Ссылки для упрощенного доступа

Выборы в США

Извиняемся, ничего нет про 4 июня. Смотрите предыдущий контент

среда 3 июня 2020

Как раз тогда, когда число погибших от вируса в США перевалило за сто тысяч, а количество безработных превысило 40 миллионов человек, в стране начались расовые волнения, никак не связанные с пандемией, но усугубившие ощущение тотального кризиса. Кажется, сейчас он бьет со всех сторон сразу. Но Америке не привыкать. Пережив Гражданскую войну, две мировые и одну холодную, справившись с Великой депрессией и оправившись от драмы Вьетнама, американцы привыкли считать все бедствия временными. Твердая вера в устои, которые и называются институтами власти, питает знаменитый оптимизм Нового Света, куда все мы приехали, чтобы исправить ошибки Старого и начать с чистого листа.


При этом, пишет самый трезвый колумнист The New York Times Дэвид Брукс, хорошо бы полагаться на достойного лидера, способного в трудную пору вдохновить и утешить. Сторонники мистического отношения к истории считают, что великие испытания загадочным, но неизбежным путем приводят к власти великих политиков. Где бы мы были без Черчилля, который в одиночку противостоял Гитлеру с его тогдашним союзником Сталиным? И где бы были Соединенные Штаты без Линкольна? И как бы Америка пережила самые опасные годы ХХ века без Рузвельта? Без Кеннеди, остановившего в Карибский кризис мир на грани атомной войны? И без Рейгана, победившего “империю зла” без единого выстрела?

Катастрофа не бывает партийной, и вирусу точно всё равно, кого убивать

Что общего у всех этих очень разных людей, которые не зря стали памятниками и аэропортами? То, что в самые черные дни они находили нужные дела, нужные слова, чтобы сплотить нацию. Такие, как библейские обороты Геттисбергской речи, которую заучивают американские школьники, а русские могут прочесть в переводе Набокова. Или цитата, которую после убийства Мартина Лютера Кинга Роберт Кеннеди нашел в трагедии Эсхила “Агамемнон” – о том, что боль и отчаяние невольно порождают мудрость.

Сегодня, прямо скажем, ею и не пахнет. Нынешний глава государства, в отличие от предыдущих, даже не пытается стать тем, кем его обязывает быть конституция, – президентом всех американцев. Однако катастрофа не бывает партийной, и вирусу точно всё равно, кого убивать. Дональд Трамп так не считает. Он, как уверены его критики, обратил болезнь в орудие предвыборной борьбы, поддержав, среди прочего, фантазию о том, что демократы специально раздувают опасность, стремясь повесить вину на президента и его партию.

В этом нет необходимости. Трудно забыть, как в начале пандемии Трамп обещал, что всё быстро закончится, ибо “сейчас больных 15, а скоро будет ноль”. Это одно из тех 18 тысяч ложных высказываний президента, включая идею лечиться хлоркой, которые вывели США на первое место в мире по жертвам коронавируса. Как подсчитали статистики Колумбийского университета, только промедление с введением карантина на одну неделю стоило стране 36 000 жизней.

Горячих поклонников Трампа, в том числе моих старых друзей, эти цифры не пугают. “Вздор университетских либералов”, – сказал один. “Обама еще хуже”, – добавил другой. “Не говоря уже о Хиллари”, – подхватил третий. С ним-то я, пожалуй, меньше всего согласен. Изучая результаты борьбы с пандемией, аналитики не могли не заметить, что успешнее других справляются с заразой те страны, правительство которых возглавляют женщины – вроде Германии, где возобновился национальный чемпионат по футболу, или Новой Зеландии, в которой больных коронавирусом не осталось вовсе.

Александр Генис – нью-йоркский писатель и публицист, автор и ведущий программы Радио Свобода "Генис: Взгляд из Нью-Йорка"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

Протест против продления карантина в Мичигане 15 апреля
Протест против продления карантина в Мичигане 15 апреля

Президент Трамп очень хотел бы как можно быстрее снять карантин, но губернаторы намерены делать это по собственному усмотрению.

В начале этой недели губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо сообщил долгожданную новость: в борьбе с пандемией коронавируса произошел перелом, положение стабилизировалось. Задачей карантина и других санитарных предписаний было, как выражаются американские эксперты, "сплющить кривую", то есть добиться, чтобы кривая заражения и смертей перестала ползти вверх. Положение в городе Нью-Йорк остается крайне серьезным. Ежедневно коронавирус диагностируется в среднем у 2000 человек, каждый день умирают сотни. Но это число не растет стремительно, как прежде, а остается на том же уровне.

В тот же день президент Трамп заявил о своем намерении "открыть страну", как он выражается, то есть снять карантин если не со всей Америки, то с отдельных штатов, к 1 мая. "Более 20 штатов, – сказал он, – в особенно хорошем положении, и мы полагаем, что сможем открыть их довольно быстро, а за ними последуют остальные".

Однако у журналистов президентского пула возникло сомнение: имеет ли право президент отменить карантин, если губернаторы штатов не хотят этого?

– Г-н президент, какое положение Конституции дает президенту власть открывать или закрывать экономики штатов?

– Множество положений. Мы предоставим вам юридическую справку, если хотите.

– С нетерпением будем ждать. Ну а если вы скажете, например, Калифорнии или Нью-Йорку "открывайтесь", а они не откроются, что вы тогда сделаете?

– Думаю, все хотят открыться. Такое, видимо, может случиться, но не думаю, что случится.

– Но ведь это штаты закрывали, школы, рестораны и бары...

– Это потому что я позволил. Если бы я захотел, я бы отменил их решение... Все очень просто: президент Соединенных Штатов имеет полномочия делать то, на что имеет полномочия, а они очень мощные. Решения принимает президент Соединенных Штатов.

Позднее на том же брифинге Дональд Трамп заявил, что у президента "абсолютные полномочия".

Однако это не так. Федеральная власть создана штатами. Они делегировали федеральному правительству специально перечисленные права – право собирать подоходный налог, чеканить звонкую монету, оборону и внешнюю политику. Все, что не упомянуто в этом перечне, – компетенция штатов. Так сказано в 10-й поправке к Конституции США.

Об этом в тот же день напомнил президенту губернатор Куомо.

– Если президент Трамп прикажет открыть Нью-Йорк такого-то числа, что вы сделаете?

– Если он прикажет мне открыть так, что это поставит под угрозу здоровье жителей штата, я не сделаю этого. И у нас возникнет конституционный спор между штатом и федеральным правительством, он будет решаться в судебном порядке, и это будет худшее, что он может сделать в этот момент.

Эндрю Куомо – демократ, а президент – республиканец. Сторонники президента усмотрели в этом неповиновении политическое противостояние. Один из этих сторонников – радиокомментатор Раш Лимбо, которого Трамп недавно удостоил высшей государственной награды для гражданских лиц – Президентской Медали свободы.

Мне подозрителен всякий, кто не хочет, чтобы экономика открылась снова. Это должно быть целью номер один для каждого, включая медиков. Даже если это только желание, мы должны желать этого. Когда я вижу людей, которых это не интересует, я ничего не могу с собой поделать – они мне подозрительны. Это должно быть преобладающим желанием каждого. Мы разрушаем экономику! Каждый день, когда она не работает, она разрушается. Каждый день. Мы причиняем это самим себе.

Однако с аналогичными комментариями выступили и губернаторы-республиканцы, а также члены Конгресса от Республиканской партии. И дело здесь не только в ревности к своим конституционным полномочиям. Они убеждены, что преждевременная отмена карантина может обернуться новой волной пандемии. К тому же экономике ничего нельзя приказать. Она зависит от потребителя. Ресторан или спортивную арену открыть можно, но пойдут ли туда люди? По мнению Трампа, люди засиделись в карантине и заполнят общественные места, как только эти места откроются. Но опыт говорит другое. В 2011 году коммерческие авиалинии не работали всего два дня, 11 и 12 сентября, но сентябрьский пассажиропоток оказался вдвое меньшим, чем в августе. Америке предстоит долгий период возвращения к прежнему образу жизни, если он вообще останется прежним.

Вот мнение колумниста New York Times Пола Кругмана – лауреата Нобелевской премии по экономике.

– Вы слышали, что сказал президент: "Я должен принять решение и надеюсь, что с Божьей помощью оно будет правильным". Что вы думаете – какое решение будет правильным в отношении открытия страны к нормальной экономике?

– Вполне очевидно, что для этого потребуется много времени. Эпидемиологи, а именно к ним надо сейчас прислушиваться, говорят, что у нас все еще слишком много инфицированных людей, переносчиков вируса. Слишком много, чтобы можно было говорить о скором открытии экономики. Если мы сделаем это, мы очень быстро вернемся на более высокий уровень. Нам удалось сплющить кривую, но кривая все еще слишком высока. Нужно добиться, чтобы она пошла на спад, прежде чем можно будет говорить о возвращении к нормальной деловой активности.

Послушав мнения губернаторов, президент написал в твиттере:

Скажите губернаторам-демократам, что один из моих любимых фильмов – "Бунт на "Баунти". Старый добрый бунт, на который занятно посмотреть в кино, особенно когда мятежникам так много нужно от капитана. Это так легко!

"Бунт на "Баунти" фильм о мятеже против капитана на британском корабле "Баунти" в 1789 году. Президент напоминает своей репликой, что губернаторы требовали от него медицинского оборудования, а теперь отказываются подчиняться. В фильме мятежники высадили капитана в шлюпку, и он чудом спасся.

Загрузить еще

5 ноября в США состоятся президентские выборы, и избирательная кампания'24 уже выглядит экстраординарно:

  • Кандидат республиканцев, бывший президент Дональд Трамп был признан виновным в уголовном преступлении.
  • На необычайно ранних дебатах президент-демократ Джо Байден потерпел поражение, подтвердив мнение большинства избирателей, что он слишком стар для нового срока.
  • На Трампа было совершено покушение во время его предвыборного митинга. Он чудом остался жив.
  • Байден объявил о выходе из кампании. Демократическая партия объединилась вокруг вице-президента Камалы Харрис.
  • Секретная служба предотвратила новое покушение на Трампа.

Что бы еще ни происходило в кампании, Радио Свобода будет рассказывать о ней до 5 ноября.

Подписывайтесь на наш твиттер Кокус-и-Праймери!

XS
SM
MD
LG