Александр Кордюков – житель Бреста. Он единственный свидетель гибели своего друга, 43-летнего дальнобойщика Геннадия Шутова.
Вечером 11 августа в Бресте Шутову в затылок в упор выстрелил неизвестный в штатском. С тех пор брестчанин находился без сознания, 19 августа он умер в реанимации минского военного госпиталя. Официальная причина смерти Геннадия Шутова: травматический отек мозга, повреждение в результате выстрела из ручного огнестрельного оружия с неустановленными намерениями.
Тогда Кордюкову удалось убежать, он не знал, что его друг смертельно ранен. Задержали Александра 14 августа и сначала обвинили в сопротивлении сотруднику органов внутренних дел (часть 2 статьи 363 УК), санкция по этой части статьи предусматривает до 5 лет лишения свободы. Позже обвинение переквалифицировали на покушение на убийство (часть 2 статьи 139). По этой статье ему грозит от 8 до 25 лет лишения свободы. В санкции указана смертная казнь, но в соответствии со статьей 67 Уголовного кодекса за покушение на преступление смертная казнь не назначается.
Amnesty International признала Александра Кордюкова узником совести.
Потерпевшими по уголовному делу признаны двое военнослужащих сил специальных операций войсковой части 89 417 в Марьиной Горке. Один представился 29-летним капитаном Романом Гавриловым. Второй – 28-летним прапорщиком Арсением Голицыным, сообщает TUT.BY. Оба потерпевших отказались предъявлять иски к обвиняемым о возмещении вреда.
Обновлено:
Эпизод судебного заседания пересказывает TUT.BY:
Капитан Роман Гаврилов рассказал, что получил удар по голове от Кордюкова, достал пистолет сказал: "Стой, стрелять буду", так как они продолжали на нас идти с Шутовым – и произвел предупредительный выстрел вверх. "После чего Кордюков бросил трубу в Голицына. Шутов остался на месте. Он стоял напротив меня. Кордюков побежал. Голицын побежал за ним. И когда я попытался подойти к Шутову и его задержать, он схватил за ногу меня, пытался повалить. Так как я понял, что я с ним не смогу побороться – он был крупнее намного меня, – я решил выстрелить в нелетальную область. Но из-за того, что он начал бороться со мной, я начал падать и получилось, что попал ему в затылок. После чего он по мне съехал на землю, упал лицом вниз".
17 февраля в суде допросят свидетелей.
Официальная версия
Еще 12 августа в МВД сообщили, что в Бресте на сотрудников милиции якобы напала "группа агрессивно настроенных граждан с арматурой в руках": "Предупредительные выстрелы вверх их не остановили. Для защиты жизни и здоровья сотрудников оружие было применено на поражение. Один из нападавших ранен".
В день смерти Геннадия Шутова, 19 августа, Следственный комитет Беларуси выпустил заявление, в котором сообщил о "смертельном ранении мужчины во время пресечения нападения на правоохранителей". По версии СК, 11 августа в Бресте двое мужчин напали на "лиц, выполнявших задачи по охране общественного порядка", и якобы "наносили удары, использовав металлическую трубу, а также предприняли попытку завладения огнестрельным оружием".
"Пресекая противоправные действия нападавших, правоохранители применили физическую силу. Один из них, воспринимая действия подозреваемых как реальную угрозу жизни и здоровью и пресекая попытки завладеть табельным оружием, применил в отношении нападавшего оружие, выстрелив в направлении плеча. Однако, ввиду продолжавшегося активного сопротивления мужчины, непреднамеренно ранил его в область головы", – говорится в сообщении СК.
Имя Геннадия Шутова в сообщении не упоминалось, но дата его смерти дает основания говорить, что СК писал о именно нем.
Что говорят родственники
Только через двое суток родные Геннадия Шутова смогли выяснить, что с ним: сначала мужчину доставили в Брестскую областную больницу, а затем – в военный госпиталь в Минске.
Родственники утверждают, что Геннадий и его друг Александр Кордюков не были участниками акций протеста. Дочь Шутова Анастасия Баранчук рассказывала Настоящему Времени, что накануне ее отец вернулся из командировки, а 11 августа был со своим другом в гараже. "После этого они собирались ехать домой, и, как рассказывает сожительница отца, она ему позвонила около 22 часов. Он сказал, что вызвал такси и собирается ехать домой. У тех двадцатиэтажек [где его застрелили] он ждал такси. Через полчаса она начала ему звонить, так как он еще не приехал, и уже телефон был недоступен".
По словам Анастасии, родственников сначала не пускали в больницу, позже семье отказывались отдавать тело, но в заключении о смерти указана настоящая причина. "Ключ там стоит У22, это огнестрельное ранение", – рассказала дочь Геннадия Шутова.
Уголовное дело возбуждено в отношении убитого
В конце сентября издание "Медиазона" опубликовала видеозаписи с камер наблюдения возле дома №334 на улице Московской в Бресте во время предполагаемого убийства Шутова. "Медиазона" получила подтверждение родных, что на видео именно Шутов и Кордюков.
На видео двое мужчин [Шутов и Кордюков], около 15 минут они стоят у скамейки. В кадре появляются трое – это "тихари" [так в Беларуси называют силовиков в гражданской одежде]. Неожиданно двое из них подходят к Шутову и Кордюкову. Один из "тихарей" запрыгивает на скамейку и сразу спрыгивает обратно. На скамейке появляется еще один человек. Сложно сказать, кто это и что происходит дальше.
На записи видно, как пара идет к подъезду и внезапно оборачивается в сторону скамейки. Через мгновение из-за деревьев выбегает Александр Кордюков, за ним бежит один из "тихарей", спотыкается, падает, но поднимается и продолжает погоню. Шутова в это время не видно, вероятно, он уже убит.
Это видео опровергает версию Следственного комитета, согласно которой Шутов и Кордюков с металлическими трубами в руках напали на милиционеров и попытались отобрать у них оружие.
По факту убийства Шутова уголовное дело не возбуждено до сих пор (СК ответил родственникам, что для этого нет оснований), однако еще до его смерти, пока мужчина находился в реанимации, Следственный комитет возбудил дело в отношении самого Шутова – за сопротивление сотрудникам милиции, и оно до сих пор не закрыто, сообщает белорусская служба Радио Свобода.
Родные Шутова находятся под подпиской о неразглашении и не могут комментировать детали. У Геннадия Шутова остались трое взрослых детей от первого брака и двое (5 и 2 года) от второго.
Прослушивали, задержали обманом
Александр Кордюков с 14 августа находится за решеткой. Все те два дня после 11 августа, пока его еще не задержали, он искал своего друга Гену, рассказала дочь Шутова, думал, может быть, он находится в СИЗО.
Сестра Кордюкова Марина рассказывала "Белсату", что Александра прослушивали до задержания, хотя он не скрывался, жил обычной жизнью. 14 августа к ним домой пришел сотрудник милиции и сказал, что если Александр придет в отделение сам, то через трое суток его отпустят.
"Когда милиционер ушел, мы поехали искать Сашу. Его гараж был открыт, мы подумали, что Саша должен быть где-то там. Мы ходили по гаражам и звали его. Уже потом я поняла, что там была засада. Когда Саша услышал нас, вышел, нам перекрыли дорогу, а его затолкали в какую-то машину. Люди, которые его забрали, даже не были похожи на милицию – в штатском, но с пистолетами и наручниками", – рассказала Марина журналистам.
Через 10 суток после задержания Александра Кордюкова перевели в СИЗО № 1 на улице Володарского в Минске и предъявили обвинение за якобы оказание сопротивления сотруднику милиции. В декабре обвинение переквалифицировали в покушение на убийство.
О ходе дела семья Александра знает мало: адвокаты под подпиской о неразглашении, сам он тоже ничего не писал. "О новом обвинении Саша писал, что это смешно и что ни один суд в это не поверит. Но он же с августа за решеткой, в информационной изоляции и не знает, что здесь и судов уже не осталось", – говорит его сестра Марина.
"Я сотни раз просматривала ту видеозапись, где якобы видно сопротивление, покушение, но я не вижу в этих двух минутах никаких подобных действий от брата, – рассказывала Марина "Белсату". – Кроме того, я там не увидела милиции – ни одного опознавательного знака. Там были бандиты с оружием".
За четыре месяца родные получили только одно свидание с Александром. У мужчины есть 10-летний сын Трофим. Мальчику сразу рассказали всю правду о случившемся с папой – жена Александра посчитала, что так лучше.
По словам сестры Марины, адвокат ее брата подала ходатайство о том, чтобы дело вообще закрыли, так как она не видит там доказательств виновности Александра в чем-то. На контакт со следователями он не идет.
Марина считает, что дело могли переквалифицировать, чтобы полностью оправдать того, кто стрелял. Она допускает, что дело ее брата могут рассматривать в закрытом суде.
11 февраля стало известно, что Александра Кордюкова этапировали из Минска в Брест.