Accessibility links

Базальтовое производство – почти «Электроцинк»?


По мнению Владимира Габаева, пустующие земли следует отдавать не под промышленные производства, а «под сахарную свеклу, пшеницу, кукурузу, тогда все тут будет свое»
По мнению Владимира Габаева, пустующие земли следует отдавать не под промышленные производства, а «под сахарную свеклу, пшеницу, кукурузу, тогда все тут будет свое»

В Южной Осетии заговорили о целесообразности строительства базальтового производства под Цхинвалом. Пожар на заводе «Электроцинк» в Северной Осетии подогрел дискуссию об экологических издержках предприятия.

Известный телеведущий и биолог Владимир Габаев разделяет опасения общественности. Он говорит, что сам постоянно сталкивается с фактами халатного отношения к экологии республики:

«Сейчас природоохранный прокурор вроде что-то пытается делать, не знаю, насколько это успешно. Он говорит, что добьется своего и будут перемены, будем ждать. Но пока я ничего хорошего не вижу на выезде. Я только и вижу, как рубят лес, как валят столетние, семидесятилетние пихты, и куда они деваются, я не знаю. Реки – это отдельная статья, за реки надо строго наказывать. Наша чистая, прозрачная до дна река постоянно течет мутная. Проезжаешь – эти дробилки, их много на реке, и возле них везде мутная вода. Это, конечно, плохо действует на водные организмы».

Базальтовое производство – почти «Электроцинк»?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:07 0:00
Скачать

Биолог говорит, что пока не знает об издержках базальтового производства, но если оно может нанести вред окружающей среде, то людям стоит поднимать тревогу:

«Тем более что все говорят о туризме, о том, что туризм надо развивать, приглашать сюда людей. А куда их приглашать?! Я просто не знаю в деталях, насколько это производство вредно, не сомневаюсь, что оно будет вредно, не знаю просто степени. Хотя, если будут хорошие очистные сооружения, возможно, и можно будет его стерпеть. Но надо думать о том, чтобы развить пока одно направление. Мне кажется, надо пока сельское хозяйство поднимать, а потом думать обо всем остальном».

По мнению Владимира Габаева, пустующие земли следует отдавать не под промышленные производства, а «под сахарную свеклу, пшеницу, кукурузу, тогда все тут будет свое». Туристов можно привлечь только чистым воздухом, невырубленными лесами, красивым пейзажем, добавил он.

Источник в правительстве республики делится с «Эхом Кавказа»: идея строительства предприятия сначала вызвала краткосрочное сопротивление. Якобы тогдашний глава Цхинвальского района Алан Плиев пытался объяснить на всех уровнях, что это вредное производство, при вытягивании базальтового волокна используются формальдегиды. Он отказывался давать разрешение на строительство под Цхинвалом, в районе села Прис. По словам моего собеседника, озабоченность высказывали и жители села, которые пригрозили выйти на акции протеста. Правда, спустя некоторое время страсти поутихли, а Алану Плиеву пришлось подписать разрешение после того, как остальные ведомства, в том числе, природоохранное и санэпидемстанция, это сделали.

Главный санитарный врач Южной Осетии Марина Кочиева объяснила свою позицию и сказала, что разрешения на строительство ведомство пока не выдавало. «Ир Базальт» представил в комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей два документа: санитарно-эпидемиологическое заключение по пределу допустимых выбросов в атмосферу аналогичного предприятия в Челябинске и результат экспертизы того же предприятия, выполненный «Центром медицины труда» города Оренбурга. По словам Кочиевой, при наличии небольших литейных цехов, как предварительно обозначают мощности бизнесмены из Цхинвала, санитарно-защитная зона составит всего 100 метров. То есть при условии соблюдения всех требований производство может быть запущено.

Сейчас в комитете ждут от ООО «Ир Базальт» проект предприятия в селе Прис с обозначением зон санитарно-эпидемиологической защиты и отмечают: в случае нарушения природоохранных норм и правил, надзорные ведомства Южной Осетии могут применить к предприятию административные меры воздействия, вплоть до закрытия. Источник в правительстве высказался и по поводу «челябинской экспертизы», которую предоставила в комитет компания «Ир Базальт»: он настаивает на необходимости проведения независимой экспертизы, чтобы снять вопросы населения города Цхинвала и села Прис.

Пока мнения в республике разделились: одни считают, что предприятие по производству базальтового волокна не более вредно, чем хлебокомбинат в центре Цхинвала. Другие высказали обеспокоенность возможным выбросом формальдегидов и базальтовой пыли, которая станет неизменным спутником производства. Они напомнили о влиянии этих выбросов на яблоневые сады, разбитые возле того же села Прис.

В этой истории не поставлена точка, предприятие еще не построено, но уже ясно: события вокруг владикавказского «Электроцинка» заставили задуматься об охране окружающей среды пусть небольшую, но активную часть югоосетинского общества. Поэтому процесс строительства и эксплуатации предприятия, в случае окончательного одобрения инвестиционного проекта, будет проходить под неусыпным вниманием общественности.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG