Президент Украины Петр Порошенко высказался в пользу бойкота чемпионата мира по футболу 2018 года, который должен пройти в России.
Вопрос о бойкоте Мундиаля-2018 поднимается не в первый раз. Заявления об этом неоднократно делались государственными и футбольными деятелями многих стран мира, в том числе США, Германии, Великобритании и Нидерландов. Ранее наиболее последовательными в этом вопросе считались спортивные функционеры Англии, для которых главным поводом для гипотетического бойкота стало поражение Англии в борьбе за право проведения турниров 2018 и 2022 годов. В Англии многие считают причиной этого поражения нечестное голосование, против чего, несмотря на проведенное расследование, решительно возражала и возражает Международная федерация футбола. Все это – вполне в норме для ФИФА: эта организация решительно отвергает любую причастность футбола и к коррупции (хотя это отдельный вопрос), и к политике.
В 2014 году Евросоюз рассматривал возможность включения в новый пакет антироссийских санкций лишение России чемпионата мира по футболу. Обсуждали и приостановление членства России в УЕФА и ФИФА. Эту идею активно поддерживали Латвия, Литва, Эстония, Украина, Германия, Великобритания и США. За бойкот ЧМ-2018 были мэр Киева Виталий Кличко, вице-премьер Великобритании Николас Клегг, член блока Ангелы Меркель в немецком парламенте Михаэль Фукс, сенатор США, республиканец Джон Маккейн. При этом надо отметить, что ЕС не может лишить какую бы то ни было страну права на проведение соревнований, в особенности страну – не члена Евросоюза. Полномочия на такое решение есть только у соответствующей спортивной федерации, в данном случае – у ФИФА. Ну а глава ФИФА Йозеф Блаттер давно выступает против подобных инициатив – по его мнению, проведению мундиаля в России ничто не грозит, а рычагов давления на ФИФА у Евросоюза быть не может.
Однако выступление Петра Порошенко вновь активизирует обсуждения этой "горячей" темы – даже несмотря на то, что перед ЧМ-2018 должен сначала пройти чемпионат Европы 2016 года, отборочный турнир к которому сейчас в самом разгаре. Далеко не факт, кстати, что сборная Украины сможет принять участие в чемпионате мира в России. Отборочный турнир проводится к каждому турниру такого уровня, а украинская команда не смогла выйти в финальную часть чемпионата мира 2014 года. Сборная же России в финальной части турнира 2018 года сыграет как хозяйка соревнований. Но это для представителей Украины значения не имеет – речь идет о неприятии самого факта проведения турнира мирового уровня в стране, которая, с точки зрения Украины (и не только ее), является агрессором.
Заявлению Петра Порошенко, кстати, предшествовало январское выступление представителя Украины при ЕС Константина Елисеева, который призвал европейских чиновников лишить Россию права на чемпионат мира по футболу. Его поддержал и глава МВД Украины Арсен Аваков. Президент же Украины отметил, что разговор об участии сборной в чемпионате мира невозможен, пока Россия будет продолжать свою политику на юго-востоке Украины. В частности, газета Bild цитирует Петра Порошенко: "Пока российские войска находятся в Украине, проведение мирового первенства в этой стране немыслимо". При этом Порошенко заявил, что в данной ситуации невозможно разделить футбол и политику.
Согласятся ли цивилизованные страны ехать в Россию играть в футбол, если та продолжит воевать с Украиной?
Фактически это стало призывом вернуться в начало 80-х годов прошлого века, когда многие страны бойкотировали Московскую олимпиаду 1980 года именно по политическим соображениям. Правда, с тех пор, как СССР и его сателлиты ответно бойкотировали Игры-1984 в Лос-Анджелесе, Международный олимпийский комитет отказался от политики бойкотов. Например, Олимпийские игры в Пекине 2008 года обошлись без подобных эксцессов, хотя призывы к их бойкоту звучали весьма громко. Не было никакой реакции МОК ни на то, что практически в день открытия этих Игр начались военные действия России в Грузии, ни даже на фактическое совпадение по времени аннексии Россией Крыма и завершения зимней Олимпиады в Сочи 2014 года. МОК и подчиненные ему международные спортивные организации, такие как ФИФА, упрямо настаивают на принципе разделения спорта и политики. Напоминания о 1936 годе, когда в гитлеровской Германии МОК провел сразу две Олимпиады – зимнюю в Гармиш-Партенкирхене и летнюю в Берлине – особого впечатления на МОК не оказывают, и соотносить те времена с современностью МОК явно не намерен.
Примерно так же рассуждают и функционеры ФИФА. Их можно понять: современные турниры такого уровня – в первую очередь, крупнейшие финансовые мероприятия, спортивно-коммерческие шоу мирового масштаба. Отменять или переносить их – чрезвычайно тяжелое дело, которое, кроме технических сложностей, влечет за собой и сложности иного рода – в том числе и организационные, и политические. Но в самом деле: что предпринять, если в момент начала чемпионата мира его организатор либо ведет прямые военные действия, либо недавно их завершил, либо начинает их в самый момент старта турнира? А если эти действия осуждены, например, на уровне ООН? Интересно, изучают ли подобную ситуацию аналитики ФИФА, которые, конечно же, обязаны предвидеть все стратегические риски до того, как проводится голосование по поводу места проведения того или иного турнира?
Вот простой пример. Та же ФИФА откровенно "села в лужу", когда столицей чемпионата мира 2022 года был избран Катар. Мало того что впоследствии были вскрыты серьезные финансовые махинации на этих выборах – отчего-то лишь после выборов футбольная общественность задумалась, что играть летом в футбол в этой стране невозможно из-за жары. Как будто этого не было известно заранее! В результате ряда скандальных обсуждений было решено, что мундиаль-2022 пройдет зимой, отчего придется менять график проведения целого ряда национальных чемпионатов. А Кубок Конфедераций, который ФИФА традиционно проводит за год до чемпионата мира, вообще пришлось переносить из Катара в другую страну – и пока неясно в какую. Таковы первые, пока только самые очевидные последствия явно непродуманной работы ФИФА по подготовке к выборам.
Возвращаясь к ситуации вокруг призыва Украины к бойкоту ЧМ-2018, отметим, что вице-президент УЕФА и почетный президент Федерации футбола Украины Григорий Суркис заявил недавно, что бойкота не будет, если стороны смогут соблюдать минские соглашения. Вот что сказал Суркис в интервью Associated Press:
– Если мы будем следовать минским соглашениям и выполнять их, то необходимости вносить этот вопрос в повестку дня не будет. Давайте подождем и не будем пессимистами. Я оптимист, потому что речь идет не только о вопросе мира в Украине, но и в Европе и на всей планете. Наше желание заключается в том, чтобы в ближайшее время ситуация на востоке Украины стабилизировалась.
Отметим, что от бойкота чемпионата мира в России, похоже, отказались Германия и Англия, которые ранее выступали за такое решение. Во всяком случае, в пользу мундиаля высказался Генеральный секретарь футбольной ассоциации Англии Алекс Хорн. А канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Германия не рассматривала вопрос бойкота, и о футболе можно будет думать только после выполнения минских договоренностей.
Но время до 2018 года еще есть. Согласятся ли цивилизованные страны ехать в Россию играть в футбол, если та продолжит воевать с Украиной? Сейчас, похоже, ФИФА исходит из надежды на то, что к 2018 году все как-то "рассосется". А если нет?