита в Эр-Рияд в мае 2017 года Трамп заявил, что сауды купят вооружений на астрономическую сумму в 110 млрд. долларов). Кроме того, Саудовская Аравия наряду с Израилем – главные сторонники жесткой политики в отношении Ирана.

И еще немаловажный момент: Хашогги работал на газету The Washington Post, главное печатное издание неоконсерваторов, радикального интервенционистского крыла Республиканской партии, у которого с Трампом не очень ровные отношения. Для либеральных кругов в лице Демократической партии, как и для «неоконов», убийство Хашогги – отличный повод для нападок на Белый дом, что весьма кстати перед промежуточными выборами в Конгресс 6 ноября. Поэтому у меня есть подозрения, что 45-й президент сделает всё возможное, чтобы «спустить на тормозах» дело убитого журналиста, и максимум, на что согласится администрация, - персональные санкции против конкретных исполнителей убийства («стрелочников») на основании «закона Магнитского».

«В настоящее время участники (нефтяного) рынка не ожидают, что случай Хашогги повлечет за собой серьезные последствия, иначе колебания цен на нефть были бы намного сильнее», - сказал Deutsche Welle аналитик Commerzbank Ойген Вайнберг. Ранее гендиректор саудовского проправительственного телеканала «Аль-Арабия» Турки ад-Дахиль стал открыто шантажировать Запад «экономической катастрофой» в случае введения санкций США против Аравии. Это действенный метод, ибо на Западе не забыли энергетического шока 1973 года, когда арабские страны закрыли поставки нефти в США и Европу в отместку за поддержку Израиля в «Войне Судного дня».

С другой стороны, полагает Вайнберг, взвинчивать цены на нефть тоже не в интересах саудитов. Во-первых, основные покупатели нефти, получив такой удар, лишь ускорят переход на альтернативные источники энергии, чтобы избавиться от нефтяного шантажа. Во-вторых, сильное удорожание «черного золота» повысит рентабельность сланцевой нефти, на экспорт которой всё активнее делают ставку США. Проще говоря, резкие движения саудитов в перспективе ударят по ним же.

Продолжение следует

В октябре Ближний Восток трясет. Строго говоря, его трясет всегда, но в данном случае речь не о Сирии, Иране, Катаре или Йемене. На территории генерального консульства Саудовской Аравии в Стамбуле 2 октября был убит саудовский журналист, обозреватель влиятельной американской газеты The Washington Post Джамаль Хашогги. 13 октября ему исполнилось бы 60 лет.

Для начала договоримся по поводу произношения фамилии: по-арабски она читается «Хашокджи» или «Хашукджи», иногда встречается «Хашкаджи», но в европейских языках укоренился вариант «Хашогги», который мы и примем за основу. Замечу, что предки журналиста были из Турции, где они носили фамилию «Кашыкчи», которую турки используют и сегодня.

Очень интересна биография Джамаля Хашогги. Его дед был личным врачом основателя Саудовской Аравии, короля Абдель-Азиза. Дядей журналисту приходился знаменитый торговец оружием, один из богатейших людей мира в 80х годах, Аднан Хашогги. Наконец, тётя журналиста, Самира Хашогги, вышла замуж за египетского миллиардера Мухаммеда аль-Файеда. Их сын Додди аль-Файед погиб вместе с принцессой Дианой 31 августа 1997 года в страшном ДТП в парижском туннеле у моста Альма. Словом, семья знаменитостей, но с трагической судьбой.

Что же произошло с Джамалем Хашогги? Подданный Саудовской Аравии, он прибыл в Стамбул и 2 октября отправился в генеральное консульство королевства для оформления документов, чтобы жениться на гражданке Турции Хатидже Дженгиз. Она простояла весь день у ворот генконсульства, куда ее не пустили и откуда больше не вышел ее жених. Позже она рассказала турецким СМИ, что 28 сентября был его первый визит в дипмиссию, и перед этим Хашогги волновался, но всё завершилось благополучно, поэтому роковой второй поход 2 октября уже не вызывал у него волнения.

Дело в том, что Джамаль Хашогги жестко критиковал саудовские власти и особенно наследного принца Мухаммеда бин Салмана, за что ему даже запретили работать в родной стране. Интересно, что диссидентом журналист стал только после того, как в 2015 году королем Аравии стал Салман, а через два года его сын Мухаммед был назначен наследником престола. В 2017 году Хашогги начал работать обозревателем газеты The Washington Post, и критика стала еще жестче. Он обличал войну в Йемене и репрессии принца против оппонентов в стране.

Понятное дело, путь в Саудовскую Аравию ему был заказан, так что Хашогги понимал риск нахождения в здании генерального консульства в Стамбуле, исходя из принципа экстерриториальности. Поэтому он и волновался во время первого визита 28 сентября. 2 октября турецкая невеста прождала у ворот до 16-00, а табличка гласила, что работа консульства завершается в 15-30, но Хашогги всё не выходил. И она забила тревогу.

Возник колоссальный международный резонанс. Скандал немедленно втянул Турцию, коль скоро преступление произошло в Стамбуле; США, чей журналист оказался жертвой; европейцев, обеспокоенных проблемой свободы слова, и т.д. Номер The Washington Post за 4 октября вышел с пустой колонкой от имени пропавшего колумниста. Весь октябрь саудовскую верхушку лихорадит. Ведь налицо мотив: кронпринц Мухаммед бин Салман отомстил дерзкому журналисту. Но не слишком ли линейно в силу той же очевидности? Нет ли ощущения, что кому-то очень нужно было обставить дело так, будто принц и только принц был главным и единственным заинтересованным лицом?

Попробуем разобраться, но начнем с конца. 20 октября Саудовская Аравия официально признала факт смерти журналиста, хотя его тело до сих пор не найдено. А спустя пять дней генпрокуратура королевства сделала еще более шокирующее признание: убийство было преднамеренным. Действия Эр-Рияда за эти три недели были крайне неуклюжими. Сначала полное отрицание инцидента: мол, ничего не знаем, Хашогги спокойно вышел из здания. И были даже предъявлены видеокадры, где виден мужчина в одежде Хашогги, в очках и с бородкой, который выходит за территорию консульства и проходит под камерами видеонаблюдения. Когда Хатиджа Дженгиз настояла на том, что журналист не выходил из здания (она-то бы его сразу узнала), саудиты замолчали.

И это молчание стало подпитывать самые зловещие слухи и подозрения. В первые же дни после пропажи в турецкие СМИ просочилась информация о том, что перед заходом в здание Хашогги оставил невесте свой айфон, а сам включил смарт-часы Apple Watch в режим записи и синхронизации с телефоном. И это стало ключевой уликой, за которой в Стамбул срочно приехала сама Джина Хаспел – директор ЦРУ! Выяснилось, что часы журналиста передали на айфон и хранилище iCloud запись разговоров внутри генерального консульства. И это были не разговоры, а допрос Хашогги и его последующее убийство.

На фон этого саудовцы стали утверждать, что «что-то произошло», а затем – «Хашогги случайно был убит в драке на территории консульства». С какой стати в дипломатической миссии возникла драка и со сколькими людьми схватился журналист, не уточнялось. Потом появились ужасающие подробности. Согласно утечкам в турецкой прессе, на записи со смарт-часов слышно, как журналисту устроили допрос, затем начали пытать и убили, да еще обезглавили и расчленили тело. И при этом присутствовал генеральный консул Мухаммед Утайби. Его сняли с поста и отозвали обратно в Аравии, инициировав расследование.

Не менее кошмарную деталь приводит газета The New York Times со ссылкой на источники в окружении президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана: на журналиста напали через две минуты после того, как он вошел в здание посольства, еще через семь минут он был мертв, а через 22 минуты его тело расчленили. Затем злоумышленники начали заметать следы, пишет «Интерфакс».

Кстати, о злоумышленниках. The New York Times и Al Jazeera сообщили, что за несколько дней до исчезновения Хашогги из Эр-Рияда в Стамбул прибыли, по меньшей мере, 15 представителей королевских властей, включая Национальную гвардию и разведку, а также судмедэксперта (?). Важная деталь: четверо из них были ранее замечены в группе сопровождения принца Мухаммеда, передает «Интерфакс». Параллельно в прессу стали просачиваться инсайды из разведывательного сообщества США, согласно которым к исчезновению Джамаля Хашогги причастен именно кронпринц.

Продолжение следует

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG