Ссылки для упрощенного доступа

Выборы в США

Извиняемся, ничего нет про 9 июня. Смотрите предыдущий контент

пятница 5 июня 2020

Военнослужащий США перед Мемориалом Линкольну
Военнослужащий США перед Мемориалом Линкольну

Волна беспорядков, захлестнувшая Америку в связи со смертью афроамериканца Джорджа Флойда, начала спадать. Угроза президента Трампа направить на их подавление войска столкнулась с публичным несогласием как бывшего, так и нынешнего главы Пентагона.

После двух ночей, проведенных в осажденном протестующими Белом доме, президент Трамп сделал заявление, адресованное местным властям и виновникам противоправных действий.

Сегодня я настоятельно рекомендовал каждому губернатору развернуть Национальную гвардию в количестве достаточном, чтобы взять под контроль улицы. Мэры и губернаторы должны обеспечить превосходящее присутствие сил охраны порядка до тех пор, пока насилие не будет усмирено. Если город или штат отказывается принять меры, необходимые для защиты жизни и собственности своих жителей, я направлю туда вооруженные силы Соединенных Штатов и быстро решу проблему вместо них. Я также принял быстрые и решительные меры по защите нашей великой столицы, Вашингтона. То, что произошло в этом городе прошлой ночью, – полный позор. Пока мы тут говорим, тысячи и тысячи тяжело вооруженных солдат, военнослужащих и сотрудников правоохранительных служб по моему приказу пресекают бунт, грабежи, вандализм, разбой и бессмысленное разрушение собственности. Предупреждаем всех: соблюдение комендантского часа с 7 часов вечера будет обеспечиваться жесткими мерами. Те, кто угрожает жизни и собственности ни в чем не повинных граждан, будут арестованы, взяты под стражу и осуждены по всей строгости закона. Я хочу, чтобы организаторы этого террора знали: вы понесете суровое уголовное наказание и проведете долгие сроки за решеткой.

В то самое время, когда президент говорил это, за оградой Белого дома проходила спецоперация по "расширению периметра безопасности", как выразились проводившие ее командиры федеральной Парковой полиции. По свидетельству очевидцев, для разгона демонстрантов, не проявлявших агрессивности, были применены чрезмерные средства – светошумовые гранаты, слезоточивый газ и резиновые пули. После зачистки территории президент вышел за ограду, прошел к расположенной через дорогу церкви и с Библией в руке произнес несколько фраз перед камерами.

Протестующие убегают от слезоточивого газа через дорогу от Белого дома. Парковая полиция расчищала территорию перед выходом Дональда Трампа
Протестующие убегают от слезоточивого газа через дорогу от Белого дома. Парковая полиция расчищала территорию перед выходом Дональда Трампа

В сопровождавшей Дональда Трампа свите был и министр обороны США Марк Эспер. Его присутствие было воспринято как знак согласия на использование регулярных войск внутри страны. Бывший министр обороны в администрации Трампа генерал Джеймс Мэттис заявил, что он был "в шоке" от действий Парковой полиции. "Мы должны отвергнуть и привлечь к ответу должностных лиц, которые глумятся над нашей Конституцией", – сказал Мэттис. В аналогичном духе высказались также бывший председатель Объединенного штаба Вооруженных сил США Майк Маллен и бывший командующий международными силами в Афганистане генерал Джон Аллен. Против использования армии выступил и кандидат демократов на пост президента Джо Байден.

Г-н президент, это Америка. Америка. Здесь не растаптывают мирный протест, не посылают американские войска против американского народа. Это нация ценностей. Сознание свободы слова каждый американец лелеет в своем сердце чуть ли не с пеленок. Никакому президенту мы не позволим заставить нас замолчать. Мы не дадим тем, кто стремится посеять хаос, устраивая дымовую завесу, заставить нас забыть о реальном и законном чувстве несправедливости, которое составляет суть этих протестов.

Оказавшийся под огнем критики министр Эспер созвал в среду пресс-конференцию, на которой заявил, что не знал, что территория зачищается ради фотосессии президента. Он сказал также, что считает плохой идеей использование войск для наведения порядка.

Каждый служащий этого ведомства давал присягу поддерживать и защищать Конституцию Соединенных Штатов Америки. Я давал ее много раз, начиная с 18-летнего возраста, когда поступил в академию Вест-Пойнт. Права, включенные в этот великий документ, начинаются с Первой поправки, которая гарантирует свободу слова, религии, печати, собраний и право обращаться с петициями к правительству. Военнослужащие Соединенных Штатов поклялись защищать эти и другие права, и мы призываем американцев осуществлять их мирно. Именно эти права и свободы делают нашу страну такой особенной, именно за эти права и свободы американские военнослужащие готовы сражаться и умирать. Вместе с тем, иногда нас просят помочь губернаторам и полиции поддержать правопорядок, чтобы другие американцы могли осуществить свои права без угрозы для своей жизни или своей собственности. Вот что тысячи военнослужащих Национальной гвардии делают сегодня в городах Америки. Использование регулярных войск в правоохранительной роли должно быть крайним средством, и лишь в самых безотлагательных и катастрофических ситуациях. В настоящее время мы в такой ситуации не находимся. Я не поддерживаю применение Закона о противодействии мятежу.

Закон, о котором говорит Марк Эспер, принят в 1807 году. Он дает президенту право использовать вооруженные силы в чрезвычайных обстоятельствах внутри страны без запроса и согласия губернаторов.

Свои слова министр обороны подкрепил решением вернуть на базы переброшенные в район Вашингтона полторы тысячи солдат. Однако в четверг после посещения Белого дома он отменил этот приказ.

Между тем беспорядки в Америке явно пошли на спад, и президент, столкнувшись с возражениями военных, смягчил свою позицию.

– Вы пошлете войска в какие-нибудь города для восстановления закона и порядка?

– Зависит от обстановки. Не думаю, что это потребуется.

Согласно последним опросам, большинство американцев не одобряют ответ президента на массовые протесты. При этом 57 процентов избирателей-республиканцев считают, что межрасовые отношения в Америке "в целом хорошие". Среди демократов такого мнения придерживается только 13 процентов, среди независимых избирателей – 38.

Как раз тогда, когда число погибших от вируса в США перевалило за сто тысяч, а количество безработных превысило 40 миллионов человек, в стране начались расовые волнения, никак не связанные с пандемией, но усугубившие ощущение тотального кризиса. Кажется, сейчас он бьет со всех сторон сразу. Но Америке не привыкать. Пережив Гражданскую войну, две мировые и одну холодную, справившись с Великой депрессией и оправившись от драмы Вьетнама, американцы привыкли считать все бедствия временными. Твердая вера в устои, которые и называются институтами власти, питает знаменитый оптимизм Нового Света, куда все мы приехали, чтобы исправить ошибки Старого и начать с чистого листа.


При этом, пишет самый трезвый колумнист The New York Times Дэвид Брукс, хорошо бы полагаться на достойного лидера, способного в трудную пору вдохновить и утешить. Сторонники мистического отношения к истории считают, что великие испытания загадочным, но неизбежным путем приводят к власти великих политиков. Где бы мы были без Черчилля, который в одиночку противостоял Гитлеру с его тогдашним союзником Сталиным? И где бы были Соединенные Штаты без Линкольна? И как бы Америка пережила самые опасные годы ХХ века без Рузвельта? Без Кеннеди, остановившего в Карибский кризис мир на грани атомной войны? И без Рейгана, победившего “империю зла” без единого выстрела?

Катастрофа не бывает партийной, и вирусу точно всё равно, кого убивать

Что общего у всех этих очень разных людей, которые не зря стали памятниками и аэропортами? То, что в самые черные дни они находили нужные дела, нужные слова, чтобы сплотить нацию. Такие, как библейские обороты Геттисбергской речи, которую заучивают американские школьники, а русские могут прочесть в переводе Набокова. Или цитата, которую после убийства Мартина Лютера Кинга Роберт Кеннеди нашел в трагедии Эсхила “Агамемнон” – о том, что боль и отчаяние невольно порождают мудрость.

Сегодня, прямо скажем, ею и не пахнет. Нынешний глава государства, в отличие от предыдущих, даже не пытается стать тем, кем его обязывает быть конституция, – президентом всех американцев. Однако катастрофа не бывает партийной, и вирусу точно всё равно, кого убивать. Дональд Трамп так не считает. Он, как уверены его критики, обратил болезнь в орудие предвыборной борьбы, поддержав, среди прочего, фантазию о том, что демократы специально раздувают опасность, стремясь повесить вину на президента и его партию.

В этом нет необходимости. Трудно забыть, как в начале пандемии Трамп обещал, что всё быстро закончится, ибо “сейчас больных 15, а скоро будет ноль”. Это одно из тех 18 тысяч ложных высказываний президента, включая идею лечиться хлоркой, которые вывели США на первое место в мире по жертвам коронавируса. Как подсчитали статистики Колумбийского университета, только промедление с введением карантина на одну неделю стоило стране 36 000 жизней.

Горячих поклонников Трампа, в том числе моих старых друзей, эти цифры не пугают. “Вздор университетских либералов”, – сказал один. “Обама еще хуже”, – добавил другой. “Не говоря уже о Хиллари”, – подхватил третий. С ним-то я, пожалуй, меньше всего согласен. Изучая результаты борьбы с пандемией, аналитики не могли не заметить, что успешнее других справляются с заразой те страны, правительство которых возглавляют женщины – вроде Германии, где возобновился национальный чемпионат по футболу, или Новой Зеландии, в которой больных коронавирусом не осталось вовсе.

Александр Генис – нью-йоркский писатель и публицист, автор и ведущий программы Радио Свобода "Генис: Взгляд из Нью-Йорка"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

Загрузить еще

5 ноября в США состоятся президентские выборы, и избирательная кампания'24 уже выглядит экстраординарно:

  • Кандидат республиканцев, бывший президент Дональд Трамп был признан виновным в уголовном преступлении.
  • На необычайно ранних дебатах президент-демократ Джо Байден потерпел поражение, подтвердив мнение большинства избирателей, что он слишком стар для нового срока.
  • На Трампа было совершено покушение во время его предвыборного митинга. Он чудом остался жив.
  • Байден объявил о выходе из кампании. Демократическая партия объединилась вокруг вице-президента Камалы Харрис.
  • Секретная служба предотвратила новое покушение на Трампа.

Что бы еще ни происходило в кампании, Радио Свобода будет рассказывать о ней до 5 ноября.

Подписывайтесь на наш твиттер Кокус-и-Праймери!

XS
SM
MD
LG