Представители политических партий «Аланский союз» и «Новая Осетия» заявили сегодня об объединении и слиянии с парламентской партией «Ныхас». Возглавить объединенную партию «Ныхас» предложено Алану Гаглоеву, лидеру партии «Аланский союз», которой недавно было отказано в юридической регистрации.
Политики считают, что злоупотребления властью одной политической силой, партией большинства – «Единая Осетия», приводит к разрушению политической системы государства. А репрессивные меры в отношении остальных политических сил в республике и внесение антидемократических поправок в избирательное законодательство «лишают народ своего основного права – права выбора достойных кандидатов и делегирования их во власть». В заявлении от трех партий упоминаются и последние изменения законодательства, которые исключают возможность образования блоков политических движений, что, по их мнению, также является одним из способов недопущения их прохождения в парламент нового созыва.
Лидер партии «Новая Осетия» Давид Санакоев в беседе с «Эхом Кавказа» говорит, что «Единая Осетия» не сдержала главного своего предвыборного обещания – консолидации политических сил, «хотя ни одна из тех же парламентских партий не может похвастаться тем, что ее мнение бывает услышано. Партия большинства диктует свои условия. Поэтому в парламенте должно быть больше политических сил и мнений. Нет равновесия между всеми ветвями власти, которые подмяла под себя тоже одна политическая партия».
По словам Санакоева, к примеру, его партия до сих пор не уверена в том, что пройдет проверки Минюста и будет допущена до парламентских выборов. Продолжает Давид Санакоев:
«Поэтому, когда мы обговаривали возможности, которые у нас есть, мы пришли к тому, что все же для парламентских партий есть больше свободы действий. Они не должны собирать подписи, они могут выдвигать список кандидатов в депутаты на съезде. То есть им не нужно будет проходить через преграды, которые они (действующая власть) устроили. Поэтому мы и пришли к тому, что «Ныхас» в этом плане для нас подходит. Однако мы продолжаем разговор и с другими политическими силами, в том числе, и с «Единством народа» (лидер – Владимир Келехсаев) есть точки соприкосновения, но на сегодняшний день ситуация такова, что объединяются пока три силы. Конечно же, мы провели работу с активами партий, мы разговаривали с политсоветом нашей партии, с активными участниками наших процессов в регионах, в районах. Если бы они нас не поддержали, мы не могли бы принять такие решения. И главное решение – мы вливаемся в одну партию, у нас фактически будет организована одна партия».
Объединенная сила будет выдвигать свой максимальный список кандидатов, в том числе, с привлечением сторонников на одномандатные места. По словам политика, главным критерием отбора станет грамотность будущего депутата и понимание им того, зачем он идет в парламент, а не просто умение поднимать руку для голосования:
«Кандидатуру Алана Гаглоева мы будет предлагать (на съезде) на руководящий пост партии в связи с тем, что партия, которую он возглавляет, – «Аланский союз» – не была зарегистрирована, и мы даем такую возможность представителю этой партии возглавить наш союз. Мы не собираемся ни на букву отходить от закона, даже если являемся оппозиционной действующей власти силой, мы конструктивны в принятии решений, и все они будут связаны только с тем, чтобы принести пользу нашему государству».
По мнению югоосетинского политолога Дины Алборовой, всегда лучше, когда партии объединяются в блоки и коалиции, когда партии сохраняются. В данном случае они сольются в одну политическую силу сразу с несколькими лидерами:
«Плохо терять партию. И если что-либо произойдет, а все-таки это три довольно яркие личности, это три лидера, всем понятно, что не всегда вот это лидерство может ужиться в рамках одной политической силы. Если вдруг произойдет конфликт, то кому куда уходить? Уже будет некуда, назад пути нет, партий этих уже не будет. А в сегодняшней ситуации, когда страшно ужесточен закон о политических партиях, возникновение новых, регистрация их как юридических лиц сильно усложняется. Поэтому я не знаю, удастся ли кому-либо зарегистрировать политическую партию, я имею в виду при условии неодобрения официальных политических лиц. Поэтому в этом смысле – это большой риск».
Сужается и само политическое поле республики, продолжает Алборова, «Аланский союз», даже как физическое лицо заявил о себе как о ярком движении с собственным электоратом. Почему лидеры выбрали для слияния парламентскую «Ныхас»? Политолог имеет свое мнение и на этот счет:
«Это партия, которая более или менее осталась из остальных партий, скажем так, более нейтральной, хотя я считаю, что они тоже активно участвовали в этих подписаниях и голосованиях за ужесточающие поправки. Но тем не менее это не «Народная партия», которая, как я думаю, уже давно нашла общий язык с партией большинства, и это не «Единство народа», которую, как мне кажется, штормит в разные стороны. У меня не сложилось никакого мнения по поводу этой политической силы. Да и потом я не удивлюсь, к примеру, если в этом партийном списке окажется бывший президент Леонид Тибилов, который заявлял, что он готов и дальше продолжать свою политическую деятельность. И мне кажется, вот эти объединенные политические силы тоже изначально складываются из людей, которые были сторонниками бывшего президента. И это тоже один из объединяющих факторов».
Шансы составить конкуренцию «Единой Осетии», говорит Алборова, при серьезном подходе и грамотной предвыборной программе у нового объединения, несомненно, есть, «ведь объединятся и сторонники этих трех политических сил, их электорат»:
«Мне кажется, есть уже много недовольства по поводу вот этой монополии, которая, к сожалению, сложилась у нас по поводу партии большинства. Необязательно быть даже поклонниками вот этих трех политических единиц, которые объединились. Но есть люди и беспартийные, я даже думаю, что внутри самой «Единой Осетии» не все так гладко и хорошо, как может казаться. Поэтому у них, конечно же, есть шанс».
Дина Алборова не исключает и поддержку одной из сторон – партии большинства или уже объединенного «Ныхаса», сторонниками экс-президента Эдуарда Кокойты:
«В связи с последними выборными ситуациями, я думаю, логично, что они могут поддержать «ныхасовцев». Но дело в том, что часто во время выборов выстраивается одна логика, а по факту получается совсем другая».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия