Ссылки для упрощенного доступа

«Синий язык» коснулся Северной Европы


Оленям, живущим на ферме женского монастыря в Керкраде, тоже угрожает опасность.
Оленям, живущим на ферме женского монастыря в Керкраде, тоже угрожает опасность.

Жаркое лето привело к тому, что в Нидерландах, Германии и Бельгии была зафиксирована вспышка тропической болезни, поражающей диких и домашних животных, в первую очередь, овец. Ранее вирус достигал только Средиземноморья. Вирус не опасен для человека, но угрожает животноводству всей Северной Европы. Заболевание, благодаря внешним проявлениям получило название «синий язык» (Bluetongue), а его возбудитель, так называемый BTV, относится к группе реовирусов и разносится насекомыми, которые, кусая, способны заразить овец, коз, крупный рогатый скот и некоторых диких животных, например, оленей.


Клинические симптомы болезни могут различаться от смазанных до отчетливо выраженных форм. Смертность среди пораженных овец доходит до 70 процентов. У овец проявляется в виде высокой температуры, учащенном дыхании и гиперемии губ, воспалении слизистых оболочек рта, носа и глаз, неумеренном слюноотделении, которое сопровождается «вспениваниванием». Иногда наблюдается аномальный отек головы и шеи, и дегенерации мышц.


Вирус в Северной Америке


Для американского сельского хозяйства, лежащего в более южных, по сравнению с европейскими, широтах, борьба с вирусами BTV давно приобрела огромное экономическое значение. Несколько лет назад от эпизоотии (массовое заболевание животных) за четыре месяца погибло около 179 тысяч овец, поставив под угрозу существование целой отрасли. В Канаде вирус не зафиксирован за пределами долины Оканаган (Okanagan Valley), где самый мягкий и теплый климат на территории страны. Дело в том, что переносчик возбудителя – вид мошки Culicoideus varripennius – может пережить северную зиму только в виде личинки, а вирус в личиночной форме не сохраняется. Казалось бы, жители северных регионов могут спокойно разводить своих овец.


Продвижение на Север


Но не тут-то было: 18 августа голландское правительство было вынуждено приостановить любой экспорт живых овец, коз и коров, после того как в лабораторных условиях были получены положительные пробы, свидетельствующие о присутствии вируса у животных на ферме в Керкраде (Kerkrade) – небольшом городке вблизи знаменитого своими историческими памятниками немецкого Аахена (Aachen) и не менее знаменитого голландского Маастрихта (Maastricht). По словам представителя министерства сельского хозяйства Голландии (Dutch Agriculture Ministry), местные ветеринары были очень удивлены, поскольку болезнь до этого встречалась только в Южной Европе, но никогда – в Северной. Тщательное лабораторное исследование подтвердило присутствие вируса на одной ферме. Еще десять случаев в других хозяйствах, находились «под подозрением», которые вскоре оправдались. Число зараженных ферм в Голландии к 20 августа достигло 13, к тому же признаки заболевания были выявлены у животных в Бельгии, вблизи Льежа (Liege) и Лимбурга (Limburg). Вокруг зараженных ферм срочно пришлось установить санитарную зону, радиусом 150 километров, запретив в ней перемещение любых копытных животных. Примечательно, что в Голландии не живет обычный переносчик вируса, но ученые уже обнаружили два вида местных, адаптированных к холоду мошек, способных его заменить.


Заболевание впервые было описано в Южной Африке, но с тех пор было обнаружено во многих тропических и субтропических странах. Начиная с 1999 года, его вспышки фиксировались в Греции, Италии, на Корсике (Франция) и на Балеарских островах (Испания). Также сообщалось об отдельных случаях заболевания в балканских странах (Болгарии, Хорватии, Македонии, Косово и в Югославии). Специалисты предполагают, что вирус распространялся двумя путями – из Турции и из Северной Африки. В июле 2001 года появились сообщения, что вирус, возможно, перезимовал на острове Корфу и в Италии. Среди одной из возможных причин изменения особенностей распространения возбудителя в средиземноморском регионе специалисты еще в 2001 году называли глобальное потепление климата и прогнозировали возможность распространения заболевания к северу.


Европа готовится к осаде


Несмотря на то, что болезнь пока не была зарегистрирована на территории Великобритании, в 2003 году там был принят специальный закон, содержащий директивы по контролю за состоянием животных. Аналогичные нормы действуют в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии.


Объединенная Европа сегодня поддерживает торговые ограничения по контролю распространения вируса BTV. В распространенном 21 августа в Лондоне пресс-релизе подчеркивается, что вирус не опасен для людей, но очень опасен для овец. Необычно жаркое лето позволило мошкаре разнести инфекцию далеко на север.


Дебби Рейнольдс (Debby Reynilds), глава Ветеринарной Службы Великобритании (Chief Veterinary Officer for the UK), обратилась к держателям овец и крупного рогатого скота с предупреждением о необходимости внимательно следить за возможными симптомами болезни и проводить лабораторный мониторинг. По ее словам, случаи поражения вирусом важны для развития животноводства во всей северной Западной Европе. Каждый, кто разводит овец, коров, оленей или коз должен обращать внимание на необычное поведение или внешний вид животных и немедленно сообщать в ветеринарную службу.


XS
SM
MD
LG