Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Когда я приступил в сентябре к описанию очередного этапа «битвы за Брексит» между Британией и Европейским Союзом, подчеркнул, что основной фронт постепенно смещается от линии Лондон – Брюссель на внутренние дела королевства. Иными словами, затянувшаяся проблема стала в большей степени раздражать не континентальную Европу – они-то как раз готовы к любому варианту, а оппонентов и даже отчасти соратников премьер-министра Терезы Мэй.

Перед очередным саммитом Британия-ЕС 17-18 октября многие предрекали второй в истории Британии женщине-премьеру скорую отставку, но она вновь сдержала атаку. Если вкратце, ее ответ уставшим ждать европейцам был «Еще немного погодите, у нас почти всё готово», а оппонентам в Британии – «не дождетесь».

И чтобы никто не сомневался в боевом настроении госпожи Мэй, она решила удивить и сторонников, и противников, выйдя на сцену съезда Консервативной партии 3 октября под замечательную песню Dancing Queen великого шведского квартета ABBA. Немного неуклюжие движения танцующего премьер-министра были полностью «перекрыты» ее оптимизмом, радостными аплодисментами присутствующих и, конечно, невероятным тиражированием этого эпизода в прессе. А сколько миллионов пересмотрели оригинальный клип шведских музыкантов!

Словом, госпожа премьер решила «втанцевать» своих оппонентов как можно глубже – на данный момент нет никаких признаков отставки Терезы Мэй, или резких изменений ее действий, или же повторного референдума. Забегая вперед, скажу, что на Даунинг-стрит опровергли информацию о том, что в стране может быть проведен новый плебисцит на тему выхода из ЕС. Brexit means Brexit, как сказала сама госпожа Мэй еще в 2016 году.

Что касается европейского «фронта», там относительно благополучно. Во всяком случае, сам глава Европейского Совета («президент ЕС») Дональд Туск по итогам октябрьского саммита заявил, что Брюссель и Лондон стали ближе к заключению соглашения о параметрах Brexit. На континенте даже готовы продлить переходный период, если британцы попросят об этом. Если же соглашение о параметрах выбора не будет подписано на ноябрьском саммите, останется еще декабрь. Напомню, что официальный выход должен состояться 29 марта 2019 года. Тем не менее, на континенте пока что готовятся к ограничительным мерам в отношении Британии. Франция готовит законопроект, который наделяет правом досматривать товары из Британии, а ее подданных обязывает получать визы.

Между тем, Тереза Мэй заявляет, что королевство и ЕС согласовали 95% из общего объема итогового соглашения. «В настоящее время согласовано 95% соглашения о выходе и протоколов… Формат «сделки» ясен. Мы согласовали общее соглашение по структуре и сути будущих отношений», - цитирует премьер-министр РИА Новости. Как известно, если не согласован даже один пункт из ста, то не согласовано ничего, а в данном случае оставшиеся 5% - это как раз самый болезненный ирландский вопрос.

Как пишет «Газета», Тереза Мэй утверждает, что Лондон не может принять предложение ЕС о том, чтобы Северная Ирландия осталась в пределах таможенной зоны отдельно от остальной территории Великобритании. «Первоначальное предложение Брюсселя на этот счет мы не можем принять, поскольку это означало бы создание таможенной границы по Ирландскому морю и разрушение целостности Соединенного Королевства. Я не верю, что кто-либо из британских премьеров принял бы такое предложение. Конечно, не приму его и я», - заявила Мэй в парламенте.

«В вопросе подготовки соглашения о выходе остаются хотя и немногие, но существенные нерешенные вопросы в отношении североирландского «бэкстопа» (сохранение Ольстера в составе общего рынка ЕС). Я готова работать с (Европейской) комиссией и лидерами ЕС, чтобы разрешить их как можно скорее», - сказала Тереза Мэй в Брюсселе после саммита ЕС (ТАСС).

В связи с этим РИА Новости напоминает, что для ЕС будет приемлемым вариант сохранения членства Северной Ирландии в таможенном союзе ЕС, но Великобритания считает, что ее регион не может автономно оставаться членом общего таможенного пространства. Возможно, это одна из причин продления переходного периода после непосредственного выхода Британии.

«В настоящий момент рассматривается вопрос о том, чтобы создать возможность для продления переходного периода на несколько месяцев. Однако мы не ждем, что возникнет необходимость прибегать к этому варианту, поскольку работаем над тем, чтобы к концу 2020 года у нас уже была новая система отношений», - сказала Тереза Мэй (ТАСС).

Продолжение следует

На время отойдем от баварской темы и узнаем о том, что Ангела Меркель теряет влияние не только на выборах, но и в собственной фракции в Бундестаге. Как сообщает «Огонек», 25 сентября фракция ХДС отказалась выбрать своим лидером надежного человека Меркель – Фолькера Каудера, который, как утверждается, был бесперебойным проводником нужных госпоже канцлеру решений нижней палаты парламента.

«Он был погонщиком депутатов от ХДС», - говорит о Каудере политолог Габор Штайнгарт, назвавший 25 сентября «самым мрачным в череде мрачных дней Ангелы Меркель». Эксперт поясняет, что вообще-то именно депутаты через лидера фракции должны контролировать и направлять деятельность правительства, поскольку Германия – парламентская республика.

Помимо прочего, продолжает цитируемое издание, это событие означает, что у Меркель уже нет большинства в «родном» лагере. «Число недовольных тем, как далеко канцлер отступила от консервативных установок ХДС (атомная энергетика, однополые браки, всеобщая воинская повинность, минимальный размер оплаты труда и, конечно же, политика в отношении беженцев), стало критическим», - пишет «Огонек». Поэтому теперь, говорят в Берлине, не Ангела Меркель будет определять политику фракции, а фракция будет определять повестку дня.

А пока газета Bild приводит неутешительные для власти итоги соцопроса: в конце сентября 56% респонденты выступили за уход Ангелы Меркель с поста канцлера. При этом 47% хотят досрочных выборов в Бундестаг. Дело дошло до того, что журналисты мейнстримных изданий стали критиковать политику канцлера в телеэфире и со страниц газет, причем речь даже о проправительственных СМИ. В частности, на канале ARD было сказано, что Меркель увела ХДС влево, ближе к СДПГ, из-за чего консервативный электорат ушел к «Альтернативе», рейтинг которой в восточных землях колеблется от 25% до 50%, а в целом по стране составляет 18%.

Вернемся в Баварию. Худший за полвека результат на местных выборах может стоить карьеры лидеру ХСС и министру внутренних дел Германии Хорсту Зеехоферу. Он и другие лидеры баварской партии так сильно боялись «отпустить» своих избирателей к «Альтернативе», что те в итоге ушли… к «зеленым».

Как пишет «Медуза» со ссылкой на немецких социологов, ХСС в совокупности потерял 350 тыс. избирателей, если сравнивать с прошлыми земельными выборами. Причем «зеленых» предпочли 190 тыс. консервативных избирателей, а «Альтернативу» - лишь 160 тысяч. Называется, пришла беда откуда не ждали. Как говорят аналитики, двукратный рост популярности «зеленых» объясняется тем, что ХСС чрезмерно увлекся погоней за «Альтернативой» и упустил позитивную повестку дня, ведь благополучие Баварии – в значительной степени заслуга именно ХСС, но тема ловко перешла в руки «зеленых».

Между тем, Баварией дело не ограничивается. Как говорят немецкие эксперты, очень многое зависит от выборов в парламент земли Гессен (там, где Франкфурт-на-Майне) 28 октября. Не исключено, что ХДС получит первое место, но со скромным результатом, второе место снова займут «зеленые», а социал-демократов ждет очередной разгром. Если они выйдут из федеральной «большой коалиции», она потеряет большинство в Бундестаге, что, вероятнее всего, спровоцирует отставку Ангелы Меркель и досрочные выборы. Если ХДС/ХСС и зеленые на национальном уровне получат первые места, возникнет вопрос об условиях их коалиции, пишет «Медуза».

В свою очередь, «Немецкая волна» предполагает несколько сценариев. Первый вариант: добровольная отставка или смещение Хорста Зеехофера с поста лидера ХСС, а затем и министра внутренних дел ФРГ. Это подрывает стабильность правительства Меркель, но сохранение жесткого министра портит отношения канцлера с социал-демократами. Второй сценарий еще хуже: ХСС выходит из правительственной коалиции, чтобы сосредоточиться на родной Баварии, но это неминуемый развал правительства и досрочные выборы. Третий сценарий: СДПГ выходит из коалиции под давлением рядовых членов партии, недовольных ролью «младшего брата» в правительстве Меркель.

Цитируемое издание тоже обращается к теме предстоящих выборов в Гессене и предсказывает, что, если ХДС там постигнет участь ХСС, поиск виновных приведет к самой Меркель. «Консерваторы уже и сейчас вслух спрашивают, тот ли она лидер, который способен вернуть консерваторам былое доверие избирателей», - отмечает Deutsche Welle. А еще одно испытание ждет госпожу канцлера в декабре, когда в Гамбурге пройдет очередной съезд ХДС, на котором у железной фрау появятся серьезные соперники. А пока следующая остановка – Гессен…

Часть 1

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG