В Южной Осетии сегодня заканчивается предвыборная агитация. Завтра – день тишины, а в воскресение пройдут выборы в законодательное собрание республики. Югоосетинские эксперты подводят итоги этой кампании – как она проходила, какое впечатление оставила, чем эти выборы отличались от предыдущих.
После длительного перерыва выборы должны пройти по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. По словам президента медиа-центра «Ир» Ирины Гаглоевой, много интересных людей заявило о желании принять участие в избирательной кампании в качестве самовыдвиженцев. В политических партиях появились новые молодые лица, уже известные люди вдруг стали открываться публике с новой стороны. Все говорило о том, что это будет живая, интересная кампания, но власти все сломали. Перед избирательной кампанией были созданы законодательные и административные препоны, которые не допустили к выборам большинство из тех, кто мог бы украсить собой и саму гонку, и законодательное собрание. Оставшихся заставили осторожничать, кончено, не всех, но основную массу.
В первую половину избирательной кампании самоцензура кандидатов объяснялась опасениями, что ЦИК откажет им в регистрации, а во второй части они опасались, как бы их не сняли с дистанции. Говорит Ирина Гаглоева:
«Эту кампанию отличает политкорректность. Это хорошо, в принципе, когда культурно все, но, когда ты видишь, что кандидаты чего-то не договаривают, и когда ты понимаешь, чем это вызвано, то поневоле задумываешься... Мы привыкли, что даже в самые суровые времена выборы становились общественно-политическим релаксом. Кандидаты говорили все, что думают, а электорат все это слушал. Потом все это как-то преломлялось, и жизнь продолжалась дальше. Так было все эти годы, но в этот раз предвыборный процесс получился вялотекущим, по крайне мере из того, что на виду. Несомненно, есть и другая закулисная часть избирательной кампании, и эта часть стала намного масштабнее.
– Многие эксперты связывают это с монополией «Единой Осетии», в руках которой оказались все ветви власти.
– У нас часто бывала монополия одной партии, но сегодня эта монополия превысила все разумные пределы. Надо чтобы и гражданское общество на хвосте сидело, а то мы тоже немного засыпать стали, и вот – результат».
Участник парламентской кампании, председатель партии «Фыдабаста» Вячеслав Гобозов также отмечает, что, в отличие от предыдущих выборов 2014 года, эти проходили в более суровых административных условиях:
«Пять лет назад у нас выборы проходили в условиях оттепели, в условиях, когда начался демонтаж авторитарной системы. Это были более свободные и честные выборы. Фактически это были первые справедливые выборы за много лет. Сейчас, к сожалению, мы четко ощущаем давление административной машины на выборную систему. И то, что одна партия контролирует все ветви власти, это крайне негативно сказывается на качестве избирательной кампании. Я все-таки думаю, я даже уверен, что доминирование одной партии закончится на этих выборах, и это будет благом для Южной Осетии и даже для развития этой партии».
Что касается дебатов, то здесь Вячеслав Гобозов, напротив, считает, что они были куда более содержательными, чем на предыдущих выборах.
В 2014 году голосование проходило на фоне присоединения Крыма к России. Поэтому неудивительно, что «Единая Осетия», которая выступила с программой «Пять шагов в Россию» и пообещала присоединение в ближайшей перспективе, победила на выборах с разгромным результатом. Это был единственный лозунг, единственная программа, потому что ничего другого избиратель просто не хотел слышать, говорит Вячеслав Гобозов. В самом деле, зачем нужны какие-то реформы, если завтра в Россию?
«На нынешних дебатах люди больше говорят о внутренних проблемах. Люди поняли, что нет никакой возможности вхождения в состав России в обозримом будущем. Жить иллюзиями нельзя, надо, засучив рукава, браться за дело самим, никто наши проблемы за нас решать не будет. Вот и пытаются найти рецепты решения этих проблем. Мне понравилось, что практически все политические силы вышли к избирателю с предложением системных реформ. Они говорят об изменении государственной системы, а не о сведении счетов. Это внушает оптимизм», – говорит Вячеслав Гобозов.
Ирина Гаглоева уверена, что все законодательные рогатки и административные барьеры, с которыми столкнулись граждане на этих выборах, будут обсуждаться после дня голосования на самых разных площадках, и все перегибы будут исправлены. При всех своих недостатках, считает Гаглоева, эта избирательная кампания дала массу поводов для оптимизма:
«Так или иначе, в политике появляются молодые люди, пробуют свои силы. Может быть, они еще до чего-то не дотягивают, но они учатся. Это хорошо, это опыт. Главное – они есть, и значит, что-то будет. Даже те партии, которые сегодня несимпатичны кому-то, и они тоже учатся, извлекают свои уроки. Какие бы здесь страсти не кипели, все-таки то, что нас объединяет, куда больше того, что разъединяет. Это избирательная кампания показала, и это то, что позволяет нам смотреть в будущее с оптимизмом».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия