Андрей Альшевских, Екатеринбург
В Невьянске бунтуют против артели старателей «Нейва», задумавшей добывать золото цианидным выщелачиванием. Сегодня днем человек 300 встретились на главной площади райцентра (хотя морозило под тридцать), чтобы подписать обращение к президенту Владимиру Путину (российский обычай – уповать, что первое лицо разберется и накажет «врагов»). Приехали из Сербишино, Нижних и Верхних Таволог, естественно, из села Быньги, возле которого и намечен заводик.
На самом деле, противостояние давнее, года два уже длится. СМИ не раз освещали конфликт. Позиция общественности проста и бескомпромиссна – не допустить опасное химическое производство на родной земле.
Со своеобразной тачанки где-то час выступали не политики, а друзья, соседи. Кто-то вспомнил стих местного автора. Другой цитировал Павла Флоренского про отношения государства и личности. Разговор зашел о том, что обещанные компанией 70 новых рабочих мест не равнозначная плата за вероятный вред природе. Несколько человек – геологи, инженеры, экологи (они без утайки называли места работы, свой стаж; например, с «Уралтрансгаза») – на примерах доказывали, что выжженную землю после себя может оставить артель «Нейва».
Кратко пересказываю претензии активистов. Не согласны, что сельскохозяйственные земли для артели «Нейва» перевели в промышленные; несколько слушаний, на одних из которых меняли Генплан округа, называют фарсом. Применять цианиды натрия будут в полутора километрах от реки Ольховка и в 600 метрах от реки Таволга (уклон местности, говорят, в сторону последней). Вспоминают чрезвычайные ситуации по миру, когда цианиды попадали в почву, озера, грунтовые воды.
Много посылов было, какую природу мы оставим детям. Организаторы раздобыли ящик противогазов и раздавали желающим. Показывали тем самым, из-за цианидов без средств защиты не обойтись.
Много видел митингов. Объективно, невьянский отличился. К своей, без сомнения, пастве пришел отец Игорь, настоятель Спасо-Преображенского собора, того самого, который возле наклонной башни. И он выступил. Говорил про жажду наживы коммерсантов, что эксплуатируют все, выжимают, выжимают. Заметил, что только-только поднимается туризм, а никто не поедет в зону экологического бедствия.
Мне передали обращение. Занимаюсь темой.