Цхинвальский городской суд начал рассмотрение иска партии «Аланский союз» против Министерства юстиции, отказавшего ей в регистрации. Лидер партии Алан Гаглоев назвал решение политически мотивированным и обвинил министра Залину Лалиеву в попытках ограничить конкуренцию в пользу правящей партии на выборах 2019 года.
4 июня этого года Минюст объяснил свои действия ошибками, выявленными в регистрационных документах партии. Тогда же лидер объединения Алан Гаглоев выступил с ответным заявлением, в котором назвал причиной отказа «желание Минюста не допустить партию на выборы в парламент 2019 года», и рассказал о неофициальном предложении занять высокую должность в структуре исполнительной власти в обмен на отказ от регистрации партии. Решение Минюста, по мнению Гаглоева, политически мотивировано: «Министр юстиции Залина Лалиева сама является членом партии «Единая Осетия» и всеми способами стремится к сокращению числа партий в республике. Таким способом они думают, что смогут избежать конкуренции на парламентских выборах 2019 года». Партийцы выложили в сеть и подробный анализ нарушений, указанных в ответе регистрирующего ведомства, «чтобы доказать их надуманность».
Во время предварительного заседания, которое прошло сегодня в Цхинвале, судья Инал Тибилов сделал сторонам замечания, которые, по его словам, необходимо устранить до начала основного процесса. К примеру, доверенность представителя Минюста не была заверена подписью министра и печатью ведомства, отсутствовало у него и регистрационное дело «Аланского союза».
По словам адвоката партии Барсага Цховребова, он будет настаивать на том, чтобы судья обязал Минюст зарегистрировать партию:
«Суд просто объяснил сторонам, какие им необходимо представить доказательства, какие еще дополнительно надо совершить действия сторонам. Одно из наших требований – это обязать Министерство юстиции выдать свидетельство о государственной регистрации политической партии «Аланский союз», датировав его 30 мая 2018 года. Замечания, которые Министерство юстиции представило в своем решении об отказе, не предусмотрены законом республики о политических партиях. Таким образом, мы не согласны с этим решением».
Тедеев Гиви – рядовой партиец, который пришел на заседание. Он считает, что процесс регистрации партии не должен был решаться в суде:
«Нас почему-то хотят перевести в ранг якобы оппозиционной партии. Зачем это делать и для чего это делать, я не могу понять. Мы простая общественно-политическая партия, в которой состоит из 900 человек, и почему не проводится регистрация?!
– А быть сегодня оппозицией это, по-вашему, плохо?
– Дело не в этом. Начнем с того, что почему-то кто-то хочет сделать именно это. А мы прекрасно понимаем и умеем читать – и Конституцию читали, и разбирали, что это стопроцентное нарушение норм конституционных прав граждан. Если мы говорим, что строим правовое государство, то мы начинаем не орать, не кричать, не митинговать, а просто требуем решения суда, который, как я думаю, на сегодняшний день подтвердит наши права».
Сегодня же Алан Гаглоев забрал из Министерства юстиции официальный ответ на свое письменное обращение. В нем лидер партии просил разъяснить, в каком порядке и в какие сроки должны быть устранены недостатки, указанные в отказе ведомства. По словам Гаглоева, реакция Минюста его не удивила:
«Я считаю, что этот ответ является подтверждением предвзятого отношения Министерства юстиции к партии «Аланский союз», потому что вместо того, чтобы ответить на наш вопрос и разъяснить порядок исправления, они взяли и один в один переписали свой же текст. На мой взгляд, это лишний раз подтверждает то, что если они не могут сформулировать и поддержать свой отказ, значит, в наших документах не имеется нарушений».
Основное судебное разбирательство иска партии «Аланский союз» к Министерству юстиции назначено на четверг, 12 июля.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия