Историк и социолог Юрий Теппер завершает экскурс в историю современного олимпизма. Предыдущие материалы – по ссылкам: 1, 2, 3, 4, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
"О спорт! Ты – мир! Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами. Ты – согласие. Ты сближаешь людей, жаждущих единства. Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодежь уважать друг друга. Ты – источник благородного, мирного, дружеского соревнования. Ты собираешь молодость – наше будущее, нашу надежду – под свои мирные знамена".
Пьер де Кубертен мечтал о возрождении традиций воспитывающего античного атлетизма, о создании небывалой философии – философии олимпизма, веры в могущество доброй силы, позволяющей превратить вражду в мирное творческое соперничество.
Кубертен-идеалист мечтал. Кубертен-практик проектировал, организовывал, управлял вел дипломатические переговоры, преодолевал интриги. Верил в мощь миротворческой идеи. Он с гордостью писал, что олимпийские игры "не поколебала война 1914-1918 годов, не оказала на них влияния и социальная революция" ("Олимпийские мемуары", стр. 171).
Олимпиады 20-х годов – мирные праздники энтузиастов любительского спорта. Творится культура олимпизма: символы и ритуалы – гимн и торжество клятвы.
Конституция олимпизма – Олимпийская Хартия
"Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам".
Олимпизм – вне политики? Но создается пролетарский спорт – оружие мировой революции. "Разрушим до основанья, а затем…" Организаторы Красного спортивного интернационала, яростно разоблачают классовую нищету олимпизма. Кубертен не дискутировал. "Появились новые названия "Спортинтерн", "Спартакиада" – ладно, "пусть так, нужны, однако, не слова, а дела". Миротворческий проект Кубертена стал деловой реальностью.
Существует понятие "срок жизни проекта". Срок этот определен не только ресурсами и замыслами проектировщиков.
Меняется жизнь, появляются новые требования, риски и угрозы. 1936 год – кризис миротворческого проекта Кубертена. Олимпиада в Берлине – умело организованная акция ведомства Геббельса. "Победа команды Германии – свидетельство мощи арийской расы". Миротворцы МОК спохватились поздно. Война уже топтала олимпизм.
Возрождение Олимпийских игр – особый проект. Призывая спортсменов всего мира к участию в играх Лондонской олимпиады 1948 года, президент МОК Зигфрид Эдстрем сказал: "Злодеи посягнули на нашу культуру. Будущее принадлежит молодежи, и ее задача состоит в том, чтобы исправить наши ошибки и заблуждения".
Олимпийские игры должны стать крупнейшим событием мировой жизни. Нужно покончить с болтовней о любительстве и сделать так, чтобы за каждым олимпийским успехом следовала всемирная слава и богатство
Игры ХIV Олимпиады были встречей старых друзей. Результаты? "Важна не победа, главное – участие". Вот слова олимпийцев США: "Ни на каких Олимпийских играх мы не наблюдали проявления такого величия спорта и товарищества. Мы благодарим Великобританию и хотим выразить всем странам нашу признательность, добрые чувства и добрые пожелания, которыми мы наполнились в дни Олимпийских игр".
Праздник мира состоялся. Непонятным было одно: на приглашение союзников не отозвались спортивные организации СССР. Не было опыта, не хватало готовности к олимпийскому дебюту? Но ведь "главное не победа, а – участие"?
Как бы не так! В том же 48 году ЦК ВКП(б) сформулировал партийный наказ: "Завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта".
"Завоевание" – боевое слово. "Враг не дремлет!"
Газета New York Times. "В Играх в Хельсинки участвует 71 страна. США должны превзойти всех, но только одна победа действительно важна – над советской Россией. Надо вынудить замолчать пропагандистскую коммунистическую машину… Красные братья достигли такого уровня в спорте, что с ними надо примириться или заткнуть им рот. Давайте же заставим их замолчать!"
Газета «Правда». "В состязании с зарубежными спортсменами спортсмены Советского Союза блестяще подтвердили превосходство советской системы физического воспитания и советской социалистической культуры над буржуазной". Дальше последует: "Победы на олимпийских играх свидетельствуют о преимуществах социалистического строя".
Политизация спорта усиливается.
"В Великобритании, Соединенных Штатах, а сейчас и в Австралии спортсменам внушают мысль, что их поражение на любом из международных соревнований является позором для всей нации.
Многие английские газеты распинают преданных своему делу спортсменов, которые не оправдали ожиданий".
Отдадим должное президенту МОК Эйвери Брендеджу. Его проект базировался на возможности мирного сосуществования стран с различным политическим устройством. Дружба стран крепится дружбой спортсменов, творческим товариществом тренеров.
Данные о наградах победителей и призеров олимпийских состязаний публикуются на официальном сайте МОК. "Выстраивание стран по какому-либо ранжиру противоречит правилам Международного олимпийского комитета. Таблицы приводятся исключительно для информации".
О спорт! Ты – мир!
Увы, не вышло…
Акции политиков продолжались и принимали разрушительный характер. Первый случай – трагический, кровавый. Мюнхен-72. Захват заложников палестинскими террористами и гибель олимпийцев Израиля. Следующие олимпийские игры (Монреаль-76) бойкотирует большинство африканских стран: протест против расистской политики ЮАР. Далее – удар по Московской Олимпиаде 1980 года. С подачи президента США Картера, призвавшего заклеймить вторжение советских войск в Афганистан, Олимпийские комитеты 60 стран бойкотируют Игры в Москве.
"Наезд" политики губит Олимпийские игры. Впервые заявку на их проведение представил лишь один город – Лос-Анджелес.
Четыре года спустя – ответный демарш. По указанию Москвы Игры в Лос-Анджелесе игнорируют социалистические страны. (Исключение – Румыния).
"Кризис-менеджером" олимпизма стал Хуан Антонио Самаранч. Новый президент МОК принимает решительные меры. Введено жесткое правило: НОК страны, объявившей о бойкоте Игр, лишается олимпийского статуса.
Проведение олимпийских игр убыточно? Но их можно сделать заманчивым прибыльным предприятием!
"Олимпийские игры должны стать крупнейшим событием мировой жизни. Нужно покончить с болтовней о любительстве и сделать так, чтобы за каждым олимпийским успехом следовала всемирная слава и богатство".
А как же "О спорт! Ты – мир"?
Президент-прагматик успокаивает: "Идеи остались прежними. Но меняется время, а вместе с ним – средства их воплощения. Если тебе по-настоящему дорога идея, можно пойти и на компромисс".
Кубертен-историк напоминал о гибели античного олимпизма. Могущество Эллады ушло в прошлое, стадион в долине Алфея опустел. Утеха римских плебеев и гордость патрициев – кровавый цирк Колизея.
Проект Самаранча – грандиозный, кочующий по планете цирк спорта. Каждое представление – супершоу. Самые умелые сценаристы, самые хитроумные режиссеры, артисты – блистающие и враждующие атлеты, комики – комментаторы. Главное – волнующая непредсказуемость результатов каждого номера. Билеты – права на телетрансляцию игр продает МОК, А над всем этим игры политиков, бизнесменов, мастеров манипуляции сознанием обеспокоенных землян
"О спорт! Ты – мир". Последний, завершающий аккорд "Оды спорту"… Станут ли эти слова девизом и победой олимпийского Рио?
В истории античного олимпизма упоминается об "экихирии", о прекращении войн на время состязаний в долине Алфея. К возрождению экихирии призывает Организация Объединенных Наций. Прекратятся ли в дни Рио-2016 вялотекущая бойня в Донбассе, бомбежки в Сирии, наступит ли просветление в умах террористов? Сомнительно…
Вслушиваясь в радионовости, вглядываясь в телеэкраны, мы прежде всего будем надеяться и ждать. Рио празднует "Мирное дружеское соревнование, согласие, сближение людей, жаждущих единства". Рекорды, драматизм побед и поражений, рейтинги олимпийских команд волнение публики всемирного цирка – все обеспечено. Кроме заветного "О спорт – ты мир!"