Кокорин Курган
- Александр Валиев
14 февраля глава государства своим указом освободил от занимаемой должности еще одного уральского губернатора – главу Курганской области Олега Богомолова. Произошло это практически ровно через месяц после отставки челябинского губернатора Михаила Юревича и все с той же формулировкой – «по собственному желанию». Никаких внятных комментариев относительно причин возникновения такого «желания» ни Юревич, ни Богомолов пока не дали. Эксперты же уход курганского губернатора не считают сюрпризом: предпосылок тому было немало.
Из региона вот уже который год уезжают люди, в основном молодежь: работы мало, зарплаты низкие, инфраструктура неразвита. Эта тенденция обозначила себя особенно ярко в 2011 году, когда из Кургана уехало около пяти тысяч человек - в 3,3 раза больше, чем в 2010-м. В следующие годы ситуация не выправилась. Усугубляет ее и высокая смертность – в 1,2 раза превышающая рождаемость.
В январе 2014 года в губернаторском рейтинге «Медиалогии» Богомолов занял 65 место из 83. Минувшей осенью в рейтинге политической выживаемости губернаторов, составляемом фондом «Петербургская политика» и коммуникационным холдингом «Минченко Консалтинг», он получил двойку по пятибалльной школе. А в рейтинге эффективности губернаторов, который в конце января представил Фонд развития гражданского общества, Богомолову отвели последнее место с минимальным количеством баллов. В качестве причин столь слабой позиции эксперты называли низкий рост экономических показателей, высокий уровень безработицы – 7% , а также негативный информационный фон: заместителю губернатора области по социальной политике М.Калугиной предъявило обвинение в 11 преступлениях, идет суд по делу бывшего первого заместителя губернатора области А. Бухтоярова, обвиняемого в получении взятки. Временно исполняющим обязанности губернатора назначен бывший мэр города Шадринска Алексей Кокорин.
Своими мыслями о переменах в руководстве Курганской области поделились эксперты, ответившие на три вопроса:
1)В чем основная причина отставки Олега Богомолова?
2)Почему в качестве приемника выбран Алексей Кокорин?
3)Что изменится в регионе - если изменится - с его приходом?
Габдулла Исакаев, Председатель Курганского областного движения «За честные выборы», эксперт Центра экстремальной журналистики по Курганской области
1.Снятие и назначения руководителей регионов и округов - это основной способ контроля за всем, что происходит в стране. С приходом Путина независимость и конкуренция нигде не поощряются, поощряется личная преданность окружению Кремля, а управление стимулируется по гбшным принципам. Богомолов самый преданный, пожалуй, последователь системы. Бежал впереди паровоза, заявив в 1996 году в своей первой избирательной кампании, что от Конституции готов улететь на Марс. Не исключаю, что с помощью подчиненных имел контроль над криминалом, полагаю. Первым зачистил СМИ и бизнес. Поэтому удостоился назначения на 4-й срок, хотя буквально за 2 недели до того президент публично заявил, что губернаторы могут занимать свой пост только дважды! Третий раз – только в виде исключения. Следовательно, Богомолов имел особые заслуги, чтобы президент не сдержал слова. Как не упустить такого послушного и понятливого подчинённого, - очевидно по той же схеме, что обкатана Путиным: оставить на время креслоблюстителя. Потому Богомолов не отправлен, а попросился в отставку.
2.Креслоблюстителя оставить - невелик выбор. Кокорин так же 4 срока преданно
служит и загоняет для отчётности в ЕР соратников и, полагаю, соучаствует во всех делах
по ликвидации конституционных свобод. Неамбициозен, поэтому к нужному моменту кресло вернёт, как и Медведев. У остальных могут взыграть амбиции, они не повязаны в грехах Богомолова и держать их на крючке сложнее, строптивость могут проявить.
3.Ничего не изменится, так как не для того ставят его. К выборам в сентябре сделает всё, чтобы пришедший кандидатом "на 1-й срок" Богомолов одержал победу.
Я называю эти игры напёрсточничеством ЕР, манипуляцией законами.
Анатолий Гагарин, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов:
1.Сегодня последовательная замена губернаторов - устойчивый тренд федерального центра. В Курганской области сейчас реализована проверенная схема: назначение и.о. губернатора Алексея Кокорина с большим временным люфтом до урожайного на выборы сентября позволит этой креатуре Кремля нарастить политический рейтинг, собрать вокруг себя региональные элиты, подготовиться к проведению довольно сложной серии выборных кампании в области, включая знаковую, важную для региона кампанию по выборам депутатов Курганской областной думы. Похожая операция по замене регионального лидера М.Юревича на Б.Дубровского совсем недавно была проведена в соседней Челябинской области, где в сентябре, помимо выборов губернатора пройдет выборная кампанию в гордуму Челябинска. Прогнозы об уходе Богомолова усилились в последнее время, поскольку в декабре истекал срок его полномочий, и сам губернатор давал понять, что не будет сильно настаивать на сохранение своего статуса. Справедливости ради нужно отметить, что попытки поменять курганского губернатора предпринимались и ранее, но каждый раз что-то не срабатывало. Если в других регионах Уральского федерального округа губернаторы менялись, и не один раз, то вот в Курганской области все претенденты или сходили с дистанции, или находили другое приложение своим амбициям.
2.Алексей Кокорин – политический долгожитель, он 18 лет (как и Богомолов) находится на посту, но только в качестве мэра Шадринска. Он, пожалуй, самый успешный и опытный мэр в Курганской области У Кокорина есть хороший шанс победить в выборной кампании, поскольку он местный, а в Зауралье недоверчиво относятся к «варягам». У него неплохие отношения с политическими элитами, есть поддержка президента, закрепленная полпредом по Уральском у федеральному округу Игорем Холманских, который представил А.Кокорина подчиненным.
3.У Кокорина достаточно времени для того, чтобы успеть подготовиться к выборам, собрать надежную «команду», успешно пройти самому и провести кандидатов через выборные тернии. Судя по последним назначениям, Кремль старается подобрать кандидатов на губернаторский пост с прицелом на второй срок, чтобы управленческая структура региональной власти была предсказуема и надежна. Вместе с тем, бывшие оппоненты Богомолова, претендующие на пост губернатора, также получили время для рекогносцировки, перегруппировки сил и сбора ресурсов, необходимых для конкурентной борьбы.
Алексей Швайгерт, политолог, генеральный директор Центра политических технологий PRОПОЛИТИКА:
1.Богомолов последние несколько лет был “хромой уткой”: постоянно циркулирующие слухи о возможной отставке на фоне низкого электорального рейтинга плюс возраст. Было очевидно, что политическая управляемость территории резко снижается. Другой вопрос, что уход Богомолова и так основательно запоздал, на мой взгляд. Запрос на обновление политической элиты области среди курганцев очень высок и достаточно давно. На фоне предстоящих прямых выборов регион мог преподнести сюрприз в виде победы неожиданного кандидата. Достаточно вспомнить выборы 2004 года, когда свердловчанин, “варяг” Сергей Капчук с позиций директора Шадринского хлебокомбината пробовал стать губернатором Зауралья и был снят с выборов в последний момент. Закрытые опросы показывали, что Капчук побеждает. Впрочем, я считаю, область вполне могла стать экспериментальной площадкой, где непопулярный действующий губернатор мог вступить в борьбу с самым широким кругом претендентов. Но не случилось. В логике аппаратной, предпочтительнее все же оказалось “зачистить” политическое поле и дать фору Кокорину.
2.С точки зрения электоральной, назначение Кокорина вполне оправдано. Главное здесь то, что он «свой», объективно связан с регионом. Впрочем, дело не в Кокорине, а в стремительном росте политического влияния, если говорить в логике путинского «политбюро», «клана УВЗ». «Уралвагонзавод» сполна забирает свои дивиденды, получаемые с момента известного заявления тогда еще начальника танкового цеха УВЗ Игоря Холманских в ходе избирательной кампании по выборам президента. Назначение последнего полпредом, перехват политического влияния в Нижнем Тагиле у Евраза, смена губернаторов Челябинской, а теперь и Курганской области – я склонен видеть во всем этом, без лишней конспирологии, «руку» УВЗ.
3.Корректнее говорить, что изменится с приходом УВЗ в Курганскую область. Их прямой интерес к Курганмашзаводу понятен. Другое дело, что Зауралью действительно нужны точки экономического роста – эксперты традиционно относят регион к депрессивным. На деле же территория имеет достаточно неплохое географическое месторасположение, здесь более дешевая рабочая сила, можно и нужно развивать инвестиционные проекты. Необходим комплексный ребрендинг и переосмысление логики развития области, которая реально отстает в развитии от соседей минимум лет на 5-7. Смену менеджмента региона нужно приветствовать, другое дело, что, повторюсь, с вниманием нужно отнестись не столько к Кокорину, сколько к позиции УВЗ, конвертации их лоббистского и финансового потенциала в формирование реальных социально-экономических рычагов «встряски» Зауралья.
Между тем, дальнейшая политическая судьба отставного губернатора пока остается под вопросом. На сегодня ясно одно: претендовать, как Михаил Юревич, на получение мандата депутата Госдумы он не может, так как не фигурировал в партийных списках на выборах в 2011 году.