Парламент Южной Осетии в канун Нового года внес принципиальные изменения в выборное законодательство. В частности, небольшие партии больше не смогут объединяться в блоки.
Парламент Южной Осетии на последней сессии в уходящем году одобрил новый закон по совершенствованию законодательства о выборах. В общем-то большую часть новшеств мы рассмотрели с экспертами на прошлой неделе, когда общественность Южной Осетии обсуждала законопроект, а именно, положение о состоянии здоровья кандидата: ему надо будет как-то продемонстрировать, что он не алкоголик и не наркоман. С удовлетворением отметили, что все-таки парламент в новом законе подтвердил конституционное требование, что председатель Избиркома не может находиться в должности больше двух сроков подряд. Поэтому я решил поговорить с экспертами о последней, еще не обсуждавшейся норме нового закона, по которой из числа участников избирательного процесса исключены избирательные блоки.
Информационное агентство «Рес» приводит официальную мотивацию этого решения:
«Усилившаяся роль политических партий в общественно-политической жизни страны, а также увеличение численности политических партий дают основание полагать, что отпала необходимость их объединения в избирательные блоки для совместного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и участия в иных избирательных действиях».
Очевидно, что официальная мотивация явно противоречит заявлениям, например, того же спикера Петра Гассиева, который неоднократно выражал недовольство по поводу того, что полтора десятка партий для такой маленькой республики, как Южная Осетия, это слишком много и хватило бы одной или двух...
Возможность объединяться в избирательные блоки – это как раз способ решить проблему естественным эволюционным путем. Маленькие партии вынуждены будут договариваться, сливаться сначала в избирательные блоки, потом в единую политическую организацию. Так, например, была создана партия «Единая Россия». Согласитесь, это лучше, чем закрывать в административном порядке старые партии и не давать зарегистрироваться новым, продавливая в суде какие-то сомнительные решения, тем самым дискредитируя все ветви власти и вызывая напряжение в обществе, как это происходит сейчас.
Югоосетинский журналист Мадина Шавлохова отмечает, что все эти нововведения проходят на фоне весьма непростой политической ситуации, которая сложилась перед парламентскими выборами. В республике хватает и тех, кто поддерживает действующую власть, и тех, кто критически к ней настроен. Все говорит о том, что выборы в парламент будут напряженными. В этой ситуации, считает Мадина Шавлохова, власти пытаются укрепить свои позиции административными мерами:
«В принципе, можно понять, почему они запретили избирательные блоки. Сегодня представители малых партий (за ними довольно много людей) пытаются объединиться в политические блоки. И, естественно, усиленные какими-то яркими фигурами эти блоки могли бы создать конкуренцию партии власти на предстоящих выборах. Поэтому их и запрещают».
По мнению председателя политической партии «Новая Осетия» Давида Санакоева, разрешение создавать избирательные блоки способствовало бы развитию политической культуры, участники процесса учились бы договариваться между собой, создавать коалиции, оформлять эти союзы, презентовать их избирателям. Говорит Давид Санакоев:
«Мы не смогли на сегодняшний день выстроить политическую систему таким образом, чтобы, например, партии могли развиваться. У нас, наоборот, все идет к тому, чтобы они имели меньше возможностей для развития. Вместо помощи, которая могла бы оказываться партиям, мы встречаем преграды – что-то урезается, какие-то пороги повышаются... Это, конечно, все сказывается на внутриполитической ситуации. Но, с другой стороны, политической напряженности из-за этого пока не видно. Я думаю, она появится в следующем году, ближе к парламентским выборам».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия