Ссылки для упрощенного доступа

Клятвы справедливости


Историк и социолог Юрий Теппер продолжает экскурс в историю современного олимпизма

Историк и социолог Юрий Теппер продолжает экскурс в историю современного олимпизма. Начало здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.

"О спорт! Ты – справедливость! Ты указываешь прямые, честные пути, которые ищут люди для достижения целей, поставленных в жизни. Ты – беспристрастен. Ты учишь, что правила соревнований – закон. Ты требуешь: "Ни один спортсмен, выполняющий упражнения перед зрителями и судьями, не должен преступать эти правила". Ты определяешь границы между видами спорта. Нет судьи взыскательнее и строже, чем ты сам. Непоколебимо твое требование справедливых оценок за истинные достижения".

Пафос и установки Пьера де Кубертена вполне обоснованы. Нормы и правила – основа организации деятельности. Старательное соблюдение норм поощряемо, нарушение их наказуемо.

Развитие спорта невозможно без установления и соблюдения норм и требований ("правила соревнований – закон", "нет судьи взыскательнее и строже"). Основание решений – справедливые оценки истинных достижений.

Спорт – справедливость. По мнению философов, справедливость зиждется на понятии о благородном должном. И еще – что особо важно – необходим благородный некто, оценивающий, что справедливо, а что – нет.

Автора "Оды" воодушевлял опыт античности. Творцы норм (metron) справедливого порядка – олимпийские боги. Есть богиня справедливости – Астея.

Элланодики, жрецы Астеи, обеспечивали равность подготовки к состязаниям. Атлет, претендовавший на участие в олимпийском агоне, в течение девяти месяцев находился под контролем наставника. Затем проверенные кандидаты приглашались на предолимпийский месячный тренировочный сбор в долине Алфея. Здесь за дисциплину и равные условия подготовки и отвечали властные жрецы – элланодики.

Элланодики-судьи обеспечивали беспрекословное соблюдение правил олимпийского агона. Некоторые правила были безжалостны. В 564 г. до н. э. в решающем поединке был задушен Аррахион из Пигалии, дважды олимпионик в свирепой борьбе – панкратионе. Задушен – при строгом соблюдении олимпийских правил.

После 98-й Олимпиады (388 г. до н. э) в Священной роще Олимпии воздвигались не только статуи победителей-олимпиоников. Здесь же выставлялись скульптуры богов, изваянные за счет оштрафованных нарушителей олимпийской справедливости.

Пьер де Кубертен
Пьер де Кубертен

Разумеется, автор "Оды" обращался не только к традициям античных Олимпиад.

Для Кубертена образцом соблюдения справедливой игры стал спорт европейских аристократов. Игра джентльменов – хобби, не приносящее прибыли, занятие для души. Взаимная вежливость и щедрость: при неравенстве сил слабый партнер получает "фору". Справедливость торжествует.

Правила английской Ассоциации футбола (1863 г.) нормировали размеры поля и ворот, в особенности игры вратаря, фиксацию офсайдов и корнеров. Но, странное дело, в первых правилах – ни слова о судействе. Состязания джентльменов – "фэйр плей", честная игра. При спорном случае можно сделать перерыв, обсудить конфликт и достичь желанного компромисса. Судейский свисток прозвучал лишь в 1880 году.

Зритель, чудом увидевший фехтовальный турнир начала прошлого века, был бы изрядно озадачен. На дорожке с мушкетерским энтузиазмом сражаются маэстро. Вдоль поля боя за длинным столом располагаются арбитры. Но никто не руководит боем. Получив удар или укол, фехтовальщик сам честно признается: "Туше мне!" А арбитры зачем? Вдруг джентльмен ошибся…

Детище Кубертена – олимпийская клятва спортсмена. Впервые на торжественном открытии игр VII Олимпиады (Антверпен, 1920 год) ее произносит бельгийский фехтовальщик Виктор Буан.

Олимпийская победа все чаще достается мастерам жесткой игры. Действия на грани фола становятся нормой спортивной жизни

"От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд".

Недавно к олимпийской клятве спортсменов добавилось обещание "действовать, отбрасывая допинг в честь честной игры".

Угрозу справедливости спортивной жизни Кубертен видел в появлении "отвратительного клана спортсменов-профессионалов, которые извратят саму идею спортивных состязаний, монополизируют их и превратят в своего рода театр марионеток".

Нужны особые меры. Требования "Кодекса любительства" категоричны. Поездки на тренировочные сборы и соревнования – только за свой счет. В олимпийских состязаниях не имеют права участвовать преподаватели физического воспитания и тренеры. Никаких спонсоров и благодетелей! Полученное денежное вознаграждение – основание для дисквалификации любителя.

В спортивной жизни Джеймса Торпа, американского легкоатлета, многоборца, триумфатора игр V Олимпиады был случай участия в соревнованиях бейсболистов-профессионалов. Доведавшись об этом, отцы МОК с позором лишили Торпа олимпийских наград.

Владислав Третьяк
Владислав Третьяк

Пааво Нурми, великий стайер ХХ века, получил вознаграждение за показательные выступления в США. Надзор не дремал. Восьмикратный олимпийский чемпион был дисквалифицирован. Пожизненно. Торжество справедливости…

Борьба за чистоту любительства превращается в абсурд, когда заказчиком олимпийских побед становится государство (гитлеровский рейх, коммунистическая власть). Появляется новая финансируемая страта – "кадровый", "государственный" спорт. Допускать на олимпийские игры атлетов, взятых на содержание государством? Но это несправедливо по отношению к "чистым" любителям. Президент МОК Брендедж умело избегал обсуждения щекотливого вопроса. Возглавив МОК, Хуан Антонио Самаранч вначале осторожничал:

"Наш долг состоит в том, чтобы предоставить всем спортсменам мира равные шансы участвовать в Олимпийских играх. Конечно, за исключением профессионалов. Для меня профессионал – это тот, кто существует исключительно за счет спорта" ("Спорт за рубежом", № 5, 1984).

Затем Самаранч принимает принципиальное решение, пригласив профессионалов на Игры в Лос-Анджелес (1984). Торжество справедливости? Или кончина памяти о бескорыстном любительстве…

"Правила соревнований – закон". Однако случались и ловкие игры с правилами. На Олимпийских играх в Берлине (1936 год) трассу конного кросса проложили через зыбкое болото. Кони соперников вязли, отчаивались всадники. Но болото лихо преодолевали чемпионы, всадники Германии, загодя освоившие надежную тайную тропу.

Нынче олимпийская победа все чаще достается мастерам жесткой игры. Действия на грани фола становятся нормой спортивной жизни. Присмотритесь к финалам олимпийских состязаний в беге на 800 метров. Свирепая толчея лидеров, блокировка претендента на победу – все справедливо…

Совершенствуются методы и средства тренировки. Ныне для обеспечения технологически обоснованной подготовки олимпийского чемпиона требуется 4-5 миллионов долларов. Нет денег – не претендуй, можешь сетовать на несправедливость спортивной жизни.

Олимпийская история советского фехтования триумфальна. Правда, возникали некоторые негласные требования к справедливости поединков, к спортсменам. Если в финал мировых и олимпийских чемпионатов пробивалось несколько советских спортсменов, по решению главного тренера сборной СССР финалисты "сдавали" бои сильнейшему.

Главный страж спортивной справедливости – арбитр. Увы, нередко решениями стража управляет не зов совести, а "неблагородный некто".

Встречи между украинскими футбольными командами, выступавшими в высшей лиге чемпионата СССР, журналист Аркадий Романович Галинский иронично и грустно называл "странными играми".

После завершения спортивной карьеры Виктора Чукарина (гимнаста, героя Олимпийских игр в Хельсинки и Мельбурне) пригласили в состав высшей судейской коллегии. Перед началом европейского чемпионата состоялся инструктаж судей по части требуемых оценок. Виктор Иванович прищурился: "Моя фамилия – Чукарин!" И немедленно отказался от игр в "должную справедливость".

МОК взывает к совести арбитров. В 1968 году к церемонии открытия летних и зимних Игр добавили Олимпийскую клятву судей.

"От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности на этих Олимпийских играх с полной беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе".

Чтят ли тренеры олимпийцев правила честной игры?

В 2010 году на открытии летних Юношеских игр впервые прозвучала "Олимпийская клятва тренеров":

"От имени всех тренеров и остальных людей из окружения спортсменов я обещаю, что мы будем вести себя так, чтобы поддерживать спортивный дух и честную игру, в соответствии с основными принципами олимпийского движения".

Олимпийские игры спортсменов, игры тренеров и судей, игры политиков. Разные игры. И все – на грани фола.

Мечты о возвращении культуры античных Олимпиад смешны. Святость спортивных правил, могучая богиня Астея, стоящая на страже справедливости… Реальны лишь игры в клятвы и элланодики ВАДА.

Улыбнемся наивности кубертеновской "Оды". И смиримся с абсурдными превращениями спорта в школу несправедливости.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG